Влияние среды на пренатальное развитие ребенка

Влияние среды на пренатальное развитие ребенка thumbnail

Пренатальное развитие, его особенности

Пренатальное развитие является одним из ярких процессов созревания. Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде и проходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Период пренатального развития – это период от зачатия до рождения.

Особенности психического развития в пренатальный период. С четвертого месяца можно почувствовать движения малыша – сначала легкие, почти незаметные дуновения, потом – более сильные. Но крошка не только двигается, он активно исследует окружающее: чувствует, слышит, видит.

Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели ребенок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании внешнего мира. Но восприятие звуковой информации – сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребенок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для „внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело – тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и легким мамы ребенок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.

Малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Начиная с последнего триместра беременности кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, не одинаковое.

Брюшная стенка маминого живота в сочетании с одеждой полностью защищает глазки малыша от света. начиная с 16 недели беременности, приборы фиксируют движения глазных яблок, причем с 23-й недели эти движения становятся более интенсивными, а с 26-й недели малыш на короткое время уже приоткрывает свои крошечные веки.

Уже с 10-й недели беременности малыш ощущает прикосновения к самому себе. Вскоре после этого он начинает совершать первые движения и активно интересоваться своим телом.
Влияние среды на пренатальное развитие

Учение об аномалиях развития называется тератологией. Тератоген – это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода, например, вирус или химический препарат. Иногда воздействие на мать тератогена нарушает развитие эмбриона или плода, однако чаще всего увеличивает вероятность появления аномалий развития.

Под влиянием отдельных факторов окружающей среды или их совокупности могут возникнуть различные нарушения функций тех или иных органов. На состояние плода могут повлиять лекарства, наркотики, алкоголь, курение, радиация, возраст матери, стресс, а также болезни и другие внутренние факторы.

Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться этим стрессом. Новорожденными называют детей в течение первого месяца жизни. Основная часть этого периода уходит на приспособление ребёнка к окружающей среде и переход к независимому от матери осуществлению таких функций организма, как дыхание, терморегуляция, пищеварение и кровообращение.

Возможности формирования привязанности (бондинга). Ребенок рождается между 37-й и 40-й неделей.Уже через несколько минут после рождения ребенок, мать и отец (если он присутствует при родах) включаются в процесс бондинга, или образования эмоциональной связи. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочения уз, соединяющих детей и родителей. Однако другие исследователи полагают, что бондинг не имеет такого существенного значения, какое ему приписывается (за исключением матерей, относящихся к группе риска), ранний контакт не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на дальнейшее развитие ребёнка.

Источник

Окружающая среда может иметь важное влияние на развитие, и это также включает пренатальный период. Рост, который происходит в течение девяти месяцев внутриутробного развития, не может не удивлять, но этот период также является временем большой уязвимости. К счастью, последствия многих из этих опасностей можно значительно уменьшить или даже полностью избежать. В то время как опасности существуют, подавляющее большинство детей рождаются здоровыми.

Сегодня исследователи хорошо понимают тератогены, термин, используемый для описания широкого спектра состояний и веществ, которые могут увеличить риск пренатальных проблем и патологий. Тератогены могут вызывать широкий спектр проблем от низкой массы тела при рождении до повреждения головного мозга и отсутствующих конечностей. Чтобы свести к минимуму и избежать этих опасностей, важно понять, что представляет опасность для плода и как такие опасности могут повлиять на развитие.

Заболевания, которые могут повлиять на пренатальное развитие

Многие заболевания способны повредить растущий плод. Например, врачи обнаружили, что, когда мать заражается краснухой (также известной как немецкая корь) на ранних сроках беременности, ее ребенок может страдать от слепоты, сердечных отклонений и повреждения головного мозга.

Читайте также:  Влияние утрожестана на развитие ребенка

В 1960-х годах эпидемия краснухи привела к тому, что почти 20 000 детей в Соединенных Штатах родились с нарушениями, связанными с этой болезнью. С тех пор иммунизация резко снизила заболеваемость краснухой и снизила число детей, затронутых этой болезнью.

Лекарственные препараты, которые могут повлиять на пренатальное развитие

В прошлом врачи считали, что плацента служит барьером для защиты растущего плода от токсинов. В течение 1960-х годов нескольким беременным женщинам был назначен препарат талидомид, из-за которого более 10 000 детей родились без ног, рук или ушей. Врожденные дефекты, вызванные лекарством, очень ясно показали опасность некоторых лекарств.

Сегодня врачи признают тератогенное действие многих лекарственных препаратов, включая противосудорожные препараты, тетрациклин, антикоагулянты, бромиды и большинство гормонов.

Из-за потенциальных опасностей для беременных женщин важно избегать любых лекарств, которые не были специально рекомендованы их врачом. Вы также, вероятно, заметили, что большинство рекламных роликов о новых лекарствах на телевидении содержат заявления, предупреждающие о том, что беременным женщинам или беременным следует избегать приема препарата.

Поскольку считается, что такие лекарства способны воздействовать на плод уже через 10-14 дней после зачатия, важно прекратить прием определенных лекарств, если вы считаете, что можете забеременеть. К счастью, поскольку врачи и будущие мамы гораздо лучше осведомлены о потенциальных опасностях, частота врожденных дефектов, связанных с приемом лекарств, значительно снизилась за последние несколько десятилетий.

Психоактивные препараты, которые могут повлиять на пренатальное развитие

К сожалению, пренатальное повреждение, вызванное психоактивными препаратами, такими как алкоголь, кокаин, героин, ингалянты и табак, все еще слишком распространено. Все психоактивные препараты оказывают вредное влияние на внутриутробное развитие, приводя к таким проблемам, как низкая масса тела при рождении, преждевременные роды и нарушение развития мозга. Последствия такого употребления наркотиков могут привести к краткосрочному и долгосрочному дефициту. У детей, подвергающихся воздействию психоактивных веществ в утробе матери, могут появиться признаки отмены наркотиков после рождения, такие как плач, поразительные ощущения, проблемы со сном и неправильное питание.

По мере того, как они продолжают развиваться и расти, эти дети могут столкнуться с проблемами в обучении, такими как неспособность обратить внимание, плохое самоконтроль, повышенная раздражительность или даже серьезные задержки в развитии.

Какое влияние могут оказать эти психоактивные вещества на развитие?

  • Употребление табака может привести к снижению массы тела при рождении, а также к увеличению риска таких нарушений, как пороки развития мочевыводящих путей и конечностей.
  • Употребление алкоголя во время беременности вызывает алкогольный синдром плода, который характеризуется аномалиями лица, включая размер головы меньше среднего, уплощенный нос, широкий промежуток между глазами и узкую верхнюю губу. Фетальный алкогольный синдром также приводит к интеллектуальным нарушениям, нарушению физического роста, нарушениям обучения и поведенческим проблемам.

Как минимизировать экологические опасности

К счастью, последствия многих экологических опасностей можно минимизировать или даже полностью избежать. Благодаря повышению осведомленности о последствиях болезней, лекарств и лекарств матери могут лучше гарантировать, что они здоровы и не содержат вредных веществ к моменту зачатия ребенка.

Хотя экологические опасности представляют определенный риск для растущего плода, они не всегда причиняют вред. Воздействие таких опасностей включает взаимодействие ряда факторов, включая время воздействия, продолжительность воздействия и возможные генетические уязвимости, которые могут присутствовать.

Конкретное время, когда растущий организм подвергается опасности, может сыграть важную роль в конечном результате. На протяжении внутриутробного развития бывают периоды большей восприимчивости, известные как критические периоды. Например, эмбрион наиболее уязвим к тератогенам в первые восемь недель после зачатия. Тем не менее, повреждение основных областей тела, включая мозг и глаза, может также произойти в течение более поздних недель беременности.

В дополнение к воздержанию от наркотиков, алкоголя, медикаментов и других веществ, надлежащая медицинская помощь, социальная поддержка и послеродовая помощь могут сыграть важную роль в минимизации опасностей, связанных с токсинами окружающей среды.

Источник

[Крайг. Психология развития]

До сих пор мы говорили только о нормальном течении пренатального развития. Предполагалось, что описанная нами строгая последовательность событий разворачивается в идеальных внешних условиях. Эти идеальные события включают: хорошо развитый мешок амниона с упругой прокладкой из амниотической жидкости, нормально функционирующие плаценту и пуповину, достаточный приток кислорода и питательных веществ и — что не менее важно — отсутствие болезнетворных микроорганизмов и токсичных химических продуктов.

Большинство беременностей (от 92 до 95%) продолжаются положенный срок и заканчиваются рождением здоровых, нормально развитых детей. Тем не менее каждый год около 5-8% детей (от числа живорожденных) появляются на свет с врожденными дефектами. Эти дефекты варьируют от серьезных аномалий, которые влекут за собой неизбежную и практически мгновенную смерть новорожденных, до минимальных физических или психических дефектов, не оказывающих существенного влияния на последующее развитие ребенка. Хотя людям хотелось бы думать, что врожденные дефекты могут быть только у чужих детей и что они как-то связаны с наследственностью родителей, на самом деле их появление возможно у любого новорожденного, и лишь незначительное их количество объясняется действием генетических факторов. Большинство врожденных дефектов обусловлены внешними воздействиями в процессе пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды.

Читайте также:  Изучение развития интеллекта ребенка

Данный раздел мы начинаем с рассмотрения возраста и общего здоровья матери. Затем мы поговорим о множестве вредоносных веществ, грозящих здоровью матери и ее будущего ребенка.

Тема 1. Влияние внутриутробной среды на развитие плода

План:

Возраст матери

Состояние здоровья и питание матери

Вопрос №1

Пока еще нет полного понимания механизма воздействия возраста матери на пренатальное развитие ребенка. Наибольшее количество успешных родов происходит у матерей в возрасте 20-30 лет. Матери-подростки и матери старше 35-40 лет подвержены наибольшему риску выкидыша, рождения мертвого ребенка, ребенка с врожденными аномалиями. Главнейшей причиной повышения риска у матерей-подростков является недостаточная зрелость их организмов для вынашивания и рождения здорового, способного к нормальному развитию ребенка. Среди других рисков, ожидающих родителей-подростков, можно упомянуть социально-экономические факторы, а также злоупотребление алкоголем и другими видами психоактивных препаратов.

Результаты исследований более 1,2 миллиона беременностей в Дании показали, что у матерей старше 40 лет выкидыши происходят более чем в 50% случаев, у матерей старше 45 лет — в 75% случаев, тогда как у матерей в возрасте 20-24 лет — лишь в 9% случаев. При исследовании врожденных аномалий рассматривалась взаимосвязь между возрастом матери и синдромом Дауна. Широко известны данные, согласно которым его появление повышается с 1 случая на 800 новорожденных у матерей до 35 лет до 1 случая на 25 новорожденных у матерей 45 лет и старше. Конечно, такая статистика не означает, что женщинам старше 35-40 лет не следует заводить детей. Как уже отмечалось ранее, большинство выкидышей происходит на ранних стадиях беременности, и хотя они могут ввергать родителей в отчаяние, их воздействие на мать обычно минимально. Что касается синдрома Дауна, то одно его появление на 25 рождений — это всего лишь шанс в 4%. Тем не менее очевидно, что пожилым матерям следует учитывать эту статистику при принятии решения завести ребенка.

Гормональный баланс и особенности развития тканей пожилых матерей, готовящихся к своим первым родам, являются одним из факторов частого возникновения дефектов пренатального развития или аномалий младенцев, рождающихся у этих представителей популяции

Одна из теорий объясняет возрастающий с возрастом матери риск для ребенка тем, что пожилые матери обладают более старыми яйцеклетками (напомним, что все яйцеклетки женщины формируются еще до ее собственного рождения). Просто в силу своего возраста яйцеклетка может обладать дефектами, влияющими на развитие ребенка. Также в этом случае повышается риск разрушения яйцеклетки: чем старше яйцеклетка, тем большее количество времени она подвергается воздействию вредных агентов. Кроме того, у этих женщин более старые организмы, что может повышать риск выкидыша. Наконец, еще одним фактором является изменение гормонального баланса пожилых матерей.

Вопрос №2

Будущие матери, имеющие нормальное телосложение, поддерживающие сбалансированную диету, богатую протеином и кальцием, и прибавляющие в весе за период беременности до 25 фунтов (11,33 кг), могут рассчитывать на появление здорового ребенка. Недостаточное питание плода может быть вызвано несбалансированной диетой матери, нехваткой витаминов или нарушением обмена веществ в ее организме. Наиболее очевидными его признаками являются пониженный вес плода, маленькие размеры головы и всего тела по сравнению с существующими нормами развития. Высказывались предположения, что недостаточное питание плода может являться причиной таких болезней, возникающих уже в зрелом возрасте, как повышенное кровяное давление, коронарная болезнь сердца и болезнь щитовидной железы, а также шизофрения. У плохо питающихся беременных женщин чаще случаются выкидыши, дети часто рождаются недоношенными или умирают вскоре после рождения.

Программы дополнительного питания, назначаемые младенцам с рождения, могут значительно улучшить состояние детей, получавших недостаточное питание в утробе матери. Результаты лонгитюдного исследования, проводившегося в Гватемале, показали, что дополнительное питание в младенчестве и раннем детстве приводило к почти немедленному улучшению состояния здоровья этих детей. Еще более впечатляющими оказались долгосрочные результаты специальных программ обеспечения детей пищей, богатой протеином. Спустя многие годы те, кто получал дополнительное питание с рождения, в подростковом и юношеском возрасте показали значительно более высокие результаты в тестах на общую осведомленность, вычислительные навыки, навыки чтения, словарный запас и скорость переработки информации, чем дети, не получавшие дополнительного питания до 2-летнего возраста. Эта разница была наиболее заметной среди детей из бедных семей, а также детей, получивших хорошее начальное образование.

Каковы же последствия непродолжительных болезней и недостаточного питания? Проводившиеся на животных исследования показали, что мать может защитить плод от последствий кратковременного недоедания за счет ресурсов собственного организма, а также предотвратить опасное для здоровья истощение ее собственных тканей. Таким образом, и мать, и плод, по-видимому, способны полностью восстановить здоровье после кратковременного недостатка питания. Следовательно, если будущая мать, прежде жившая в приемлемых условиях, будет вынуждена некоторое время в течение беременности питаться плохо, но после рождения ее ребенок будет получать усиленное питание и внимательный уход, это, скорее всего, предотвратит появление долговременных нарушений. К тому же если период недостаточного питания плода был непродолжительным, его последствия можно компенсировать с помощью специальных программ детского питания или сочетания программ оздоровления, питания и ухода.

Читайте также:  Центр развития ребенка 306

Тема 2. Тератогены и их воздействие

План:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние внешней среды на пренатальное развитие.

Пренатальное развитие и кризис новорожденности

Тема 10

Вопросы:

1. Стадии развития ребёнка в период беременности.

3. Семья и рождение ребёнка.

1. Стадии развития ребёнка в период беременности

В ходе него происходит развертывание унаследованного потенциала. Развитие младенца происходит в строго контролируемой среде – матке и проходит ряд стадий.

Начинается с оплодотворения – зигота.

Герминальный период – время быстрого дробления зиготы и превичной организации клеток (две недели). Иногда при дроблении две практически одинаковых клетки, они развиваются в два одинаковых организма – монозиготные близнецы. Имеют одинаковый пол и одинаковые физические признаки. Две яйцеклетки дают дизиготных близнецов могут иметь разный пол и признаки обычных братьев и сестер. Внедрение оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки (имплантация может не наступать, яйцеклетка погибает и беременность не наступает).

Эмбриональный период – структурное развитие зародыша (6 недель). Развитие систем и органов, частей тела.

Фетальный период – созревание плода. С 3 месяца до родов. Начинают функционировать мышцы, органы и системы организма. Плод начинает шевелиться, брыкаться, поворачивать голову, а затем и все тело. Совершает некоординированные движения глаз, шевелит губами, хмурится, открывает рот, отрыбатывает понемногу дыхательные движения, совершает сосательные движения, сосет большой палец (к концу 7 месяца).

На 8 мес. организм ребёнка готовится к встрече с внешним миром. Под кожей формируется жировой слой. Открывает глаза и видит свои руки ( как полагают учёные). Полагают, что с 32 недели плод начинает сознавать происходящее. С переходом на 9 мес. устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования, завершается развитие слуха.

В течение девятого месяца продолжает расти и переворачивается вниз головой, для прохождения по родовым путям. Мать передает антитела для защиты плода от болезней. И др. изменения к родам.

Некоторые исследователи считают, что в пренатальный период возможно обучение.

Большинство специалистов по детскому развитию скептически относятся к этому, говорят, что речь может идти лишь об эмоциональной близости.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а так же взаимодействием факторов наследственности.

Учение об аномалиях — тератология (тератос –урод, чудовище).

Тератогены – токсические агенты, вызывающие нарушения нормального развития (увеличивают вероятность появления аномалий развития) (наркотики, алкоголь, курение, гармоны, резус-фактор , возраст матери).

Тяжесть нарушений зависит от продолжительности неблагоприятного воздействия, от стадии развития плода на момент действия, состояние здоровья матери, наследственные факторы и т.д.

1-3 неделя пренатальная смерть.

3-8 серьезные нарушения структуры

12-38 физиологические дефекты и незначительные нарушения структуры.

Переход из питающей плод среды материнского организма в гораздо менее надежную и даже суровую внешнюю среду. Кислород и питательные вещества больше не будут подаваться через плаценту и пуповину. Новорожденные теперь сами должны дышать и сообщать о своих потребностях внешнему миру, который может и не откликнуться на сигналы малыша.

Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Fast Ethernet и 100VG — AnyLAN как развитие технологии Ethernet
  2. I. Экономическое развитие США в 1914-1990 гг.
  3. II. Развитие зрительного восприятия
  4. II. Развитие мануфактурного производства.
  5. II.КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Направлены на развитие ОК -6.
  6. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1, ОК -2,ОК-5, ОК-6, ПК-47, ПК-48 (45 мин)
  7. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1, ОК -2,ОК-5, ОК-6, ПК-48 (45 мин)
  8. III. Информативное чтение. Направлено на развитие компетенции ОК-1,ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-48 (45 мин)
  9. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (30 минут)
  10. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (40 минут)
  11. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (45 минут)
  12. III. Работа над грамматическим материалом. Направлена на развитие компетенции ОК-6 (45 минут)

Источник