Функция игрушки в развитии ребенка

Функция игрушки в развитии ребенка thumbnail

Самарина Марина
Консультация «Роль игрушки в развитии ребенка»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

ДОКЛАД

Роль игрушки в развитии ребенка

Подготовила Воспитатель Самарина М. М.

Сентябрь 2013

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а игрушка ее средством, поэтому большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушки служат средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения и предметом проявления детской индивидуальности. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

Игрушки – это специально изготовленные предметы для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В игрушке в обобщенном виде представлены типичные черты и свойства предмета. У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни.

Игрушкой может быть любой предмет, если он привлекательный и вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него и манипулировать им, доступный для овладения и привнесения в свое жизненное пространство, удовлетворяет возрастным потребностям развития ребёнка, способный стать символическим объектом, на который возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков.

Для психического развития ребенка дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, они дают ему положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки, солдатики и куклы. Такие игрушкипозволяют детям включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические.

С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляются нравственные и эмоциональные переживания.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед ребенком мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т. д. Это отличная стимуляция технического мышления, ребенок обретает представление о деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, формируют правильную речь, мимику и пантомимику, а также театрально-речевые способности.

С 3-х лет у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно-моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам.

Особенно важна роль народной игрушки, цель которой — развивать, занимать, веселить и радовать ребенка.

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности.

В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Игрушки для ребенка — это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра — способ его познания.

Спортивные игрушки побуждают детей к разнообразным действиям и удовлетворяют потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики, что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Велико воздействие игрушек на развитие способностей детей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого.

Игрушка — средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки — забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Благодаря воспитанию, посредством игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение. Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка.

Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком. Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Источник

«Роль игрушек в развитии ребенка».

  Значение игрушек для ребёнка

Для гармоничного и интенсивного развития каждому ребёнку необходимо не только хорошее питание, правильная гигиена, но и развивающие игры, но и правильные игрушки. С помощью игрушек малыш знакомится с окружающим миром.

Первое, что находится вокруг крохи, что помогает его заинтересовать, это игрушки. Только активно взаимодействуя с окружающими предметами, контактируя с близкими людьми, малыш полноценно развивается.

Ребёнку необходимо постоянное общение, его надо учить играть.

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Слово «игрушка» — для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

 «Какие игрушки нужны детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов из лоскутков. Из огромного количества игрушек, подаренных ребенку, только он сам способен выбрать то, что действительно нужно ему. Именно ту игрушку, память о которой он пронесет по всей своей жизни, а возможно, и подарит своим детям вместе с тем чувством близости и теплоты, которое они ощутили вместе. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую может наказать, поругать, пожалеть и утешить. Именно она поможет преодолеть страх одиночества, когда родители уходят, страх темноты. Их ломают, наказывают, забрасывают в дальний угол, но именно о них вспоминают дети в минуты разочарований. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

  1. Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигур­ки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Читайте также:  Значение игры для развития личности ребенка

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным иг­рушкам также относятся те, что изображают зверей, домаш­них животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

  1. Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

  1. Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их ле­жит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

  1. Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети игра­ли — жили в образе.

  1. Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

  1. Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

  1. Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изоб­ражающие пианино, балалайки и др. музыкальные инстру­менты.

  1. Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

  1. Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Среди всех вышеперечисленных игрушек, есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за сто­лом, ребенок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками, а вот для улицы мелкие игрушки не годятся.

Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и выбро­сит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющие­ся игрушки однородны — это приведет к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно убери­те, через некоторое время обыграйте их с ребенком. Или разделите игрушки на несколько равно­ценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так индивидуальные игрушки. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинирован­ность и ответственность в дальнейшем.

Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести но­вую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Никогда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на ее покупку, значит, можно пообещать ребенку, что ее подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребенка попытайтесь переключить.

Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место, не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори элементы которой, можно увидеть в кабинете коррекции №8 г. Атбасар, но это несложно сделать и в комнате у ребенка, для этого детская комната или уголок условно делится на зоны:

 математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

языковая (кубики с буквами, книги),

 зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

 зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

 зона физического развития (фитбол, рукоход).

Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента начала ползания. Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте.

Покупайте игрушки осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

  Какие игрушки нужны ребенку — ответ на этот вопрос зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время, которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик.

  Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом «Лучше меньше, да лучше». Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых. 

Внимание!

  • Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.

  • Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.

  • Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.

  • Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.

  • Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его «игрушек» может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

  • Детство любого ребенка неотделимо от игрушек. Современные магазины предлагают нам огромный ассортимент игрушек, способный угодить не только желаниям ребенка, и требованиям родителей. Очень часто, присматривая подарок малышу, мы стоим перед выбором: купить яркую, дорогую, многофункциональную игрушку или отдать предпочтение подарку с меньшим набором характеристик, но укладывающейся в семейный бюджет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, нужно понять, для чего вообще нужна ребенку игрушка?

  • Детская игрушка – это пропуск во взрослый мир. С ее помощью малыш знакомится и исследует окружающую действительность, учит общаться, узнавать себя и выражать чувства. Любая игрушка, независимо от цены и качества, затрагивает эмоциональный мир ребенка. Играя, малыш представляет свой мир, воображает и придумывает собственных героев, их истории и приключения. Игрушка – это проводник фантазии, поэтому очень важно, чтобы она нравилась ребенку.

  • При покупке игрушки для ребенка подумайте, как с ней можно играть и насколько быстро она может надоесть. Не забывайте, что игрушки следует выбирать, а не собирать. Железная дорога с пультом управления и механическая кошка, поднимающая лапу, может оказаться надолго в шкафу. Купите набор разноцветных кубиков, из которых можно построить дом или крепость, пластмассовую собачку, которую можно выводить гулять, купать, разрисовывать фломастерами. Ребенку нужна игрушка, с которой он может играть, не боясь ее сломать. Помните, любая, даже самая лучшая, игрушка не может заменить живого общения с родителями.

Читайте также:  Таблица развития ребенка первого года жизни

Онопка Елена Павловна

Психолог КГУ «КППК№8, г. Атбасар »

Источник

Педагоги, психологи, этнографы, изучающие игрушку, выделяют разные типы и виды игрушек, необходимые ребенку на разных этапах его взросления и становления. Первую классификацию игрушек предложила Е.А. Флерина [131], которая долго была принята в теории и практике дошкольного воспитания. С появлением новых видов игрушек, на сегодняшний день нет единой классификации. Возможна классификация игрушек на развивающие; сюжетные, или образные; технические или конструктивные; спортивные; театральные и музыкальные; дидактические; игрушки-самоделки и игрушки-забавы. К ним можно добавить декоративные игрушки, а также игрушки, выполняющие культово-магические функции.

Подобное деление игрушек на виды условно, однако оно необходимо для анализа и характеристики всего ассортимента игрового материала. Вместе с тем одни и те же игрушки в зависимости от признака можно отнести к разным видам. Например, поскольку значительная часть технических игрушек (транспорт, бытовая техника) представляет собой образ, то такие игрушки могут быть отнесены к сюжетным, или образным. То же самое можно сказать и об игрушках — забавах, среди которых немало образных (например, клюющая курочка, танцующий мишка). Однако основное предназначение таких игрушек — забавлять и развлекать детей, поэтому они отнесены к игрушкам — забавам.

Образные, или сюжетные игрушки составляют самую многочисленную группу. К ним относятся куклы и разнообразные игрушки для игр с ними (мебель, хозяйственный инвентарь и пр.), игрушки, изображающие домашних птиц и животных. Сюда же можно отнести значительную часть технических игрушек, отображающих технику в быту и на производстве, различные виды транспорта и т.п. Данный вид игрушек исследователи называют по-разному: изобразительные (Д.Б. Эльконин), сюжетные (Е.Б. Моложавая, А.П. Усова), образные (Е.А. Флерина).

Из предыдущего раздела видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу — зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. Если же рассматривать игрушку в ее функции, то, как утверждает Д.Б. Эльконин, «можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка» [141, с.41].

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций. Среди педагогов, психологов, культурологов и других исследователей нет единого мнения о том, какие функции имеют игрушки. На основе изучения этнографической, педагогической и психологической литературы (Н.М. Левина, А.Ф. Можаровский, Е.А. Покровский, Н.А. Рыбников, Е.А. Флерина, Н.С. Жданова, Т.Н. Зиновьева и др.) можно выделить следующие функции:

Эмоциональная. Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений; во всех видах своей детской активности дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне. Развитие этого уровня достаточно актуально в современных условиях, когда жизнь предъявляет повышенные требования к эмоциональной сфере, эмоциональной устойчивости. Отсюда необходима способность регуляции эмоций для того, чтобы сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у детей. Исследуя как конкретный объект любимую игрушку, можно отметить, что чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость в общении именно с любимой игрушкой, которая становится лично — значимым объектом на протяжении дошкольного детства, а нередко и выходит даже за пределы этих возрастных рамок. Он переживает с этой игрушкой жизнь во всех эмоциональных проявлениях, доступных его пониманию. Чувства к любимой игрушке более глубоки и устойчивы и не утрачиваются, даже если ребенку покупают новые, более яркие и привлекательные игрушки. Они лишь только на время заинтересуют ребенка, но вернется он именно к эмоционально значимой любимой игрушке, рассказывая ей о своих радостях и огорчениях. Поэтому потребность в кукле или игрушечной любимой зверушке возникает не только у девочек, но и у мальчиков.

Культурологическая. Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа. Отсюда такое многообразие образов в тех регионах, где компактно проживают люди разных национальностей. В тоже время у одного и того же народа в игрушках наблюдается художественно — устойчивые черты, которые сохраняются на протяжении большого отрезка времени даже тогда, когда общество уже перешло на новый технологический уровень.

Эстетическая. Игрушка проектируется и создается по «законам красоты». У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки. И сегодня изготовители ориентируются на вкусы маленького потребителя. В то же время именно игрушка, как объект самого пристального детского изучения, является «эталоном» красоты, который ребенок проносит через всю свою жизнь.

Гуманизирующая. Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание «развивающая игрушка». Следует отметить некоторую однобокость этого понятия, потому что всякая игрушка в той или иной мере развивает ребенка, просто в развивающих игрушках эта функция становится ведущей.

Воспитательная. Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками — проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать у них память, внимание, сообразительность.

Креативная. Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе. В этом случае творчество может носить «субъективный характер», вновь познанное или созданное будет новым лишь для ученика, но это не умоляет самого процесса.

Когнитивная. Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно — пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. В жизни мы часто видим как дети «ломают» новые игрушки и в этих их поступках видим только факты «вандализма». Вместе с тем, все психологи отмечают, что такие действия детей следует рассматривать, как продолжение процесса изучения игрушки. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.

Информационная. Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире. Дети благодаря разнообразным игрушкам познают то, что не могут манипулятивно познать в жизни. Она служит средством предметного моделирования объектов, обладая доступностью, простотой, экономичностью, трансформируемостью и вариативностью некоторых видов. Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.

Читайте также:  Показатели развития ребенка до года по месяцам

Функциональная. Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: «Играй» и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни — машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т.д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей, намного раньше, чем он сможет понять смысл слов, которыми мы характеризуем ту или иную функцию вещи.

Технологическая. Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки. В древности это были материалы естественного происхождения, те которые имелись непосредственно в месте проживания: глина желтая, красная, белая; дерево разных пород, ткань и кожа, реже камень или кость. Человечество прошло большой путь, прежде чем, появились игрушки из металла. Они свидетельствуют о том, что люди полностью освоили технологию и производство сначала меди и бронзы, затем железа. Сегодня массовое производство игрушек из пластмассы также свидетельствует об уровне технологической культуры.

Образовательная. Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний. Эта функция включает в себя многое из того, что было уже написано выше.

Формирование воображения. Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.

Коммуникативная функция. С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

Символическая функция предмета — игрушки — действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.

«Магическая функция» — раскрывает связь народной игрушки с древними представлениями. Крестьянская игрушка XIX — начала XX веков сохраняла не только архаичность формы, но и не утратила окончательно своего значения как магический предмет. Связь куклы с культом плодородия и материнского начала, во многом объясняется жизнеспособностью этой распространенной формы народной игрушки. На ранних этапах своего развития игрушка выполняла культовую функцию, наделялась магической силой плодородия.

Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л. Лэндрет [72] приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.

Как отмечает В. Абраменкова: «Ведь игрушка для ребенка — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений» [1, с.28]. В общении с игрушкой много воображаемого, условного, но переживания детей всегда искренние, настоящие. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирования, в раннем возрасте — предметная деятельность, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, в младшем школьном — учебная деятельность. Опираясь на статью В.С. Мухиной, рассмотрим назначение игрушек по возрастам [82].

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящихся действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. В этом же возрасте он получает множество игрушек — заменителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Игрушки — копии предметов, существующих в быту взрослых, помогают ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

К трем годам набор игрушек, по сравнению с ранним возрастом, расширяется. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций. Ребенок чаще всего выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», в «папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Стремление ребенка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья — деньгами, и др. Играя, ребенок живет в двух мирах сразу: во внешнем — состоящем из пространства и предметов, и во внутреннем — мире воображения, воспоминаний, мыслей и чувств. Четырехлетний ребенок, играя, задумывается о природе вещей. Чем различаются жизнь реальная и «понарошку», факт и выдумка, правда и ложь?

Пятилетние и шестилетние дети постепенно теряют интерес к крупным игрушкам, которые перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Игрушка — неотъемлемая часть детской жизни, основное действующее лицо творимого детьми мира. Тяготение к этому миру, сказочному и загадочному, веселому и грустному, но всегда жизнеутверждающему, характерно для детей всех возрастов. И на всех путях развертывающейся человеческой жизни игрушка оказывается помощником и другом.

Сегодня игрушки — очень прибыльный бизнес, и игровая индустрия расширяется с каждым годом: к настольным, мягким и механическим игрушкам добавились электронные и компьютерные. Но, глядя на ту или иную «новинку», поражаешься порой вопиющей безграмотности ее изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка, как отмечает В. Абраменкова «не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины» [2, с.372].

Но детская игра изначально вовсе не похожа на миниатюрный рай. Как отмечает М. Тендрякова: «В ней всегда сталкиваются противоборствующие начала — «хорошие» и «плохие», «свои» и «чужие», поощряемое и наказуемое, «казаки» и «разбойники». Более того, детская игра чутко реагирует на конкретный историко-культурный контекст, и в той или иной мере она — своеобразный портрет эпохи» [120]. Посредством игрушки ребенок наглядно, чувственно и рационально познает мир. Игрушка отражает господствующие в данном обществе политические, идеологические, нравственные установки и идеи. Постепенно игрушка из интимной, личностной, семейной, родовой становиться все более общей, ничейной в смысле привязанности к конкретному, единичному.

Как считает М.В. Осорина, «начиная с последней трети XIX века на игрушку стало губительно действовать производство в промышленных масштабах, в результате пострадали сами игрушки, поскольку они утратили многие функции» [106]. Кроме этого, по мнению М.В. Осориной, настоящая хорошая игрушка не может являться «серьезной» вещью. Реб?