Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка

Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 23.02.2021).



Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.

По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.

Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2]

Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей;

2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;

3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;

4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;

5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;

6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;

7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен.

«Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5]

Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений:

Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина.

«Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.

Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.

Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.

Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Таблица 1

Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3]

Типы семейных отношений

Краткая характеристика

Формируемые качества

Авторитарная семья

Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его

Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности.

Опекающая семья

Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы.

Безразличная семья

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей.

Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании

Сотрудничество в семье

Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь.

Читайте также:  Развитие ребенка после 1 месяц жизни

Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4].

Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон.

Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми.

Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания.

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения.

Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.

Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка.

Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.

Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает.

Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других».

Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.

Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению.

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова.

Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению.

В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей.

Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений.

Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого».

Читайте также:  Специфика развития личности ребенка дошкольного возраста

«Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили.

Литература:

  1. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru
  2. Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru.
  3. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru
  4. Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru
  5. Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, друг, семейная атмосфера, семейная культура, старшее поколение, член семьи.

Источник

Теоретические и методологические проблемы современного дошкольного образования.

Тема: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»  

Горленко Татьяна Александровна

Воспитатель МДОУ д/с №25

«Солнышко» села Покойного

Добрый день! Разрешите начать свое выступление с короткого стихотворения:

Дети – это счастье, дети – это радость,

Дети – это в жизни свежий ветерок.

Их не заработать, это не награда,

Их по благодати взрослым дарит Бог.

Дети, как ни странно, также испытанье.

Дети, как деревья, сами не растут.

Им нужна забота, ласка, пониманье.

Дети – это время, дети – это труд.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная.Тема моего выступления: «Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста» чрезвычайно актуальна, в связи с тем, что формирование личности в дошкольном возрасте обусловлено уровнем эмоционального благополучия. Однако среди традиционно позитивных эмоций, у дошкольника зачастую присутствуют не только положительные, но и негативные эмоциональные тенденции. Негативно окрашенные эмоции отрицательно сказываются на общем психологическом благополучии дошкольника, что отражается на его деятельности и служит как неблагоприятный фактор личностного развития ребенка.

Дошкольное детство служит предметом пристального внимания, как ученых, так и практиков. Это возраст форсированного формирования и развития большого числа психических процессов и свойств личности; дошкольник активно включается в широкий перечень разнообразных видов деятельности. На этом развития человека формируются и развиваются такие свойства личности, как: самосознание и самооценка; осуществляется градация в иерархии мотивационных процессов, их соподчинение. И самую значимую функцию в этот период развития выполняет семья. Развитие личности дошкольника происходит под, влиянием системы взаимоотношений в семье.

Семья становится полигоном для приобретения первых навыков взаимодействия, постижения первых социальных ролей, усвоение норм и ценностей. Тип взаимоотношений в семье запускает механизм формирования личности дошкольника и задает направление его развития. Влияние взаимоотношений в семье на личность дошкольника самый сильный из всех других воспитательных воздействий. Именно взаимоотношения в семье определенным образом воздействуют на процесс и результаты формирования личности дошкольника. Только семья может гарантированно обеспечить развитие многих качеств личности, которые могут быть воспитаны исключительно в условиях, отчего дома. Это обуславливает тот факт, что от позиции родителей по вопросам научно-педагогических организационных основ зависит направленность личности ребенка.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Глава 4.Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В нашем детском саду, педагогами уделяется большое внимание изучение семьи, ее традиций в области воспитания и взаимоотношений в семье. Так как это является чрезвычайно важным как фактором, обуславливающих развитие личности ребенка дошкольника, так иумение вести себя в детском коллективе.

Перед нашим коллективом стояла задача оптимизировать коммуникации в детском коллективе и сформулировать основные направления работы взаимоотношений в семье, что предполагает усвоение детьми бесконфликтных навыков общения со всеми участниками образовательного процесса.

Цель – создать единое пространство развития ребенка в семье иДОУ, социумеи сделать родителей участниками полноценного ознакомления с организацией и деятельностью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. расширение контактов между дошкольным учреждением, семьей и социумом посредством моделирования перспектив взаимодействия с помощью разнообразных форм работы;
2. повышение педагогической компетентности родителей;
3. повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
4. активизация членов семьи в воспитании и развитии детей.

Взаимоотношения в семье, в которой ребенок принимает непосредственное участие – это отношения детей и родителей. Понимание отношений между детьми и их родителями непосредственным образом влияет на формирование личности ребенка. Центральным принципом взаимоотношений в семье А. Адлер назвал взаимное уважение между членами семьи. По А.Адлеру, самосознание ребенка напрямую зависит от взаимоотношений в семье, насколько любим дошкольник и насколько уважительно относятся родители к своему ребенку. Из исследований Адлера следует насущная необходимость приучить родителей с уважением относиться к уникальности, индивидуальности и неприкосновенности ребенка с самого раннего возраста. Семья, по мнению ученых, является фактором, влияющим на то, насколько успешно будет проходить социальная адаптация дошкольника, и даже может стать одной из причин социальной дезадаптации личности ребенка. Исходя из этого, можно утверждать, что характер взаимоотношений в семье является основным условием социальной адаптации дошкольника.

Семья предоставляет дошкольнику начальный опыт социального и эмоционального общения. Эмоциональная обстановка в семье, где формируется личность дошкольника, оказывает значимое влияние на формирование его мировосприятия. Из взаимоотношений в семье вырастает «зона ближайшего развития», где ситуация сотрудничества со старшим поколением дает возможность дошкольнику реализовать весь потенциал своих возможностей.

Взаимоотношения в семье становится первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В современных реалиях родители сталкиваются с некоторыми трудностями, так как при смене идеологических установок в государстве, принципы равноправия все больше расширяют сферу своего влияния. Поэтому традиционно авторитарные методы взаимоотношений в семье утрачивают свои позиции, и когда родители продолжают общаться с детьми с платформы власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства. Данный дисбаланс обрекает авторитарные методы воспитания на неудачу.

Читайте также:  Первичный и вторичный дефект при аномальном развитии ребенка

Каждое общество предопределяет определенную культуру взаимоотношений в семье и взаимодействий между родителями и детьми, появляются специфические социальные стереотипы, традиционные установки и взгляды на семейное воспитание.

В условиях семьи процесс социализации осуществляется в наиболее естественных условиях и максимально безболезненно, главным механизмом социализации автор называет воспитание. Процесс воспитание – это механизм социальный в самом широком смысле.

В воспитательной работе семьи имеют значимость следующие аспекты:

— позиция родителей, а именно: эмоциональное отношение родителей к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства;

— стиль взаимодействия с ребенком;

— способ решения проблем;

— вид социального контроля.

Все эти аспекты напрямую влияют на взаимоотношения в семье, и напрямую определяют тип семейного воспитания.

Позитивными факторами воздействия на формирование личности дошкольника самых близких для него людей, являются:

— отношение к дошкольнику как к самому дорогому в жизни;

— любовь, которой окружен дошкольник в семье;

— забота о его здоровье, благополучии, материальных нуждах.

И, в то же время, ни один из остальных социальных институтов не в состоянии нанести столько потенциального вреда в воспитании личности дошкольника, сколько может принести семья, когда все три выше перечисленные факторы достигают кульминационных высот.

В рамках взаимоотношений в семье дошкольник усваивает нормы человеческого общежития и нравственные ценности. Воспитательное воздействие семейных взаимоотношений определяет характер поведения ребенка вне границ семьи.

На практике почти в каждом коллективе дошкольников складывается непростая и, иногда, полная драматизма картина межличностных отношений. Дети испытывают гамму эмоциональных переживаний, они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. В период дошкольного детства эти эмоциональные отношения остро переживаются детьми, так как они еще не научились в должной мере контролировать свои эмоции. Эмоциональное напряжение и конфликтность в дошкольном коллективе значительно выше, чем в сфере общения детей с взрослым.

Взрослые очень часто даже не подозревают о том, насколько сильны эмоциональные переживания, или напряженные отношения в детском коллективе. К сожалению, взрослые не придают значения ссорам и обидам дошкольников. Тем не менее следует отметить тот факт, что первый опыт отношений со сверстниками в детском коллективе является той основой, на которой базируется дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первичный опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целомотношения со сверстниками в коллективе дошкольников исполняет важнейшую роль в жизни ребенка и определяют направление развития его личности. Эти отношения формируют условия способствующие развитию общественно значимых качеств личности дошкольника, а также выявление и стимулирование навыков начальных коллективных взаимоотношений в коллективе дошкольников. Аспекты становления детского коллектива, характерные черты межличностных отношений в нем, а также воздействие коллектива дошкольников на формирование отдельной личности имеют огромное значение для социализации и формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Поэтому проблема межличностных отношений является одной из важнейших проблем современности. В своей повседневной работе воспитатель не должен оставлять без внимания взаимоотношения между детьми, его прямая профессиональная задача – гармонизировать отношения в детском коллективе, корректировать негативные тенденции в их развитии. В ситуации с непопулярным ребенком необходимо рассмотреть и развить у такого дошкольника положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, это способствует улучшить положение такого ребенка в системе личных отношений детского коллектива, в умении общаться со сверстниками.

В нашем детском саду данную проблему мы решаем совместно вместе с родителями, социальными партнёрами с помощью анкетирования и мониторинга, проектной деятельности, совместных познавательно-развлекательных мероприятий, проводятся конкурсы, родительские собрания. Ведется работа родительского университета «Наш малыш» — где проводятся семинары, практические занятия, мастер-классы. Также в нашем детском саду функционирует Консультативный пункт «Лучик»- для родителей непосещающих ДОУ, где оказывается помощь и поддержка в вопросах воспитания и развития детей непосещающих детский сад. Сентября по май работает группа кратковременного пребывания детей по модели «Я + мама» два с половиной часа бесплатно — где малыши готовятся и проходят первую адаптацию к детскому саду и взаимоотношений со сверстниками.

 Анализируя данную ситуацию в ДОУ наши родители активны и сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса.

Возрастной период, именуемый дошкольным детством – самый чувствительный к воздействиям воспитательного характера и влияниям среды. В качестве воспитательной среды выступает семья дошкольника, первая и зачастую практически единственная среда, формирующая его личность. В дошкольном возрасте формируется основа личности, на фундаменте которой строится дальнейшее воспитание и обучение. По меткому высказыванию А.Г. Харчева, семья для ребенка – это «социальный микрокосм», в обстановке которого дошкольник постепенно вливается в социальную жизнь.

Список используемых источников

  1. Андреева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2015. – 670 с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2014. – 220 с.
  4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 507 с.
  5. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста / Л.Г. Голубева и др. – М.: Академия, 2014. – 191 с.
  6. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 146 c. 
  7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 263 с.
  8. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Под ред. Л.В. Вершининой. – Томск: ТГПУ, 2016. – 290 с.
  9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2013. – 176 с.
  10. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка / И.В.Дубровина . – М.: Академия, 2013. – 154 с.
  11. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2016. – 274 с.
  12. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2016. – 346 с.
  13. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова. – М.: Академия, 2014. – 283 с.
  14. Клюева, Н.В. Общение: Дети 5–7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 156 с.
  15. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 168 с.
  16. Колесник, Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т. Колесник. – М. МГПУ, 2009. – 15 с.
  17. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2014. —480 с.
  18.  Кошелева, А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2013. – 166 с.

Источник