Влияние культурной среды на развитие ребенка

Влияние культурной среды на развитие ребенка thumbnail

«Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где каждое учреждение, входящее Ассоциацию социокульт.учр.поселка занимает свое место.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

— относительной стабильностью и устойчивостью-форма Ассоциативных отношений наших учреждений способствуют этому)

— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;(важным условием нашего взаимодействия-совместное планирование работы ,организация совместных проектов («поющий Силикатный)

— как следствие взаиомодействия — побудительный, а не запрещающий характер регламентации творческой жизни ребенка; (родитель и кл.руководитель заинтересован в возможности выбора творческой деятельности, а главное в умелом согласовании, выделении приоритетов на различных этапах взаимодействия), т.е.ребенок не поставлен в рамки жесткого выбора что важнее, есть возможность успеть, а значит выпоняется след характеристики среды

1. «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

2. достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

В условиях взаимодействия работа учреждений характеризуется направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Ребенок — это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Ярким примером являются ученица, буде представлять школу на конкурсе «Ученик года».Емельянова Екатерина — ребенок с хорошими, но не выдающимися природными данными и творческими способностями — Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяют творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходило в той среде, которая наиболее благоприятна для школьника.

Екатерина посещала хореографическое отделение ДШИ.(входила в состав Ансамбля «Сонет», жесткого отбора по физическим данных в Ансамбль нет, основной характеристикой для успешных занятий является работоспособность ребенка. Но известно, что Ансамбль является ведущими хореографическим коллективом региона). В условиях анализа и грамотного взаимодействия педагогов, работающих с данным конкретным ребенком – возникла необходимость дополнительного развития коммуникативных умений — выразительной речи,умения декламации.Работа учителя литература,библиотекаря.

Взаимодействие стало успешным судя по результатам Всероссийского конкурса, в котором она участвовала. Успешность ребенка стало возможным благодаря следующим элементам благоприятной социокультурный среды

субъектов социотворческого процесса – ребенок – педагог средней школы – педагоги дополнительного образования. творческой общности (школа дши библиотека), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды нашего поселка действует множество инициативно-творческих образований.

— группа «Степ ту дэнс», которая была создана в результате молодежного инициативного проекта

— редакция школьной газеты «ДЕЛЬФin»

— творческий клуб участников конкурса «Живая классика», которые являются участниками мероприятий различного уровня

— инициативная группа проекта «Танцующий Силикатный», которое представит свое твочество на концерте к Юбилею поселка

направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я». В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой влияют на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем «раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы». Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности..

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к «новой высшей ступени развития». Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с творческой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,

· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,

· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,

· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших

Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями поселка и района.

Источник

Изображения обезьяны бизнеса / Shutterstock

От обучающие игрушки в руководящие принципы правительства и подробные отчеты о прохождении питомника, есть много ресурсов, которые помогут родителям отслеживать и облегчать развитие своих детей. Но в то время как есть уловки, которые мы можем использовать, чтобы научить детей говорить, считать, привлекать или уважать других, удивительно большая часть того, как они развиваются, определяется культурой, в которой они растут.

Развитие ребенка — динамичный, интерактивный процесс. Каждый ребенок уникален в взаимодействии с окружающим миром, и то, что они призывают и получают от других и окружающая среда, также формирует то, как они думают и ведут себя. Дети, растущие в разных культурах, получают конкретный вклад от своей среды. По этой причине существует множество культурных различий в отношении убеждений и поведения детей.

Язык — один из многих способов, которыми культура влияет на развитие. Мы знаем от исследований взрослых что языки создают, как люди думают и рассуждают. Более того, содержание и фокус того, о чем люди говорят в своих разговорах, также различаются в разных культурах. Еще в младенчестве мамы из разных культур разговаривать со своими детьми по-разному, Немецкие матери склонны сосредотачиваться на потребностях, пожеланиях или их детях как личности. С другой стороны, матери африканской племенной группы Nso больше ориентированы на социальный контекст. Это может включать взаимодействие ребенка с другими людьми и связанные с ним правила.

Масаи дети. Синдромида / Shutterock

Это раннее воздействие влияет на то, как дети посещают себя или свои отношения с другими — формируют свой имидж и личность. Например, в странах Западной Европы и Северной Америки дети склонны описывать себя вокруг своих уникальных характеристик, таких как «Я умный» или «Я хорошо рисую». Однако в азиатских, африканских, южно-европейских и южноамериканских странах дети чаще описывают свои отношения с другими людьми и социальными ролями. Примерами этого являются «Я ребенок моих родителей» или «Я хороший ученик».

Поскольку дети в разных культурах отличаются тем, как они думают о себе и относятся к другим, они также запоминают события по-разному. Например, когда дошкольников попросили описать недавний особый личный опыт, европейско-американские дети предоставил более подробные описания, вспомнил более конкретные события и подчеркнул свои предпочтения, чувства и мнения об этом больше, чем китайские и корейские дети. Азиатские дети вместо этого больше ориентировались на людей, которых они встречали, и на то, как они связаны с самим собой.

Культурные последствия воспитания

Родители в разных культурах также играют важную роль в формировании поведения детей и моделей мышления. Как правило, родители — это те, кто готовит детей к взаимодействию с более широким обществом. Взаимодействие детей со своими родителями часто выступает в качестве архетипа о том, как вести себя по отношению к окружающим, изучая различные социокультурные правила, ожидания и табу. Например, маленькие дети обычно развивать разговорный стиль, похожий на их родителей, — и это часто зависит от культуры.

Получите последние новости от InnerSelf

Европейско-американские дети часто предоставляют длинные, продуманные, самофокусированные повествования, подчеркивающие личные предпочтения и автономию. Их стиль взаимодействия также имеет тенденцию быть взаимным, по очереди разговаривая. Напротив, учетные записи корейских и китайских детей, как правило, короткие, ориентированные на отношение, и проявляют большую озабоченность авторитетом. Они часто принимают более пассивную роль в разговорах. Те же культурные различия во взаимодействии также очевидны, когда дети поговорить с независимым интервьюером.

Дети в западном мире больше доверяют родителям. Gargonia / Shutterstock

Культурные различия во взаимоотношениях между взрослыми и детьми также влияют на то, как ребенок ведет себя социально. Например, в китайской культуре, где родители берут на себя большую ответственность и власть над детьми, родители более авторитетно взаимодействуют с детьми и требовать послушания от их детей. Дети, растущие в таких условиях, с большей вероятностью будут выполнять просьбы своих родителей, даже если они неохотно делают это.

В отличие от этого, китайские дети-иммигранты, которые растут в Англии, ведут себя так же, как английские дети, которые менее склонны следовать родительским требованиям если не желаете.

От класса к суду

По мере того, как мир становится все более глобализованным, знания о культурных различиях в мышлении детей, их памяти и о том, как они взаимодействуют со взрослыми, имеют важные практические последствия во многих областях, где вы должны понимать психологию ребенка. Например, учителям может потребоваться оценить детей, которые приходят из разных культур. Знание того, как дети, исходящие из другой культуры, думают и говорят по-разному, могут помочь учителю лучше взять интервью у них, например, в рамках устного академического теста.

Еще одна важная область — судебные расследования. Осознавая, что китайские дети склонны вспоминать подробности о других людях и быть краткими в своем первоначальном ответе на вопросы, могут позволить исследователю предоставить больше времени, чтобы описательная практика подготовила ребенка к ответам на открытые вопросы и предложила им последующие вопросы.

Кроме того, зная, что китайские дети могут быть более чувствительными и соответствовать авторитетным деятелям — и более послушны преступнику в семье — интервьюеру, возможно, потребуется больше времени на создание взаимопонимания, чтобы помочь ребенку расслабиться и уменьшить свой воспринимаемый авторитет. Они также должны быть готовы проявлять терпение с нежеланием раскрывать злоупотребления в семьях.

В то время как дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе, культурное влияние на их развитие явно значительно. Это может даже повлиять на то, как быстро дети достигают разных этапы развития, но исследования по этому сложному вопросу все еще неубедительны. Важно отметить, что знание культурных различий также может помочь нам определить, что общего у всех детей: ненасытное любопытство в мире и любовь к окружающим людям.

Об авторе

Чинг-Ю Хуан, преподаватель психологии, Борнмут университета

Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.

Похожие книги:

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = культурное обучение детей; maxresults = 3}

Источник

    1. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

— относительной стабильностью и устойчивостью,

— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

— побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

— «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

— достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

— направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда – социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я». В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится «саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке». Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится «выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой».

Источник