Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка

Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка thumbnail

Елена Попкова
Влияние типов сплоченности семьи на формирование личности подростка

Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Попкова Е. В.,

Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Пронина Л. В.

Подростковый возраст особо значим в плане осознания своего «Я». У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру; переживания, свои личностные черты, поступки пристально анализируются подростком, и он пытается понять, какой он есть на самом деле, представляет, каким он хотел бы быть. В данном возрасте начинает формироваться самопознание, подросток начинает себя оценивать, формируется самоотношение. Постепенно подростки осознают свою особенность и неповторимость, происходит формирование «Я концепции», которая определяет дальнейшее поведение. Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи. Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители.

В подростковом возрасте активно начинают формироваться — горизонтальные социальные границы.

Для того, чтобы выстроить эти границы, подростку надо на собственном опыте определить, разглашение какой информации о его внутреннем мире в случае ее разглашения, будет для него наиболее травматично, а чем и с кем делиться можно не только относительно безболезненно, но даже с пользой для себя. Понимает он это методом проб и ошибок.

В этот период своей жизни он, с одной стороны очень открыт, и может рассказать малознакомому, или непроверенному человеку очень важные, личные, травматичные для него вещи, с другой стороны, тратит неимоверное количество личностных сил на то, чтобы ни за что и никогда не открыть про себя что-то личное.

Основная масса экспериментов по открытию-закрытию своего внутреннего мира ставится на родителях. Подросток пишет дневник, в котором подробно и красочно описывает глубокие, интимные моменты своей жизни. И просит родителей в этот дневник не заглядывать. Любящие и тонкие родители выполняют его просьбу, а подросток кладет свой дневник на самое видное место в доме, как будто приглашая взрослых, пролистать его страницы.

Самостоятельная жизнь в обществе в скором будущем потребует от вчерашнего подростка соблюдения границ — собственных, других людей и социальных групп. Образец, которому он будет следовать, — это его семья.

Важным показателем семейной ситуации является уровень сплоченности.

По мнению А. В. Петровского в основе сплоченностилежат два социально-психологических механизма:

-механизм эмоциональной идентификации с семьей, который предполагает наличие эмпатии, сопереживания, понимания.

-второй механизм — «общность семейной судьбы», означающий, что свои планы на дальнейшую жизнь личность связывает с семьей.

Наиболее полное описание уровней дает Д. Олсон, который выделяет четыре уровня сплоченности и соответственно,четыре типа семей:

1. Разобщенный тип характеризуется низкой степенью сплоченности членов семьи, отношениями отчуждения.

2. Разделенный тип, является низким, приближающийся к умеренной степени сплоченности; предполагает эмоциональную дистанцию членов семьи.

3. Связанный тип, является умеренным и приближающийся к высокому типу сплоченности; предполагает эмоциональную близость членов семьи.

4. Сцепленный тип сплоченности слишком высок, это сопровождается низкой степенью дифференцированности членов семьи.

Рассмотрим подробно каждый из этих уровней сплоченности.

Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными, обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование. Эти два уровня сплоченности благоприятно влияют на психологические границы личности подростка, так как в отношениях имеется некая дистанция, в тоже время и эмоциональная близость членов семьи. У подростка есть время заниматься своими делами, выбирать для себя интересные занятия, а в случае, когда нужна поддержка родителей, он ее получает. Данные виды семейной сплоченности являются нормой, неким балансом. В таких семьях сочетается независимость друг от друга и в тоже время тесные связи.

Разобщенный и сцепленный уровни семейной сплоченности являются несбалансированными и негативно влияют на психологические границы личности подростка, так как уровень сплоченности слишком низок или слишком высок. Родители уделяют ребенку либо чрезмерно много времени, не давая, ему возможности заниматься своими делами или же наоборот не уделяют ребенку должного внимания в те моменты, когда ребенок очень нуждается в родительской поддержке. Данные виды сплоченности не являются нормой.

Если уровень сплоченности слишком высокий (сцепленный, то отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, в семье очень много согласия. Отношения между членами семьи не имеют четкой дифференциации. Семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между индивидуальностями. Существует мало не разделенных с другими друзей и интересов

Читайте также:  Методика для развитие речи ребенка дошкольного возраста

В семье с низким уровнем сплоченности (разобщенная система, члены семьи часто эмоционально далеки друг от друга, практически не испытывают привязанности друг к другу. В такой семье могут иметь место конкурентные отношения. Семья практически никогда не собирается вместе, не имеет общих друзей и интересов, появляются трудности в оказании поддержки друг другу. В дальнейшем члены семьи не смогут устанавливать близкие взаимоотношения, при сближении с другими людьми человек будет испытывать страх и волнение

Если родители слишком сильно вторгаются в личную жизнь подростка, не давая ему иметь «свои тайны», самому выбирать, как поступать в той или иной ситуации, то пространство будут сверх депривированным. Если же наоборот родители разрешают подростку абсолютно все, не вторгаются в его личностные границы, это будет являться разобщенным типом, сверхсуверенным пространством.

Депривированное и сверхсуверенное пространство не являются нормой и будут деструктивно влиять на формирование психологических границ личности подростка, в таком случае границы будут либо слишком открытые, либо наоборот слишком закрытыми.

Если родители будут давать подростку свободу, возможность самому принимать решения, но помогать ему в случае трудности, то у подростка будут формироваться целостные границы, подросток сможет сам поддерживать свою личностную автономию, это будет суверенным пространством и являться нормой.

Таким образом, можно сделать вывод, что чрезмерно высокая или слишком низкая семейная сплоченность являются несбалансированными и отрицательно влияют на формирование психологических границ личности подростка. А сбалансированные типы сплоченности обеспечивают оптимальное семейное функционирование и положительно влияют на формирование личностных границ подростка.

Источник

Влияние семьи на развитие подростка.

Подростковый возраст один из наиболее кризисных возрастных периодов.

Выделяют:

  1. Младший подростковый возраст (11 – 13 лет)

  2. Старший подростковый возраст (13 – 15 лет)

  3. Ранний юношеский возраст (15 – 18 лет)

Подростковый возраст характеризуется тем, что постепенно ребенок, сравнивая себя с взрослыми, приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и часто идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Новая позиция в основном проявляется во внешнем облике в манерах поведения. Типичными чертами подростков является: раздражительность, возбудимость и эмоциональная нестабильность. Стремление к взрослости и самостоятельности часто сталкивается с неготовностью и нежеланием взрослых (прежде всего родителей) понять и принять это. Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. Важным стимулом к учению у детей является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Для подростка продолжают иметь большое значение оценки т.к. высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

Дети часто копируют поведение своих родителей, стиль взаимоотношений в семье и морально-нравственные устои семьи.

По тому, как ребенок ведет себя в школе можно судить о том, что происходит у него в семье.

Стиль взаимоотношений подростка с родителями в семье оказывает большое влияние на развитие личности и формирование стиля отношений с другими людьми, в частности сверстниками:

  1. Авторитарный стиль (жесткий диктат, контроль, ограничения, телесные наказания) семейного воспитания приводит к тому, что подросток в ситуациях, где ему кажется, он ненаказуем, жестко обращается со сверстниками, явно демонстрируя свою свободу, нарушая нормы поведения. С посторонними людьми такой ребенок или беспомощно застенчив, или неуважителен.

  2. Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания (вседозволенность, отсутствие контроля) в своем поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребенок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

  3. Демократический стиль воспитания наилучшим образом влияет на формирование взаимоотношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

К старшему подростковому возрасту (13 – 15 лет) дети уже становятся более взрослыми, ответственными. Происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста – найти свое место в жизни. Стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения.

Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому бывает поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к этому делу, которое его интересует.

Читайте также:  Карта развития ребенка с овз в школе образец

Рекомендации родителям десятиклассников.

  1. Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно, распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и вне учебных дел.

  2. Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезный выбор. Причем, речь здесь идет не только об оплате репетиторов или подготовительных курсов, но прежде всего о том, чтобы предоставить юноше или девушке возможность обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения.

  3. Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей – подумать, как можно эффективно реализовать эту «взрослость», попытаться строить взаимоотношения с ребенком на новых, партнерских, началах. Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому.

Источник

Почти все исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков. Практически все подростки считают себя частью своих семей.

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей — «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны — и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». [14, стр. 52]

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по количеству времени, которое они готовы тратить на него, судя по интересу, который они проявляют к его жизни, по их готовности и желанию быть рядом с ним. Родительская поддержка способствует высокой самооценки и успехам в учебе, благодаря поддержки родителей у подростка могут стать доверительные отношение с семьей. Однако если же семья не уделяет много времени и внимания своему ребенку, у него могут развиться комплексы неполноценности, ребенок станет плохо учиться, и станет совершать импульсивные поступки.

Пример:

«Я капитан команды, но ещё ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю. То они слишком заняты, то слишком устали, то некому посидеть с младшей сестрой. В школе мной все восхищаются, девчонки так и вертятся около раздевалки, малыши даже просят автографы…Но какое это имеет значение, если двум самым близким людям до этого нет дела!» [13, стр. 423]

Подростки ждут поддержки, дружеского отношения, внимания от родителей. Но в плане общения с подростками надо найти «золотую середину», так как, если постоянно навязывать свое общество, подростки наоборот начнут отдаляться. Они любят проводить время с друзьями, и не любят, когда родители пытаются взять эту роль на себя. Они нуждаются в опоре, поддержке и заинтересованности взрослых, а не в сверстниках в их лице.

Чем старше подростки, тем меньше проявляется любовь родителей по отношению к ним: они не уделяют внимание, почти не тратят свое время, в общем, не участвуют в жизни своих детей. Это часто связано с тем, что взрослые не считаются с мнением своих детей, считают себя более опытными в жизни, им кажется, что подросток ещё просто маленький ребенок, без своего мнения и т.п. Исследования показали, чем родители уважительнее относятся к своим детям, считаются с их мнением, тем в семье будет спокойнее атмосфера.

Очень важно уметь сопереживать, понимать и слушать детей в подростковом возрасте. Некоторые семьи показывают абсолютное равнодушие к переживаниям своих детей. Подросткам очень важно знать, что родители отнесутся к их переживаниям с пониманием и серьёзностью. Им необходимо сопереживание со стороны родителей, если у них «несчастная любовь», понимание, если те получили плохую оценку в школе, необходимо выслушать своего ребенка, если у того проблемы с друзьями, все это очень важно для подростка, ведь для него это существенные проблемы и к ним не стоит относиться со скепсисом. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку со стороны родителей и доверял им, как можно большее.

Пример:

«Мы хотим, чтобы к родителям можно было прийти со своими проблемами и быть уверенными, что нас поймут. Многие родители просто не слушают нас, даже не дают возможности что-либо объяснить. Им не мешает хотя бы иногда смотреть на вещи с нашей позиции» [13, стр. 424]

Читайте также:  Особенности развития самосознания на первом году жизни ребенка

Исследования показали (Olsen, 2000), что подростки чаще всего обращаются к матерям за советом, нежели к отцам. Они больше сопереживают, с пониманием относятся к проблемам детей, с ними проще разговаривать, отцы чаще всего относятся с осуждением. В семье крайне важно общение. [13, стр. 445]

Недоверие является одним из раздражающих факторов для подростков. Им важно знать, что родители доверяют им свои какие-то секреты, свои проблемы, т.е. ничего не скрывают от них. Некоторые родители не доверяют своим детям, так как проецируют на них проблемы своего прошлого, тревоги, чувство вины, пишет Ф. Райс.

Например, матери, которые родили ребенка вне браке, очень недоверчивы в сексуальном плане. Вообще для подростков очень важно, чтобы родители им доверяли в интимных отношениях. Нужно разговаривать на тему взаимоотношений полов. В подростковом возрасте начинает формироваться отношение к противоположному полу и важно показать подростку, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя.

Но помимо абсолютного доверия к ребенку, крайне важно и проявлять заботу. Существует термин «стиль привязанности»подростка. Ф. Райс делит привязанность на три основных стиля: безопасный, небезопасный тревожный, небезопасный избегающий. [13, стр. 427]

Подростки с безопасной привязанностью открытые для общения, доверчивые, обычно воспитывались родителями, проявляющими заботу, любовь. Такие дети уверены в себе, социально адаптированы, хорошо успевают в школе. Подростки с небезопасной тревожной привязанностью, воспитаны родителями, которые постоянно были рядом с детьми. Эти дети, которые озлобленные, не уверенные во взаимоотношениях, которые боятся быть брошенными. Подростки с небезопасной избегающей привязанностью обычно отстранены от других людей, бояться разочарований. Родители таких детей были холодными и безразличными.

Так же существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют и применяют рукоприкладство. У подростков в таких семьях устанавливается стойкая враждебность к родителям, трудности в общение со с окружающим миром, недоверие к взрослым.

Так же Ф. Райс говорит о том, что в семье очень важны эмоции, любовь и положительные аффекты (аффект — те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи [13, стр. 425]).

Аффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительный аффект связан с привязанностью, любовью, близостью в семье. Отрицательный аффект связан с враждебностью, холодностью. В семье, где отрицательные аффекты царит безразличие, родители мало проявляют свою любовь, по крайне мере внешне она никак не проявляется, они не обнимают детей, не целуют, не хвалят и т.д. Поэтому Ф. Райс считает, что подростки нуждаются и во внешней любви, т.е. во внешних проявлениях.

Одна девочка сказала: «Я даже не помню, чтобы родители когда-нибудь сказали, что любят меня. Наверное, они думают, что я и так это знаю; а мне так хочется, чтобы они хотя бы изредка говорили мне, что меня любят, или как-нибудь иначе давали мне это понять» [13, стр. 425].

Если не проявлять внешнюю любовь, дети могут закрыться, стать замкнутыми, либо же изголодаются и станут одержимыми мыслью о том, где достать любовь. Подростки пользуются разными методами, чтобы привлечь внимание родителей, методы, как положительные, так и отрицательные. Они могут специально пакостничать, делать то, что раздражает родителей, вести себя якобы, как плохие дети, но все это идет от того, что им чего-то не хватает, не хватает внимания. Либо же подростки, наоборот, получают хорошие оценки, из кожи вон лезут, делать все правильно, не ошибаться, только для того, чтобы родители их похвалили, заметили.

Для подростков важно признание и одобрение со стороны родителей. Родители часто критикуют своих детей, не показывая своего одобрения по отношению к их действиям. В особенности, подросткам хочется, чтобы их принимали такими как они есть, прощали им ошибки, не ругали за их недостатки. Необходимо относится к ребенку как к взрослому человеку.

Родителям лучше всего проявлять гибкость к своим детям, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.

Конечно, влияние семьи на подростка очень велико. Родителям необходимо найти наиболее лучший вариант взаимодействия с их ребенком, учитывать его желания, прислушиваться к его мнению, а главное воспринимать таким, каким он есть. Необходимо понимать, что подростковый период закончится, и за это время нужно успеть дать ребенку все самое необходимое, в плане эмоций, ценностей, принципов. Ведь в подростковом возрасте закладываются основные ценности, которые в последующем будут сопровождать человека.

Источник