Влияние спорта на развитие личности ребенка
Мы все знаем, как важно прививать детям любовь к спорту. Физическая активность может предотвратить ожирение и уменьшить тревогу и стресс. Перед миром стоят новые задачи по сохранению и улучшению здоровья людей. Образ жизни и повседневные привычки постоянно меняются, иногда в худшую сторону. Мы сталкиваемся с новыми пандемиями неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, болезни сердца и кровеносных сосудов, диабет, рак, остеопороз, аутоиммунные заболевания. Многие из этих заболеваний вызваны недостаточной физической активностью, однако профилактических программ, направленных на изменение этой ситуации, не так много.
Виновато неудовлетворительное питание. Если программы средств массовой информации, совместно с организаторами любительского спорта, смогут повысить информированность местного населения, больше детей и молодежи будут заинтересованы в спорте и улучшении своего питания. Научные исследования показали, что дети, занимающиеся организованными видами спорта, как правило, более здоровы, имеют лучшие социальные навыки и более успешны в школе.
Цивилизованное общество и общество ответственности
Действительно ли мы заботимся о будущем наших детей? Мы должны действовать и посвятить себя развитию и популяризации спорта. Спорт учит детей не только стремиться к победе, но и принимать поражения. Спорт учит детей честной игре в игре и в жизни. Спорт помогает развивать дружеские отношения и создает реальное человеческое взаимодействие. Люди, занимающиеся спортом, имеют более здоровые привычки питания, меньше курят, меньше употребляют алкоголя и меньше устают. Спортивные программы помогают молодым людям развивать свои социальные навыки, способствуют командной работе и самодисциплине. Спорт приносит пользу обществу и оставляет его с менее негативными явлениями, ведущими к меньшему уровню преступности. Все это, как для взрослых, так и для детей, ведет к позитивному отношению к жизни.
Всемирный спортивный конгресс в Арнеме в 2002 году был посвящен теме «Спортивное сообщество сталкивается с новыми социальными вызовами, такими как здравоохранение, справедливость, толерантность и охрана окружающей среды, поиск разумного ответа на массовый и элитный спорт». После Конгресса мировые организации на национальном и международном уровнях начали предпринимать серьезные шаги по продвижению спортивных мероприятий среди детей. Не только через школьную систему, но и через местные общины для повышения осведомленности родителей. В настоящее время последняя инициатива Всемирной организации здравоохранения направлена на включение физической активности в число приоритетных задач. Цель этого проекта заключается в противодействии росту неинфекционных заболеваний как в развитых, так и в развивающихся странах. Это новый вызов и огромная возможность для спортивного движения в целом, особенно для доступности спорта для всех. На уровне местных сообществ необходимо создавать более активные программы по вовлечению молодежи, широкому спектру видов спорта, а не только популярных «приносящих доход».
Здоровые дети учатся
Физическая активность детей влияет на их здоровье и предотвращает определенные риски, которые могут также повлиять на их здоровье во взрослом возрасте. Медицинские эксперты посоветовали снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей в будущем. По мнению исследователей Норвежской школы спортивных наук в Осло, каждый ребенок должен заниматься, по крайней мере, командным или индивидуальным спортом по своему выбору. Вместо того, чтобы один раз в год заниматься умеренной физической активностью, дети должны тренироваться не менее 90 минут в день, говорит руководитель исследования Ларс Бо Андерсен.
В 2008 году д-р Луис Сардинья из Инженерного факультета в Лиссабоне, Португалия, провел исследование и изучил связь между физической активностью и силой костей у группы детей в возрасте в среднем 10 лет. Согласно его исследованиям, мальчикам и девочкам необходимо не менее 25 минут интенсивной физической нагрузки в день, чтобы кости становились крепче. Детство и пубертатный являются решающими периодами для развития костной массы и силы.
Исследователи также указывают на связь между астмой и недостаточной физической активностью. Ученые считают, что неактивные дети не дышат достаточно глубоко и регулярно, чтобы помочь им расширить дыхательные пути и тем самым сделать их менее восприимчивыми к астме. Исследование, проведенное в Университете Глазго, показало, что дети, проводящие больше времени перед телевизором, подвержены большему риску развития астмы, чем дети, которые более активны. У детей, которые смотрят телевизор более 2 часов, вероятность заболевания астмой в два раза выше, чем у детей, которые смотрят меньше телевизора. Это не означает, что астма вызвана непосредственно телевидением, но она отражает образ жизни ребенка в целом.
Важно отметить, что здоровая привычка заниматься спортом длится всю жизнь. Активный образ жизни помогает предотвратить избыточный вес, проблемы со спинным мозгом, высокое давление и многие заболевания.
Лучшие дисциплины
Спорт — это лучшее средство для снятия стресса. Сегодня дети находятся под постоянным давлением со стороны школы, семьи и общества. Физические усилия улучшают концентрацию детей и обучают их дисциплине и рациональному использованию времени. Дети-спортсмены часто добиваются больших успехов в школе и, вполне возможно, в жизни.
Источник
Елена Бледнова
Влияние спорта на всестороннее развитие личности
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияюти на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций
В развитии и формировании личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду,что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития
В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, Поскольку данные качества относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с детства, и особое внимание этому следует уделять в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Особое значение имеют подвижные игры. которые проводятся на занятиях по физическому воспитанию и прогулках.
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения к людям.
Игра является осмысленной и активной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка.
Физическая культура обладает огромным потенциалом в нравственном развитии личности. Одним из наиболее значимых морально-волевых качеств личности являются дисциплинированность, ответственность, настойчивость и целеустремленность. Формирование этих качеств, как и формирование личности, происходит в, в физкультурно-спортивной деятельности. С раннего возраста физкультурная деятельность занимает важное место в воспитании детей.
Важно заметить, что физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил.
Занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой вклад в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое и социальное и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности.
Источник
Влияние спорта на формирование личности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….…3
Влияние спорта на развитие личности………………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………………….….11
ВВЕДЕНИЕ
Cегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Государственные деятели открывают крупные спортивные состязания, улицы многомиллионных городов пустеют в часы, когда проходят игры чемпионатов мира по футболу и хоккею. Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает. В связи с этим особенно важно, чтобы современный спорт служил гуманистическим идеалам и общечеловеческим ценностям.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно — интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель данной работы: изучить насколько спорт на сегодняшний день влияет на развитие и становление личности, а также показать нравственно — эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта.
Влияние спорта на формирование личности
Физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека:
· правильная ценностная ориентация в образе жизни;
· наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками);
· потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.
Осознанное стремление каждого человека к достижению физической культуры есть необходимое условие свободного развития и раскрытия его духовных и физических сил, его гармоничного развития. В этом цель коммунистического воспитания.
В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом.
В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием соответственно складывающимся чисто спортивным, и следовательно, социальным, общественным ситуациям. Все это способствует развитию
таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта.
В эстетическом отношении главное в занятиях спортом — это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека — целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
Рис. 1 Психология физического воспитания
Активные занятия спортом охватывают довольно непродолжительный период в жизни человека. Правда, период чрезвычайно важный, поскольку именно в это время происходит формирование индивида как личности.
Подчеркнем при этом, что организация спортивной деятельности в современном обществе не должна быть бесконтрольной, а должна основываться на разумном, гуманистически направленном, едином педагогическом управлении этой деятельностью.
При игнорировании этого требования спортивный коллектив далеко не всегда формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях приходится встречаться с эгоистическими настроениями и корпоративной моралью, когда спортивные педагоги стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.
Немаловажен и такой аспект проблемы формирования гармоничного человека, как влияние разных видов спорта на этот процесс. Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.
Среди многочисленных видов спорта следует выделить многоборные и игровые. Первые из них получают сейчас все большее распространение, вторые привлекательны как коллективизмом, так и тем, что в играх антропометрические данные во многом нивелируются за счет потребности в разных амплуа и совершенствования (постоянного, как например, в баскетболе) правил состязаний.
Особенно ценно, что в спортивных играх помимо достижения сиюминутных целей — конкретного результата в виде очков, победы во встрече или турнире, — мы добиваемся гораздо большего: обучаем действиям в определенных жизненных или моделируемых ситуациях. Иными словами, они имеют непосредственно педагогическое, воспитательное значение. В этом смысле они представляют собой одно из важнейших средств формирования общей, в том числе физической, культуры человека.
Говоря о взаимосвязи спорта с гармоничным развитием человека, нельзя обойти вопрос о влиянии спортивной деятельности молодежи на ее социальную активность, ее участие в развитии общества. Сама по себе активная спортивная деятельность еще не гарантирует гармоничного развития молодежи. Спорт как форма воспитания без соответствующей направленности отнюдь не всегда определяет активное участие молодежи в прогрессе общества.
В спортивной деятельности можно отметить ряд значимых функций, влияющих на формирование личности человека:
— познавательную;
— информационную;
— эстетическую;
— регулятивную;
— социализирующую;
— гедонистическую;
— коммуникативную;
— воспитательную;
— семиотическую;
— рекреационно-оздоровительную.
Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на формирование личности. В самом спорте предписана постройка взаимоотношений, хотя правила бывают строги, большинство спортсменов всё же придерживается правил соперничества. В этой конкуренции заключена нужда получения побед и золотых медалей, достижения высот, установления новых рекордов. Однако прелестью спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь одолеть соперника и победить можно не только за счёт физической силы, но и благодаря волевым усилиям, размышлениям и мгновенным разумным решениям, а также эмоциональному настрою и правильной подготовке к соревнованиям. В наши дни спорт является неотъемлемой частью при воспитании подрастающего поколения. Ведь спорт даёт здоровое поколение, как в физическом, так и в морально-этическом направлении, а в замен он требует всего лишь тренировки и ничего более.
Спорт также придаёт людям уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Все наши действия постоянно кем-то оцениваются. Из этого у человека складывается определённая самооценка по поводу себя. Повышение уровня самооценки влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности. А как это проявить спортсмену? Правильно, благодаря соревнованиям. Следовательно, спортивный результат является базисом самооценки спортсмена. Можно сказать, что, продвигаясь вверх по лестнице спортивной карьере, происходит рост и в общении с людьми и в других сферах жизни и деятельности помимо команды.
Конечно, победы приносят человеку дополнительный запас энергии и уверенности в своих силах, что положительно отражается на всей его жизни, особенно в процессе становления индивидуума как личности. Однако победа не нужна для убеждения в превосходстве сил над соперником. Спорт, награды, победы – средство, а не мишень.
Также благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит в процессе творческого поиска овладения техникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Следовательно, у человека всё это откладывается в его голове, и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в социальных ситуациях.
Всё это оказывает содействие развитию глубины, широты, критичности, гибкости мышления, а также познавательной активности, чему в значительной мере способствуют международный характер и многоконтактность в общения в сфере спорта.
Спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда – страшновато. Это – работа трудная, кропотливая.
Спортсмен занимается самопознанием по необходимости.
Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше.
Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями.
Волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Целеустремлённость – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.
Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.
Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и самостоятельность – проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.
Выдержка и самообладание – проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.
Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это качество – целеустремлённость.
Был проведен социологический опрос. Он состоит из восьми вопросов с тремя вариантами ответов. Каждый из вопросов был нацелен на выявление главной цели опроса (прямо или косвенно). На улицах города Москвы было опрошено 70 человек, респонденты были разделены на людей в возрасте от 18 до 47 лет.
Следует учитывать, что степень честности ответов опрашиваемых не может быть стопроцентной (в силу всевозможных причин как стеснение выражения негативного отношения, раздраженность и т. д.). При проведении анализа и подсчета опроса результаты первого вопроса показали, что некоторые люди вообще не любят спорт, а некоторые жить без него не могут.
По результатам в основном выявились любители спорта, и это уже дает неплохие результаты(45% опрашиваемых). Конечно, не у всех есть возможность (а может быть и желание, что тоже характерно для людей(35%)) выезжать на природу, но все-таки люди как-то стараются вести более — менее активный образ жизни(25%), соблюдать хоть какой-то режим дня(15%), что немало важно и иногда ходить пешком(10%). Спорт развивается, спортивная культура потихоньку растет, но не все еще приобщили себя к спортивной деятельности. Многие только увлекаются играми по телевизору, но большинство все же старается хоть немного заниматься, помимо учебы, работы и других дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод: спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь, прежде всего, важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенствование. Этой стороне дела, заметим, особое значение придавали и мыслители древности. Так, более 2000 лет назад древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы — не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче».
Для этого необходима соответствующая гуманная ориентация общества и собственно спорта как одного из его социальных институтов.
По результатам опроса можно сказать, что люди стремятся к спорту, но не у всех появляется возможность и силы заниматься самим. Некоторые проявляют интерес лишь на уровне увлечения, но так же положительным остается тот факт, что намечается тенденция к росту интереса к спорту.
В данной работе показано, какое огромное значение спорт имеет для человека в целом, его развития и самосовершенствования. Спорт развивает массу качеств, которые необходимы любому человеку в жизнедеятельности.
Список литературы
1.: Теория и методика физического воспитания и спорта, Издательство: Кнорус, 2015 г., 368с.
2.: Теория и методика физического воспитания: учебник, Издательство: Феникс, 2008 г., 384с.
3.: Физическое воспитание, Издательство: Феникс, 2010 г., 380с.
4. Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М.: ФиС, 2008
5.: Психология личности спортсмена, Издательство: Советский спорт, 2007 г., 116с.
Источник