Водить ли ребенка в центр раннего развития
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще «ходить» в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно «заниматься». И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: «А не рано ли?» Мне ответили: «Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите».
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба — после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: «А вы ходите на развивашки?» И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом «покрасоваться» перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети «пресытились» знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине — вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым «развивашки» действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? — спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями — это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на «развивашки» водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время — то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития — им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие — это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция — это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на «развивашки» где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются — вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное — упущенное время!!!
Важный вопрос — качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой «развивашки» справляются на «ура».
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом «развивашки» имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии — на моем канале
Источник
Екатерина
Я однозначно ЗА них. Мы ходили с 6 месяцев. Занятия просто неоценимы!!! Мамы туда ходят не рисовать с детками, а учить навыкам социализации. Там все детки учатся делиться с ЧУЖИМИ детьми, давать, ждать…. Там море всего полезного. В одном посте все и не напишешь. Я и дома могу проводить эти занятия, т.к. это моя любимая работа, но это нереально. Водила деток к моей напарнице, а сама работаю с чужими чудо-детками.Одной с двойней ходить нереально.Сейчас мы пошли в сад. Дети пошли одни в группу на второй день. Их оттуда не забрать)))) 90 процентов — это результат курсов. Пока детки в саду, я консультирую родителей, чьи детки никуда не ходили, не отпускают маму, либо истерят до рвоты, либо забиваются в угол и молча страдают.
Татьянка
1. Первый раз повела детей, когда им исполнился год. После 3 раз поняла, что им это не нужно совершенно, а для меня это настоящий подвиг, т. к. сначала их нужно собрать, собрать сменную обувь, водичку, запасные памперсоны, а если это холодное время года, как было в моем случае, то еще и сменную одежду, т.к. в помещении жарища. Затем собраться самой, далее добраться до этого центра (центр находился в соседнем доме, но тем не менее на дорогу уходило времени прилично:)) В месте назначения детей нужно переобуть и переодеть, а далее все занятие мотыляться от одного ребенка к другому, выполняя задания, затем обратная процедура переодевания и переобувания. И все это ради сорока минут!!!!!!Потом повела их в 1,5 года, не заметив особого интереса у детей, решила еще повременить.Привела в 2 года и, о чудо!!!!! Им понравилось. И мне тоже очень понравилось, т.к. времени на сборы тратится гораздо меньше, добегаем до места назначения оч шустро и самое приятное для меня, мне не нужно с ними находиться и контролировать, мы с другими мамочками сидели на диванчиках в соседней комнате и 1,5 часа, а не 40 минут, болтали, хихикали и расслаблялись!Сейчас тоже вожу и оставляю на 3 часа, сама ухожу по своим делам, у нас своего рода подготовка к саду.3. На мой взгляд толк только в том, что дети учатся взаимодействовать в коллективе и оставаться какое-то время без мамки:)))
Светлана
мой опыт:)1. Старшую дочь водила с 2,5 лет. Мы проходили не долго, около 5 мес (пока не родила младших). Доче понравилась ритмика и пение (можно было побегать, поскакать, покричать (попеть)). А развитие речи и считалочка (математика) — рановато.2. Мамочки, бабушки, нянечки сидели в коридорах на диванах. Детьми занимались учителя.3. Согласна, что ничего уникального в развивашках нет. Стоило не дорого (по сравнению с другими), но продуктивнее самой. Группа 10-15 малышей, понятно что за 30 мин. каждому подойти и объяснить не возможно. к кому подойдут, к кому нет.4. буду водить в центр ближе к школе, может быть за год до школы на подготовительные. и в интернете и в магазинах книжных много информации, пособий для развития детей. можно и самой заниматься, конечно при условии, что мама не работает, а занимается детьми (не хочется писать сидит дома, потому что ну какое тут сидение)))извините за корявость:)
AnnaPo
Может, и мой опыт пригодится. Отвечу по пунктам.1. Не водила. Начала водить старшую дочку с 4 лет, т.к. считала это альтернативой детскому саду, в который она пошла только в 5. До 4 лет занималась сама дома. Причина — считала, что лучше провести это время на прогулке, чем в помещении, кроме того, окружающие нас дети, которые ходили в группы развития, часто подхватывали там простудные заболевания; да и график занятий обычно предлагался мне неудобный.2. не знаю :-)3. думаю, польза есть от любых развивающих занятий. В то же время, ничего уникального в центре развития не почерпнешь. Знания о играх-занятиях методиках я активно черпала из книг и интернета; но на это уходит время и силы, в центре развития все подскажут да еще дополнят личным опытом педагога, если повезет.4. Не сомневаюсь, может быть. Но если не получится посещать центр развития, можно успешно заменить его дома.
Катя
1. Мы ходили с полутора лет. Сейчас пошли в садик и перестали, тк после сада ребятам тяжеловато по вечерам заниматься, а по выходным занятия проводят в неудобное для нас время. Из-за этого стараюсь каждые выходные сама готовить детям тематические дни.2. Одной нереально))) надо активно участвовать во всем вместе с детками, помогать. Нам иногда преподаватель помогала, когда кроме меня никто не мог пойти на занятия, но намекала, что ей надо урок вести, а не с нами лично возиться.3. Для нас лично толк был в том, что мы узнали много новых игр и вообще знали, чем и как можно дома заниматься с детьми. Кроме того, общение с чужими взрослыми и другими деткам помогло готовиться к садику.4. Мой личный опыт — никогда не показывать детям, если мне самой какое-то занятие не нравится — они сразу теряют к нему интерес и даже могут капризничать. Поэтому любую игру или занятие самой надо начинать с воодушевлением и увлекать детей)))
Читать
все
22
комментария
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
В настоящее время рынок образовательных центров и центров развития ломится от предложений — некоторые организации предлагают специальные программы для детей уже с 8 месяцев. Разумеется, любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично и вырос цельной личностью, но могут ли помочь в этом центры развития? В этом вопросе разбирались психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова и научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Нисская.
ПРОТИВ
Психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова озвучила позицию «против»:
Выдача обыкновенных методик за авторские
Для начала давайте разберемся, что же предлагают в центрах раннего развития. На красочных сайтах красиво рассказывается об «авторских программах развития», но любой грамотный педагог-психолог тут же понимает, что никакого авторства там, скорее всего, нет. Более того, подобные программы развития не являются чем-то уникальным: все они построены исключительно на развитии навыков, которые в норме формируются у ребенка самостоятельно при достижении им определенного возраста.
Стресс для малыша
Для каждого ребенка посещение любого заведения — большой стресс. Малыши тяжело переживают дорогу, большое скопление людей, повышенное внимание к себе со стороны незнакомых взрослых. Такой стресс может негативно сказаться как на здоровье ребенка, так и на его развитии в целом.
Риск для здоровья
Посещение подобных центров — всегда риск для здоровья, ведь там можно «подцепить» любую инфекцию, а иммунитет у детишек в раннем возрасте еще очень слабый.
Цена услуг
Центры раннего развития — удовольствие не из дешевых, причем, удовольствие довольно-таки сомнительное.
Анастасия Нисская внесла ремарку: «Отвечая на вопрос о вреде и пользе посещения центров раннего развития, предлагаю вынести за скобки все некачественные предложения, места, где не соблюдаются санитарные нормы, где на мам и детей ругаются, где физически неприятно находиться. Такие, безусловно, есть. Как с ними обходиться понятно и без экспертного мнения», — и выделила иные, не менее важные аргументы «против»:
Влияние рекламы центров на психику родителей
Реклама центров раннего развития наносит существенный вред психологическому состоянию родителей. Современную маму очень легко погрузить в состояние тревоги, намекнув ей об отсутствии каких-то знаний или опыта, медленном темпе развития ребенка; легко заставить переживать о том, что у семьи нет возможности дать малышу самое лучшее.
Несоответствие программ центров возрасту детей
Иногда программы центров не соответствуют возрастно-психологическим потребностям детей, что делает обучение не просто бесполезным, а даже вредным.
ЗА
Однако психолог Анастасия Нисская выделила и плюсы, которые дает посещение центров раннего развития:
Опыт приятного времяпрепровождения с ребенком
Мама получает опыт приятного времяпрепровождения с ребенком. Это крайне важно, поскольку взрослому человеку объективно трудно долго быть с малышом, играть с ним в подходящие по возрасту и интересные ему самому игры. Если, приходя в центр, мама знакомится с практиками, которые делают ее общение с ребенком более приятным (ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ДЛЯ НЕЕ), — значит, эти посещения уже далеко не напрасны.
Преодоление мамой собственной изолированности
Молодая мама получает возможность выйти за пределы замкнутого пространства, в котором она оказывается после рождения малыша (обычно это квартира, территория возле дома и детская поликлиника). Ощущение «запертости» — одна из причин послеродовой депрессии. Посещение вместе с ребенком центра развития — повод выйти на улицу, красиво одеться и накраситься, что крайне необходимо для любой женщины. Молодым мамам нужно преодолевать изолированность, чтобы справляться с тяжелым эмоциональным состоянием.
Эксперты портала «Я — Родитель» разделили позицию «за» и привели в защиту свои аргументы:
Внесение разнообразия в жизнь ребенка
В какой обстановке в городе растет малыш? Похожие друг на друга дома, одни и те же дворы для прогулок — картина весьма однообразная. И хотя, возможно, дети в такой атмосфере вовсе не скучают, задания с красочными карточками тем не менее они выполняют с огромным удовольствием.
Адаптация ребенка к коллективу
Несомненным плюсом является то, что благодаря центрам раннего развития малыш может получить свой первый опыт нахождения в коллективе. А это, в свою очередь, способно позже облегчить адаптацию к детскому садику.
ВЫВОД
Отдавать или не отдавать малыша в центр раннего развития? Решение остается за родителями. Главное, чтобы оно было осмысленным и основанным как на осознании пользы для себя, так и осознании пользы для ребенка.
Анастасия Нисская: «Риски от посещения центров раннего развития, безусловно, существуют (медицинские, психологические, социальные). Вместе с тем, для психологического равновесия матери эти посещения могут оказаться крайне полезными, что в свою очередь может стать залогом благополучного развития малыша».
Екатерина Сафонова: «Центр раннего развития — возможность для ребенка социализироваться в достаточно раннем возрасте. Общение с детишками, их родителями, педагогами и воспитателями способствует развитию у малыша социальных навыков. Но не забывайте, что высокая потребность в общении у ребенка возникает только после 3 лет, до этого возраста главное — не переборщить с общением и не вызвать у ребенка стресс.
Кроме того, все те занятия, которые проводятся в подобных организациях, мама может вести с ребенком сама. Развитие мелкой моторики рук, рисование, лепка, пение, различные игры — для ребенка гораздо лучше, если всем этим с ним будет заниматься мама, а не «незнакомая тетя». Малыши очень привязаны к родителям, поэтому с огромным удовольствием будут играть именно с ними. Чем больше вы подарите своему малышу любви, ласки и тепла, тем более гармонично он будет развиваться. Секрет успеха именно в любви, а не в авторских методиках».
Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов
Пройти тест
Источник