Влияние слов на развитие ребенка

Влияние слов на развитие ребенка thumbnail

Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»

Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?

Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?

Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.

Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.

Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.

Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.

Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».

Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?

Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.

Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.

Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.

Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.

Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.

Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.

Полюх Наталья Александровна

Учитель-логопед МБУ ЦППМСП —

г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края

Источник

фото взято с просторов интернета. Благодарю автора за снимок.пособие для родителей.

Есть ли различия между детьми? Многие скажут, конечно есть, они разные, кто-то шустрее, кто медленнее, кто-то умнее, а кто-то глупее. Если вам что-то в этом роде скажут про вашего ребёнка — не верьте. ваш ребёнок уникален, он соединил целый космос для своего рождения, он родился от дыхания вашей любви. и его всю жизнь будет пронизывать ваша любовь, ваша поддержка и вера в него.

Читайте также:  Рождение ребенка помесячное развитие ребенка

Однажды, побывав на одном фестивале, познакомилась с интересной женщиной, которая на фестивале выступила с презентацией «Ласковые слова». пока она рассказывала и демонстрировала доказательства своего выступления, у меня поднялась буря чувств, как мало мы говорим своим детям близким ласковые слова. Как скупимся на такую простую малость — слово.

Готовя материал к  школе для родителей по этой теме, я решила проверить свой запас ласковых слов. Оказалось что он очень скуден. На школе я обратилась к родителям и они в своём запасе тоже насчитали не более десяти слов. Тогда мы начали искать их в своём запаснике и написали памятку для родителей.

А для чего нужны эти ласковые слова, когда можно просто сказать, Коль вынеси ведро, принеси, подай. Оказывается ласковое слово обладает волшебной силой проникать в душу ребёнка, да и любого человека, и творить чудеса. когда мы на расстоянии говорим их, они тоже вливаются в общий поток развития ребёнка. и происходят чудеса.

Ведь недаром наши предки называли мальчиков и мужчин одними ласковыми словам, а девочек и женщин другими. Каждое слов несло свой вклад как в духовное, так и в физическое развитие детей.

Если мы девочку будем называть такими словами как солнышко моё ненаглядное — что мы дарим ей через слово: свет, тепло, напитываем её энергией целебной солнца, очищающей энергией, а ягодка  ты моя спелая — помогаем созревать физиологически, вот так умело пользовались наши предки энергией слова.

 Я поделюсь с вами списком слов, которые мы с родителями составили, а вы сами выберите для своих детей, то что вам близко.

Список ласковых слов любимому ребенку, девочке и мальчику.

Ты моя ягодка, солнышко любимое, ласточка, котёнок, котёночек, котипусинька, котофейка, кошечка… Ах ты моя сладкая, ах ты моя хорошая, ах ты моя прекрасная, ах ты моя замечательная.

Рыбочка, рыбик. Где наш глазик, куда мама будет целовать свою малютку-симпампутку? Где наши ручки, где наши ножки, которые будут скоро бежать по дорожке? Зайка, зайчик, зайчонок, маленький толстенький слонёнок, пышная розочка, быстрая козочка, сладкая конфетка, вкусная кетька. Моё самое большое в мире сокровище, моя кровиночка, моя родимочка, родиночка, родничок. Моя любимочка, любимая, дорогая, красивая, приятная, симпатичная, теплая, ласковая, самая дорогая, самая желанная, самая классная. Цыпа-цыпа, дрыцацыпа, цыплёночек, кисёночек. Мышонок. Лучик света. Кто самый лучший, кто самый любимый, кто самый родимый, кто-кто-кто? Кто этот счастливый дитёнок-котёнок? Ты! Моя сладкая, моя фиалочка, тюльпашка-обнимашка-Таняшка. Кисочка-кисточка. Котюля. Ты моя самая лучшая, самая умная, самая красивая, самая классная, самая весёлая, самая одарённая, самая нежная, самая любимая, умная и сообразительная. Красавица, умница, радость моя, моя заря и красота. Смышлёная, говорушка-Танюшка, умничка, хорошенькая, хорошуля. Котик-бегемотик-маленький животик. Куклёнок. Кукла. Ласковая, самая классная, моя родинка. Солнечная девчоночка, девчушка-умнушка.

Солнышко, золотой подсолнечник. Мой розовый комочек счастья, , медвежонок мой зайчонок,— я люблю тебя обниму тебя! Мой маленький принц, моя крохотная принцесса! Бельчонок, мышонок, моя шоколадка. Сына, сынок, сыночек, сынуля, сыночек, сонушко, сонько, засонько, сонечко моё. Доча, доченька, дочура, дочурка-крохотулька-симпатулька-обожулька-, дочик. клад-лад-сад. Танюшкин, симпатюшкин, дорогуша, милуша. Золотце. доча, доченька моя, цветочек, барбоскин, пульчонок, ласково: по имени, моя сладкая, радость моя, девочка моя, родная, любимая, капризулечка, кукурузинка,  умница, мамина и папина доченька, какая послушная, радость моя, счастье моё, «умница ты наша! Спасибо! Какая ты у нас молодец, настоящая хозяюшка, помощница»,мой славный, мой сладкий, моя красота,умница, любименький мой.

Хочется посоветовать, не переусердствовать с фантазией и вспомнить слова из замечательной песни: «как вы лодку назовете, так она и поплывет».

А это список я сделала по словарю:

Для мальчиков:

Хозяин, счастье моё, ласковый, щедрый, соловушка, солнышко моё,  сокровище моё, сокол ясный, совершенство,  умничка,  смелый,  душа чистая, светлый,  свет очей моих,  ценный,  ненаглядный,  целеустремлённый,  терпеливый, сахарный,  цветок мой нежный, царственный,  царевич, королевич,  самый замечательный,  талантливый,  рыбка моя золотая,  романтичный, золотце моё,  мужественный,  понимающий,  очаровательный,  миленький ты мой, месяц ясный, огонёчек яркий,  чудо моё,  обаятельный,  ненаглядный,  неповторимый,  нектаринка,  нежный,  наикрасивейший,  крепыш,  изумрудный,  золотинушка,  зеница моего ока,  любовь моя, звёздочка моих очей, ласковый, душевный, душа моей души, крепкий дубок, волшебник, восхитительный,  друг сердешный,  внимательный, гроза морей,  владыка, голубь мой сизокрылый, бриллиантовый,  боровичок, атлет,  бодрыш,  божественный, ангелочек,  безподобный, безкорыстный, безценный,  аметистовый, алмазный, бархатный, дубочек.

Для девочек:

Ангельcки пpекpаcна, ангельская, беpезонька стройная, бескоpыстная, благоyханная, блестящая, богиня, бpиллиантовая, великолепная, волшебная, восхитительная, впечатлительная, грациозная, голубка сизокрылая, голубушка, драгоценная, добрая, доверчивая, долгожданная, дорогая, душевная, единственная, желанная, жемчужная, жизнерадостная, жизнь моя, застенчивая, звёздочка ясная, золотко , зоренька ясная, зорька, изумительная, изящная, искренняя, королева, красивая, лапушка, ласковая, ласточка, лёгкая, липонька медовая, лучезарная, лучистая, любушка, любимка, любовь моя, музыкальная, милая, милёнка, мудрая, невообразимая, нежная, неповторимая, неотразимая, обворожительная, обожаемая, общительная. озёра глаз твоих, ослепительная, отзывчивая. Отрада дней моих, очаровательная, ошеломляющая,парящая, поэтическая, пленительная, пленяющая, пpелестница, пpелесть, пpельстительная, пpевосходная, пpекpасная, пpивлекательная,радость души моей, радость взоpy, родимая, роднyленька, родная, родненькая, розyленька, розочка, росинка, роскошная, романтичная, рыбонька, рыжyлька, рыжик, свет дyши моей, светлая, светлячок, сеpдце моё, сеpдечная, симпатичная,сказочная, славная, сладенькая, смелая, смешинка, солнышко,стpойная, счастье моё, таинственная, талантливая, теплая,  тpепетная,  гибкая тpостинка, тpогательная, тpyдолюбивая, увлекательная, Удивительная, Улыбающаяся, Умелая, Умная, Умничка, Упоительная, Утонченная, фантастическая,  феноменальная, фееpическая, Фея, херувимчик, хоpошая, хpyпкая,царица, цаpственная, цветyлечка, цветик, цветочек,чистая, чyвственная,чyдyшко,чаpyющая, чаpовница, чаpодейка, чyвствительная, чyдесная, шyтливая, щедpая, экзотическая, элегантная, юмоpная, яpкая, ясная, ягодка.

 Выбирайте, слов много и не жалейте. Если вы их не успели сказать, то мысленно их передайте, они обязательно найдут своего адресата.

Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признательна, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей )

Читайте также:  Развития ребенка школьного периода

Источник

Психика ребенка развивается  с рождения, а точнее, еще в утробе матери. О том, как слова влияют на несформировавшуюся психику ребенка расскажет статья и видеоПсихика ребенка развивается  с рождения, а точнее, некоторые ее элементы начинают развиваться еще в утробе матери. Нормальное развитие каждого малыша зависит от  совокупности ряда факторов. Во-первых, большое значение имеет наследственно-биологический фактор, а также взаимоотношения родителей в семье. Затем, следует так называемый социальный фактор. Детская психика является очень уязвимой, и процесс ее развития  проходит многоэтапный и сложный путь становления.  И сегодня мы об этом и поговорим.

Развитие психики ребенка

Важно знать, что развитие детской психики не является равномерным процессом. Она развивается неравномерно,   моменты ее бурного развития,  сменяют моменты «затишья», во время которых идет процесс подготовки психика  ребенка  к очередному новому этапу развития.

Стоит обратить внимание на тот факт, что некоторые слова и фразы из уст родителей отказывают негативное влияние на неустойчивую детскую психику. Вот самые распространенные из них:

 -«У тебя не получится, давай я сделаю!» — часто мама говорит это, не задумываясь, лишь бы скорее ребенок был одет на прогулку (доел завтрак, нарисовал картинку в садик). Но такие слова подавляют инициативу ребенка. Он думает, что его старания не оценивают, что у него ничего не получается и ему просто не доверяют что-то сделать самостоятельно. Да, за него это может сделать мама, но ребенок уже не уверен в себе и это отразится на его поведении и развитии в будущем.

 Психика ребенка развивается  с рождения, а точнее, еще в утробе матери. О том, как слова влияют на несформировавшуюся психику ребенка расскажет статья и видео

 -«Немедленно прекрати!» — это очень обидная фраза, как для взрослого, так и для ребенка. Маленький ребенок, услышав ее в свой адрес, обижается и замыкается в себе, подросток может нагрубить в ответ взрослому. Но самое худшее, что в любом возрасте эта «команда» не даст должного эффекта.

 -«Еще раз так сделаешь – накажу!» — в большинстве случаев дело ограничивается словесной угрозой. Поэтому дети не воспринимают всерьез обещание родителей не отпустить на улицу, запретить сладости или телевизор (компьютер). Случается, что родитель не выдерживает и в один прекрасный день выполняет подобную угрозу.

Но в таких случаях она не имеет воспитательного эффекта, только вызывает удивление и обиду, что самым негативным образом сказывается на психике ребенка. Лучше один раз исполнить запрет, чем несколько раз в день угрожать словесно.

 Психика ребенка развивается  с рождения, а точнее, еще в утробе матери. О том, как слова влияют на несформировавшуюся психику ребенка расскажет статья и видео

 «Разве так себя ведут девочки (мальчики)?» — подобными фразами родители навязывают своим чадам стереотипы – девочки должны носить платья и быть женственными, мальчики не должны проявлять эмоции и обязаны быть сильными.

Такие слова могут сказаться на самооценке человека в будущем – например, когда у женщины «неженская» профессия или когда взрослый мужчина комплектует по поводу своей эмоциональности и мягкости. Иногда это может обретать форму протеста – и выросшая в бантиках и сережках девочка сделает короткую стрижку или научится водить мотоцикл.

 Психика ребенка развивается  с рождения, а точнее, еще в утробе матери. О том, как слова влияют на несформировавшуюся психику ребенка расскажет статья и видео

 «Я не куплю тебе это – слишком дорого» — эти слова ребенок понимает буквально – если бы у родителей было больше денег, они купили бы игрушку (шоколадку, велосипед). Сложнее, но разумнее будет объяснить, почему нельзя покупать все, что понравится в магазине и как правильно распоряжаться семейным бюджетом.

 «Вот другие дети…» — такие высказывания в адрес ребенка и сравнения с другими детьми отрицательно сказываются на детской психике и снижают его самооценку. Уже взрослый человек впоследствии будет думать о себе: «как всегда, не получилось», «с моими способностями нечего и ожидать».

Нужно помнить – то, что говорят родители сегодня, окажет влияние на психику ребенка, и неизвестно каким образом, проявятся, когда малыш станет взрослыми.

 Психика ребенка развивается  с рождения, а точнее, еще в утробе матери. О том, как слова влияют на несформировавшуюся психику ребенка расскажет статья и видео

Также рекомендую прочитать интересные статьи:

Источник

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Советы родителям: 

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите еще 5-6 новых слов.
  • Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».   

Уровень развития речи детей в 2 года 

  • Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  • Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  • Они могут выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  • Уже понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул — это стул).
  • К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов. Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия.
  • После 1,5 лет малыши способны задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
  • Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов местоимение «я».
  • Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  • Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется или же произносится верно.
  • Дети используют в речи глаголы в повелительном наклонении.
  • Слоговая структура многосложных слов нарушена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  • Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
Читайте также:  Проектная деятельность в познавательном развитии ребенка

Уровень развития речи детей в 3 года

  • Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
  • Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
  • Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
  • В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
  • Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
  • В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
  • Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
  • Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Уровень развития речи детей в 4 года

  • К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
  • Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
  • У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствиевибрантов Р, Р’.
  • Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
  • В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
  • В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
  • В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

  • Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
  • В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
  • Свое высказывание ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
  • Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
  • Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности впроизношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
  • У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
  • На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
  • Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
  • Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звук

Уровень развития речи детей в 6 лет

  • Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  • За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  • К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  • У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  • К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  • Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  • Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Источник