Внутренние условия развития ребенка

Внутренние условия развития ребенка thumbnail

Ведущим внутренним условием считается наследственность. Ученых, занимающихся изучением влияния наследственности на психическое развитие интересует: существуют ли определенные способности, личностные черты и особенности поведения, в значительной степени зависящие от специфической генетической предрасположенности индивида? Подвержены ли эти характеристики влиянию окружающей среды?

Для оценки влияния наследственности на развитие используют две основные стратегии: изучение близнецов (моно- и дизиготных) и изучение приемных детей.

Проводились исследования влияния генотипа на интеллект, особенности личности.

Для оценки влияния генотипа необходимо ввести понятия неразделяемых и разделяемых влияний окружающей среды (НВС и РВС).

К НВС относится уникальный опыт индивида, не разделяемый с другими членами семьи и обусловливающий различия между ними. Например, один из пары близнецов увлекается головоломками, а второй – нет. Это может обеспечить различия в уровне интеллекта.

К РВС относится опыт, общий для всех членов семьи, обусловливающий сходство между ними. Например, родители используют одинаковые стратегии родительского поведения.

Влияние генотипа на интеллект. Установлено, что по мере развития ребенка, гены оказывают все большее влияние на индивидуальные различия в его интеллекте. В течение первого года жизни монозиготные близнецы не отличались от дизиготных в степени корреляции между успешностью выполнения тестов на умственное развитие. Но к 18 месяцам генетические влияния были уже заметны. Монозиготные близнецы не только демонстрировали большее, нежели дизиготные, сходство в результатах выполнения тестов, но и изменения в их результатах, происходящие от одного тестирования к другому, также становились более похожими, чем изменения в результатах дизиготных близнецов. Т.о., генотипы влияют как на течение, так и на уровеньдетского интеллектуального развития.

С 3 до 15 лет монозиготные близнецы в своей интеллектуальной деятельности оставались в значительной степени похожими друг на друга. Напротив, дизиготные близнецы демонстрировали наибольшее сходство по уровню интеллекта в возрасте 3 лет. К 15 годам значение корреляции между уровнем интеллекта дизиготных близнецов не превышало цифры, характерной для обычных сиблингов.

Исследования приемных детей показывают ту же картину. Интеллект приемных детей на ранних этапах развития значимо коррелируют с уровнем интеллектуальной деятельности как биологических (влияние генотипа), так и приемных родителей (воздействие социума). К подростковому возрасту сходство с биологическими родителями по прежнему остается, но уже нет соответствующего сходства с приемными родителями. Следовательно, исследования показывают, что влияние на интеллектуальное развитие со стороны социума со временем уменьшается, в то время как влияние и генотипа и НВС становится все более сильным.

Влияние генотипа на личностные особенности. Изучение этого вопроса показало большую схожесть монозиготных близнецов, чем дизиготных. Многие личностные черты в умеренной степени генотипически обусловлены (около 40%). Умеренность предыдущего показателя указывает на то, что особенности личности во многом обусловлены фактором внешней среды. К трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся: эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность проявляется в склонности легко поддаваться определенным эмоциям (страху, гневу). Социабельность – это то, насколько люди предпочитают проводить время или заниматься любимым делом вместе с другими людьми, вместо того, чтобы делать это в одиночку. Сходство в уровне эмоциональности отмечается у близнецов на протяжении всей их жизни. Сходство же в уровне активности и социабельности уменьшается вплоть до зрелого возраста, что объясняют различными жизненными обстоятельствами, в которые они попадают после достижения взрослости.

Влияние генотипа на нарушения поведения и психические заболевания. Исследования близнецов, страдающих шизофренией показало, что коэффициент соответствия между монозиготными близнецам составляет 0,48, в то время как для дизиготных близнецов он равен 0,17, а так же установлено, что, если шизофрения отмечалась у родителей, то дети в большей степени подвержены риску стать больными, даже если они были усыновлены в раннем детстве приемными родителями.

В последние годы стало очевидным, что генотип оказывает влияние на появление различных видов аномального поведения и аномальных состояний, таких как алкоголизм, преступные наклонности, депрессия, гиперактивность, маниакально-депрессивный психоз, невротические нарушения.

В то же время установлено, что монозиготные близнецы отличаются по проявлению психических заболеваний и нарушений поведения, из чего следует, что эти феномены в значительной степени обусловлены окружающей средой. Это значит, что люди не наследуют поведенческих нарушений, а наследуют предрасположенность к определенным болезням и нарушениям поведения. Для запуска, например, психического заболевания обычно требуется значительное количество тягостных переживаний, которые не обязательно встретятся на жизненном пути ребенка.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка выше среднего

Помимо наследственности (генотипа) существует много других факторов, относящихся к группе внутренних, определяющих биологическое и, следовательно, психическое развитие ребенка.

Хромосомные и генетические аномалии, вызывающие нарушения развития. Оно обусловливают такие заболевания, как синдром Дауна, фенилкетонурия (сопровождается гиперактивностью, интеллектуальной недостаточностью), болезнь Тей-Сакса (дегенерация НС, ранняя смерть).

Влияние тератогенов на пренатальное развитие. Тератогены – понятие характеризующее факторы внешней среды, которые могут нанести вред эмбриону или плоду (плод с 9-й недели беременности). Тератогены особенно опасны в сензитивные периоды внутриутробного развития.

Обобщить действие тератогенов можно с помощью следующих положений:

1) наиболее отрицательное влияние на орган или систему организма тератоген оказывает в тот период, когда эта структура формируется и интенсивно растёт;

2) не все эмбрионы или плоды в одинаковой степени подвержены действию тератогенов; подверженность отрицательному влиянию зависит от генотипа матери и ребёнка, а также от особенностей пренатальной среды;

3) один и тот же дефект может быть вызван различными тератогенами;

4) один тератоген может привести к возникновению нескольких нарушений;

5) чем дольше организм подвергается действию тератогена и чем сильнее это воздействие, тем больше вероятность возникновения нарушения и тем оно серьёзнее;

6) долгосрочные эффекты тератогена зависят от качества постнатальной среды.

Виды тератогенов:

— заболевания матери (краснуха, герпес, сифилис, ветряная оспа, грипп, токсоплазмоз, диабет, свинка, инфекции мочевыводящих путей и др.);

— лекарства (антибиотики, ибупрофен, противозачаточные таблетки, витамины);

— наркотики;

— алкоголь;

— табак;

— радиация, химикаты, тяжелые металлы.

Особенности питания матери. Вредно недоедание, дефицит некоторых витаминов.

Эмоциональное состояние матери. Частые и продолжительные стрессы негативно влияют, вызывая кислородное голодание ребенка.

Возраст матери. Оптимальный возраст для вынашивания ребенка от 16-17 до 35 лет, после 35 лет резко возрастает число аномалий развития ребенка.

Особенности родовой деятельности. Использование щипцов или вакуумного экстрактора могут вызвать внутримозговые кровоизлияния.

Следует отметить, что все из перечисленного, за исключением генетических аномалий, по сути, является внешним (средовым) воздействием, но поскольку эти воздействия оказывают влияние, прежде всего на анатомо-морфо-физиологическое развитие, то мы и относим эти факторы к внутренним.

Также к внутренним условиям психического развития следует отнести роль врожденных потребностей (инстинктов) на ход развития.



Источник

Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного.

От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, которая включает морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные индивидуальные признаки (конституция, цвет кожи, волос, глаз, группа крови, тип ВНД и т.д.). У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения — безусловных рефлексов. Ребенок, в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой.

Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой, своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем влиянии социальной среды.

Например, при возникновении определенных психических реакций может изменяться в зависимости от условий, созданных взрослым. Если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, добро разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Ребенок получает от рождения способность к элементарным психических функций (так называемые задатки): различных видов ощущения и восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.п.), простого запоминания. Высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольная память, воображение, воля) потребует длительного периода обучения и воспитания.

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние.

Внешние — факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) Стратегическое — национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;

3) микросреду — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Внутренние условия психического развития ребенка — это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.

Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основные формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации.

Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе ученики усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (екстериоризация).

Читайте также:  Чем можно заняться с ребенком 2 лет дома для развития

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.

Движущие силы — внутренние противоречия, побуждающих человека к активности, направленной на их преодоление. Например, Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.

1. Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, в результате появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.

2. Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности». В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.

3. Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.

4. Между перспективными и близкими целями.

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, происходит только из-за ее активность.

ВЫВОДЫ о предпосылках, условиях и движущие силы психического развития ребенка:

— Предпосылкой психического развития ребенка является его естественная основа, обусловленная генотипом;

— Источником и внешней условием психического развития ребенка является социальная среда;

— Внутренним условием психического развития ребенка является его психические особенности;

— Противоречия между внешними и внутренними условиями развития психики ребенка выступают движущими силами его психического развития.

Источник

Внутренние условия развития ребенка

ТОП 10:

Предпосылки психического развития — то, что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренне обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психического развития — это качество и особенности воспитания человека; внутренние — активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах его совершенствования как личности.

Человек – существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяют 2 основных фактора: биологический, природный, и социальный – условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание.
Биологические условия – наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки (задатки, тип ВНД) для формирования различных видов психической деятельности.
Социальные условия – ни одно из специфических человеческих качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков, требуются определенные условия обучения и воспитания (пример Маугли).
Однако ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем.
Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро — и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.
Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он — одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.
По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.
На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.
Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика — основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).
Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро — макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация), а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.

Читайте также:  Роль мелкой моторики развитии ребенка



Источник