Когнитивное развитие ребенка в период младенчества

Когнитивное развитие ребенка в период младенчества thumbnail

Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни. В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и переработкой информации. Это такие психические процессы, как ощущение, восприятие, мышление, речь, внимание, память.

Именно благодаря им ребенок получает информацию о себе и окружающем мире. Эти психические процессы тесно взаимосвязаны, однако имеют и существенные различия. Их называют когнитивными процессами — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Особенности внимания

Элементарным проявлением внимания в младенческого возрасте реакция сосредоточенности, когда малыш вроде устанавливает свой анализатор, чтобы лучше воспринять сигнал.

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах.

На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое — во время разговора с малышом. Ребенок не понимает, что ему говорят, но прислушивается, в результате чего создаются предпосылки для перехода к активного бодрствования. В конце 1-го месяца жизни она сосредоточивается на новых достаточно сильных раздражителях, например, задерживает взгляд на необычном предмете.

Значимым раздражителем для младенца является взрослый. 2-3-месячный ребенок сосредотачивается на лице матери, потом на предметах, включенных в контекст общения с ним, что является ближайшим для ребенка в течение всего младенческого возраста.

В 5-7 месяцев ребенок может достаточно долго рассматривать любой предмет, ощупывать его, брать в рот. Особый интерес вызывают новые яркие и блестящие предметы, что свидетельствует о нормальном развитии непроизвольного внимания. Дальнейшее развитие внимания связано с усвоением хватание, которое позволяет удерживать предметы и манипулировать ими. После 6-ти месяцев рефлекс «что такое?» превращается в рефлекс «что с этим можно делать?», ребенок фиксирует не только предмет, но и его признаки, действия с ним.

Развитие малышейЭто стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность, сосредоточение на узнавании окружающего мира. В конце года манипулирования с предметами приводит распределение внимания (ребенок действует одновременно с двумя предметами), переключение (малыш составляет шарики в коробочку, перемещая фокус внимания с одного шарика на другую).

Возникновение свойств внимания способствует зарождению сложных форм поведения и деятельности.

Развитие ощущений и восприятий младенца

В младенческого возрасте интенсивно развиваются чувства, формируются восприятия, представления о предметах окружающего, расширяется и дифференцируется отношение к ним. Ощущение начинают развиваться сразу после рождения ребенка. Суть их заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и т.п..

Ощущение — отражение свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственного воздействия на органы чувств.

Главным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у ребенка формируется целостное представление о предмете, а не только о его отдельные свойства.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений объективного мира в процессе их непосредственного воздействия на органы чувств.

К началу младенческого возраста совершенствуется работа зрительного и слухового аппаратов, поскольку возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Обычно этот процесс заканчивается на 3-4-м месяце жизни. Ребенок свободно следит за предметами, которые двигаются в любом направлении с разной скоростью и на любом расстоянии. Она может сосредоточиться на предмете в течение неограниченного времени (до 25 мин. и дольше), В этот период возникают инициативные движения глаз — перевод взгляда с одного предмета на другой без всякой внешней причины.

Слуховое сосредоточение также становится продолжительным. Его вызывают любые негромкие звуки, привлекающие младенца. Зрение и слух объединяются: ребенок поворачивает голову туда, откуда слышен звук, ищет глазами его источник. Уже на 3 — *-м месяце Некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку ^ Мишкой, общим оживлением.

Развитие ребенкаО развитии речевого слуха свидетельствует реагирования ма-юкка на интонацию речи. Чувствуется это на 2-м месяце жизни, когда ребенок успокаивается, услышав ласковый голос матери.

Несколько позже ребенок начинает воспринимать ритмику речи и общий звуковой рисунок слов. Различение звуков речи наступает в конце первого года жизни. С этого момента начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала возникает способность различать гласные, потом — согласные звуки.

Ребенок не только видит и слышит, она стремится зрительных и слуховых впечатлений, получает от них удовольствие. ее взгляд привлекают блестящие, яркие, подвижные, предметы; слух — звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно во время простого наблюдения, однако оно не дает оснований для выводов, что именно видит ребенок, как переживает полученные впечатления.

Это можно выяснить экспериментально. 3-ми-сячный дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоских геометрических фигур. Цвета привлекают их внимание по-разному: как правило, предпочтение отдается ярким и светлым цветам. На основе различения цветов появляется интерес к различным ярких предметов.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу с онр

Во второй половине 1-го года жизни ребенок начинает активно рассматривать обследовать предметы, манипулировать ими (малыш стучит, размахивает, перекладывает, бросает и др.)., При рассмотрении и манипулирования с предметами возникают зрительно-двигательные координации. Сначала малыш ориентируется в окружающем мире с помощью внешних ориентировочных действий.

Когда он хочет взять какой-то предмет, рука движется к нему, определяя расстояние практически и внося коррективы по мере движения. Глаз, наблюдая за движением руки, «учится» оценивать расстояние. В процессе хватания и манипулирования ребенок познает различные свойства предметов: форму, величину, вес, температуру, прочность и др..

Дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые часто смотрят, разместить новый, отличный от них по цвету или форме, малыш, заметив этот предмет, вполне переключается на него, надолго сосредотачивая взгляд. Малыш переставляет предмет в новые положения тех пор, пока он не исчерпает своей новизны, что снизит ориентировочную реакцию на этот предмет.

Такое обследование объектов свидетельствует о зарождении интереса к их свойств. Предметы постоянно напоминают ребенку о своем существовании в окружающем мире, открывают ей свои свойства. Поиск 9-10-месячным детьми предметов, которые исчезли, свидетельствует понимание ими того, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Они начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве (перевернутые, показанные в необычном месте), правильно определять их величину, какой бы ни было расстояние до них.

В этом процессе впечатление превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в своих действиях. Это создает основу для использования свойств предметов при выполнении новых задач, возникающих перед ребенком, то для элементарных форм мышления.

Источник

21.
Особенности когнитивного развития в
младенчестве.

Стадия
сенсорно-моторного развития. Ребенок
овладевает своими собственными сенсорными
и моторными способностями: слушает,
кричит, ударяет, мнет, бросает.

Пиаже
разделяет на подстадии:

  1. Врожденные
    рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание
    и т.д.

  2. Моторные
    навыки (1 — 4 месяца) формируются как
    условные рефлексы в результате
    взаимодействия ребенка со средой
    (сосательные движения при виде бутылочки
    с соской, хватание этой бутылочки и
    т.д.). Как конкретно это происходит, мы
    уже рассматривали на примере развития
    перцепции из моторики и сенсорики. в
    теме «Онтологический аспект возрастной
    психологии».

  3. Циркулярные
    реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря
    развитию координации между перцептивными
    системами и моторными схемами (хватание
    веревки, на которой висит погремушка,
    с целью заставить ее греметь).

  4. Координация
    средств и целей (8 — 12 мес.) — отодвигает
    руку экспериментатора, чтобы достать
    спрятанную за ней игрушку.

Пиаже,
как мы видим, вообще не рассматривает
связь между познанием и аффективной
сферой (сферой желаний) ребенка. Для
него ребенок — обособленное существо,
которое социализируется после длительного
периода эгоцентризма только в силу
необходимости как-то разделить с другими
людьми объективные средства для познания
вещей и описания отношений между ними.

Когнитивное
развитие ребенка по Валлону.

Валлон
считает, что ребенок с самого рождения
представляет собою существо, неспособное
что-либо делать самостоятельно и поэтому
обреченное на социализацию (вначале —
с матерью, а потом — с другими людьми).
Развитие ребенка идет только в результате
взаимодействия с другими людьми, и
главную роль в нем играют не только
моторные акты, но и аффективные реакции
и речь. Этой же позиции придерживается
и советская школа психологии (в частности,
Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль
других людей в когнитивном развитии
ребенка).

Валлон
выделяет следующие последовательные
стадии детства:

  1. Импульсивная
    стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов,
    автоматически развивающихся в ответ
    на раздражение. Со временем эти рефлексы
    все больше уступают место контролируемым
    движениям и новым формам поведения, по
    большей части связанным с питанием.

  2. Эмоциональная
    стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара
    эмоций (страх, гнев, радость, отвращение
    и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать
    тесные контакты с окружающей социальной
    средой. Эмоции образуют «предъязык»,
    с помощью которого ребенок не только
    повышает эффективность своих жестов,
    но и предвидит реакции других людей.

  3. Сенсомоторная
    стадия (10-14 мес.) — начало практического
    мышления. Закрепляются связи между
    движениями и возникающими в результате
    перцептивными эффектами, поэтому
    ребенок начинает все чаще реагировать
    на вещи направленными на них жестами.
    Характерны циркулярные формы активности
    (голос оттачивает слух, а слух придает
    гибкость голосу).

Итак,
особенности развития
восприятия

в младенчестве:
— зрение первым начинает
развиваться и к месячному возрасту уже
можно зафиксировать следящие движения
глаз.
— зрительное сосредоточение, то
есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце
жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с
одного предмета на другой.
— примерно
со второго месяца жизни у ребенка
отмечается способность к различению
простейших цветов, а на третьем — четвертом
месяцах формы предметов. В две недели
у младенца, вероятно, уже сформировался
единый образ лица и голоса матери

предметность, то есть отнесенность
ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу
раннего возраста, около одного года.

вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту
звуков

Читайте также:  Развитие интеллекта ребенка в семье

Особенности
развития
памяти


способность запоминать и хранить образы
в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение
первого года жизни. До 3 — 4 — месячного
возраста ребенок, по — видимому, в
состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После
3 — 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает
способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет
предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям.
— специфика
ассоциативной памяти, которая уже есть
у детей младенческого возраста, состоит
в том, что довольно рано они оказываются
способными к созданию и сохранению
временных связей между сочетаемыми
раздражителями.

особенности
развития
речи

в младенческом возрасте:

развитие речи включено в общение со
взрослым;

возникает внимание к речи взрослого, а
затем подражание ей превращается в
самостоятельную деятельность ребенка;

устанавливается связь между названием
предмета и самим предметом, что проявляется
в поиске и нахождении предмета по слову
взрослого и в назывании предметов и
лиц;

к концу первого года жизни развивается
инициативное употребление осмысленных
слов.

Особенности
моторного
развития

в младенческом возрасте:

формируется хватание, приводя к развитию
руки как органа осязания и органа
движения;

устанавливаются зрительно-двигательные
координации, что способствует переходу
к манипулированию, в котором зрение
управляет движением руки;

устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его называнием
взрослым.

К
концу первого года жизни относятся
первые признаки наличия мышления у
ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети
этого возраста замечают, усваивают и в
своих практических действиях используют
элементарные свойства и отношения
предметов. Дальнейший прогресс их
мышления непосредственно связан с
началом развития речи.

Источник

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

Сенсорное развитие.Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность младенца, указывают на ранние сроки образования условных рефлексов. Познание мира начинается с ощущений, но у младенца их возникновение и дифференцировка затруднены слабой развитостью нервной системы, особенно корковой части анализатора, а также преобладанием возбуждения над торможением (лишь к 4-му месяцу они немного уравновешиваются).

К 0,5—1 мес. ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. О чувствительности младенца судить можно только опосредованно, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.

Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.

Акт смотрения развивается так: в 2—3 нед. появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3—5 нед. возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 нед ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу (поэтому полез­ны движущиеся карусельки с яркими предметами или картинками). В дальнейшем устанавливаются различные функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 мес акт смотрения оказывается уже достаточно сфор­мированным. .Однако не стоит переоценивать значение раннего развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно позволяет ребенку лишь следить за движущимся предметом: в этом возрасте движения предмета вызывают движение глаз, а движений самих глаз по предмету еще нет, поэтому малыш не может ничего рассматривать и не осуществляет зрительного поиска предметов. Эти функции более тесно связаны с моторикой и развиваются позже, с одной стороны, в связи с движениями рук, с другой — в связи с нарастающим пониманием речи. К 5 мес формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательных координации. Оно представляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом.

Читайте также:  Теория развития ребенка фрейд

Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательной координации. К 7 мес координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро.

Чувствительность к цвету развивается довольно рано. Экспериментально установлено, что 3-месячный ребенок различает красный цвет. Во второй половине первого года жизни способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета.

Привлекает и надолго удерживает внимание младенцев главным образом движение предметов, черно-белые контрасты, изменения размеров и положения предметов в пространстве.

Определенные виды изображений, как обнаружено, имеют для младенцев большую привлекательность. Так, дети до года будут больше смотреть на изображения концентрической формы, уделять больше внимания изображениям из изогнутых элементов, чем из прямолинейных, больше заинтересуются переходом прямой линии в изогнутую. Особенно младенцев интересуют изменения размеров и пространственной ориентации отдельных элементов изображения.

Младенцы способны отличать новое явление от первоначального: когда ребенку многократно показывают один и тот же стимул, наблюдается реакция угасания ориентировочной реакции — ребенок перестает им интересоваться. Но стоит только немного изменить первоначальный стимул, как ориентировочная реак­ция вспыхивает вновь

Однако не всегда дети дольше смотрят на новые объекты. Есть и другие проявления их поведения: так, у младенцев меняется выражение лица, уменьшаются или увеличиваются вокализации, появляются новые движения, у некоторых даже меняется сердечный ритм; у новорождённых реакцию на новизну определяют по интенсивности сосания.

Слух. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес звук голоса, музыкальные звуки могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.

На 4-м мес младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.

После 4—5 мес у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это — предпосылки будущего развития речи.

Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Исследования показывают, что уже к концу 1-го мес у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го мес дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый — значительно позже).

Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано.

На 3-м мес выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 — отрицательно.

В младенческом возрасте создаются все необходимые условия для деятельности ребенка, выходящей за пределы сна, питания, крика. Как новые формы поведенияу него появляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции — выразительные движения, связанные с функциональным удовольствием и удивлением.

Пассивность, с которой новорождённый относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, памяти, внимания и т.д. Многие авторы считают, что моторика аффективного типа в младенческом возрасте сменяется сенсомоторной активностью. Л.С. Выготский пишет, что к началу этого периода у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир.

Между 5-м и 6-м мес, по наблюдениям многих психологов, появляется подражание, а к 10меспервые применения орудий и употребление слов, выражающих желание. Исходя из всего этого весь младенческий период условно делят на 3 стадии: период пассивности (до 2-3 мес), период рецептивного интереса (до 5-6 мес) и период активного интереса (он начинается с 5—6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества). С 10-го мес можно ожидать проявлений кризиса 1-го года, который служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством.

Источник