Влияние сказки на развитие речи ребенка курсовая

   Министерство 
образования и науки РФ

   ГОУВПО
«Марийский государственный университет»

   Кафедра
дошкольной и социальной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая 
работа 

 на 
тему: «Влияние сказки на связную речь
детей 4-5 лет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила:

   Студентка
ФПП о/о ДП-33

   А.Ю.
Криницына

   Проверила:

   Старший
преподаватель

   ___________________Е.В.
Алексеева  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола,
2011

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………..3

  1. Теоретические
    основы изучения влияния сказки на развитие
    связной речи детей 4-5 лет……………………………………………………………………5
  2. 1.1. Связная
    речь в работах отечественных педагогов
    и психологов…….5
  3. 1.2. Значение 
    сказки в жизни дошкольников……………………………..13
  4. 1.3. Сказка 
    как средство развития связной 
    речи детей средней группы…17
  5. Развитию
    связной речи детей 4-5 лет посредством
    сказок………………..22
  6. 2.1. Диагностика 
    уровня развития связной речи детей
    среднего дошкольного возраста………………………………………………………..22
  7. 2.2. Работа 
    по развитию связной речи детей 
    посредством сказок………29
  8. 2.3. Динамика
    развития уровня связной речи детей среднего
    дошкольного возраста………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных
источников…………………………………….….36

Приложения……………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Формирование 
связной речи является одной из главных
задач речевого воспитания дошкольников,
т.к. она играет большую роль в формировании
личности. В связной речи реализуется
основная функция языка – коммуникативная.
Для развития связной речи ребенка необходимо
применять различные дидактические игры,
занятия, сказки.

    Дети 
берут из сказок много различных знаний:
первые представления об окружающем мире,
о взаимосвязи человека и природы, сказки
позволяют ребенку увидеть добро и зло.

    Но,
к сожалению, сказки подаются дошкольникам
недостаточно разнообразно, в основном
– это чтение, рассказывание, в лучшем
случае пересказ в лицах или драматизация.

    Сказки 
не в полной мере используются для 
развития у детей воображения, мышления,
связной речи и воспитания добрых
чувств.

    С
развитием современного телевидения
читать детям практически перестали. Ребенку
интереснее смотреть, чем читать самому,
но восприятие сказки является для ребенка
важным видом деятельности. Сказки могут
влиять на развитие связной речи.

    Восприятие
сказки для ребенка — особый вид деятельности.
Сказка может влиять на развитие связной
речи дошкольников.

    Цель
исследования — изучение влияния сказки
на развитие связной речи детей 4-5 лет.

    Объект
исследования: связная речь детей 4-5 лет.

    Предмет
исследования: процесс развития связной
речи посредством сказки.

    Гипотеза
исследования: Предполагается, что сказка
эффективно влияет на развитие связной
речи.

    Задачи
исследования:

    —
провести анализ психолого-педагогической 
литературы по данной теме

    —
выявить уровень связной речи 
детей 4-5 лет на начальном этапе

    —
разработать и апробировать систему занятий
направленных на развитие связной речи
и выявить ее эффективность.

    Для
решения задач работы использовались
педагогические методы исследования:

    Теоретические:
изучение и анализ литературы по проблеме
исследования

    Практические: 

  • Методика
    по изучению словаря детей (Афонькина
    Ю.А., Урунтаева Г.А.)
  • Методика
    по изучению связности речи (Ушакова О.С.,
    Струнина Е.М.)
  • Методика
    по изучению употребления имен существительных
    в родительном падеже единственного и
    множественного числа (Ушакова О.С., Струнина
    Е.М.)

    Практическая 
значимость
работы заключается в том,
что нами разработан цикл занятий по сказкам
для детей 4-5 лет, который может быть использован
воспитателями и родителями.

    Опытно-экспериментальная 
база
исследования: МДОУ №38 «Рябинушка»
города Йошкар-Олы, средняя группа «Малинка»,
возраст детей 4-5 лет.

    Структура
работы:
работа состоит из введения,
одной теоретической и одной экспериментальных
глав, заключения, списка использованной
литературы, приложения.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические
    основы изучения влияния сказки на развитие
    связной речи детей 4-5 лет
  2. 1.1. Связная
    речь в работах отечественных педагогов
    и психологов

      Проблемами 
развития речи детей дошкольного 
возраста занимались такие ученые как 
Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,
Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева
и др.

      Речь,
является непременным условием и 
необходимым компонентом осуществления 
любой деятельности. Речь является
также важнейшим средством овладения 
знаниями, необходимой предпосылкой
обучения и развития ребенка. Ребенок
постепенно овладевает речью развиваясь
по своей природе и многоплановой по своему
характеру совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками.

      Речь 
не является врожденной способностью
человека, она формируется постепенно,
вместе с развитием ребенка.

      С.Л.
Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность
общения — выражения, воздействия, сообщения
посредствам языка. Речь – это форма существования
сознания (мыслей, чувств) для другого,
служащая средством общения с ним, и форма
обобщенного отражения действительности
или форма осуществления мышления. Речь,
слово является специфическим единством
чувственного и смыслового содержания».
[16]

Читайте также:  Первичная фаза развития ребенка анзье

      По 
определению С.Л. Рубинштейна, связной
называют такую речь, которая может быть
понятна на основе ее собственного предметного
содержания. [16]

      Ф.А.Сохин 
полагает, что: «В формировании связной 
речи отчетливо выступает тесная
связь речевого и умственного 
развития детей, развитие их мышления,
восприятия и наблюдательности». [14]

      Характеристика 
связной речи и ее особенностей содержится
в ряде трудов современной лингвистической,
психолингвистической и специальной методической
литературы. Применительно к различным
видам развернутых высказываний связную
речь определяют как совокупность тематически
объединенных фрагментов речи, находящихся
в тесной взаимосвязи и представляющих
собой единое смысловое и структурное
целое

      По 
мнению А.В. Текучева, под связной 
речью в широком смысле слова 
следует понимать любую единицу 
речи, составные языковые компоненты
которой (знаменательные и служебные слова,
словосочетания) представляют собой организованное
по законам логики и грамматического строя
данного языка единое целое. В соответствии
с этим и «каждое самостоятельное отдельное
предложение можно рассматривать как
одну из разновидностей связной речи»
Понятие «связная речь» относится как
к диалогической, так и к монологической
формам речи. [3]

      Под
связной речью понимают смысловое 
развернутое высказывание (ряд логически 
сочетающихся предложений), обеспечивающее
общение и взаимопонимание. Связность,
считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность
речевого оформления мысли говорящего
или пишущего с точки зрения ее понятности
для слушателя или читателя». [15] Следовательно,
основной характеристикой связной речи
является ее понятность для собеседника.

      Связная
речь – это такая речь, которая 
отражает все существенные стороны 
своего предметного содержания. Речь
может быть несвязной по двум причинам:
либо потому, что эти связи не
осознаны и не представлены в мысли 
говорящего, либо эти связи не выявлены
надлежащим образом в его речи.

      В
методике термин «связная речь» употребляется 
в нескольких значениях: 1) процесс,
деятельность говорящего; 2) продукт, результат 
этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию
речи. Как синонимические используются
термины «высказывание», «текст». Высказывание
– это и речевая деятельность, и результат
этой деятельности: определенное речевое
произведение, большее, чем предложение.
Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская,
М. Р. Львов и другие). Связная речь – это
единое смысловое и структурное целое,
включающее связанные между собой и тематически
объединенные, законченные отрезки. [1]

      Связная
речь — смысловое развернутое 
высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение
и взаимопонимание людей. Развитие связной
речи детей — одна из главных задач детского
сада. Формирование связной речи, изменение
ее функций являются следствием усложняющейся
деятельности малыша и зависят от содержания,
условий, форм общения ребенка с окружающими.
Функции речи складываются параллельно
с развитием мышления; они неразрывно
связаны с содержанием, которое ребенок
отражает посредством языка. [4]

 Выделяются
три основные функции речи.

  1. Речь наиболее
    совершенное – емкое, точное и быстродействующее
    – средство общения между людьми. В этом
    состоит ее межиндивидуальная функция
    (коммуникативная).
  2. Речь служит
    орудием осуществления многих психических
    функций, поднимая их до уровня ясного
    осознания и открывая личности возможность
    произвольно регулировать и контролировать
    психические процессы. В этом состоит
    внутрииндивидуальная функция речи.
  3. Речь представляет
    отдельному человеку канал связи для получения
    информации из сокровищницы общечеловеческого
    социально-исторического опыта. В этом
    заключается общечеловеческая функция
    речи.

      В
первом случае речь выступает как 
устная речь: монологи, диалоги, беседа
нескольких лиц; во втором речь протекает 
во внутреннем плане, в тесном переплетении
и единстве с наглядно-образными 
и моторно-действенными компонентами,
в третьем – письменная речь, овеществленная
в графических символах и знаках. [11]

      Коммуникативная
функция осуществляется в двух основных
формах – диалоге и монологе. [1]

      Диалог 
— беседа нескольких людей, не меньше
двух. Цель беседы обычно — спросить
о чем-то и вызвать на ответ, побудить
к какому-то действию. Монолог — связная
речь одного лица. Цель монолога — сообщение
о каких-то фактах.

      Диалог 
по стилю в основном разговорная 
речь. Разговорная речь «состоит из
взаимных реакций двух общающихся между 
собой индивидов, определяемых ситуацией
или высказыванием собеседника. Диалог
— это в сущности цепь реплик».

      Монолог,
как правило, речь книжного стиля. [10]

      Диалогическая
речь представляет собой особенно яркое 
проявление коммуникативной функции 
языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения,
классической формой речевого общения.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника
с прослушиванием и последующим говорением
другого. Важно, что в диалоге собеседники
всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются
в развертывании мысли и высказывания.
Устная диалогическая речь протекает
в конкретной ситуации и сопровождается
жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и
языковое оформление диалога. Речь в нем
может быть неполной, сокращенной, иногда
фрагментарной. Для диалога характерны:
разговорная лексика и фразеология; краткость,
недоговоренность, обрывистость; простые
и сложные бессоюзные предложения; кратковременное
предварительное обдумывание. Связность
диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Диалогическая речь отличается непроизвольностью,
реактивностью. [1]

Читайте также:  Ребенок с 2лет развитие

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро – Судженский городской округ «ДС №31»

                                                                                  Воспитатель: Рассказова Н.С.

Влияние сказок на развитие речи детей дошкольного возраста

Коммуникация занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка и является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности (игровой, трудовой, учебной).

В настоящее время дошкольному возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно, так как именно дошкольный возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слово и знакомство со сказкой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

• развитие интереса детей к сказкам;

• формирование умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;

•воспитание чувства сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки.

При знакомстве со сказками, используются следующие формы и методы с детьми: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, обсуждение, беседа, знакомство с авторами произведений, художниками-иллюстраторами, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, игры-импровизации, ситуативный разговор, самостоятельная деятельность в книжном уголке, использование различных видов театров, тематические вечера.

В группах раннего возраста проводится показ театров кукол, игрушек, картинок на занятиях и в повседневной жизни. Театрализация художественных произведений помогает более эмоциональному и глубокому восприятию их содержания, обогащает эстетическое восприятие детей, так как в спектаклях соединяются разные виды искусств. Просмотр спектаклей и особенно активное участие в них детей способствует развитию их речи — обогащает ее образными сравнениями, литературными оборотами, делает ее более эмоциональной и выразительной. Дети живо реагирует на содержание спектаклей, они разговаривают с куклами, дают им советы, делятся впечатлениями со своими товарищами и родителями. Все это способствует развитию навыков разговорной речи.

Читайте также:  Гений ребенок развитие взрослый

        Для развития всех сторон психической деятельности 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить « сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.

        Почему именно сказки?

        Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогут пробудить интерес к слову.

        Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной.

        Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года жизни   является развитие речи. Он начинает понимать смысл высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные), действия (глаголы), признаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пассивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употреблении глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастными. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т. к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму,величину, барические качества (легкий, тяжелый), вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В два с половиной года в речи ребенка начинают появляться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое занятие обязательно должно включать упражнение на развитие грамматической стороны речи.

        Ребенок воспринимает предмет целиком: его значение, признаки, возможность произведения действий. Поэтому восприятие предмета должно сопровождаться не только называнием, а связным повествованием и употреблением данного слова в различных вариантах и связях с другими словами. Обучая договаривать слова, мы тем самым формируем умение ребенка правильно употреблять падежную форму слов, например:

 «Ок, ок, ок, у меня… (колобок).

  Ка, ка, ка, нет уже… (колобка).

  Ок, ок, ок, лиса съела… (колобок)».

        Наша цель — постепенный перевод ребенка от понимания свойств предметов к их словесному обозначению.

        Приступайте к занятиям только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде чем начнете игру, настройте его на игру, проводите игру на повышенном эмоциональном фоне. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.

        Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.

Художественное слово, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Таким образом, сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. У детей развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, то есть улучшается детская коммуникативность в целом.

Источник