Влияние сказки на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Влияние сказок на нравственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Занятие. “Необходимость работы со сказками для нравственно-речевого развития детей в детском саду”

Содержание

Задачи:

  • Познакомить с теоретическими обоснованиями влияния сказки на воспитание и развитие детей.
  • Раскрыть нравственно-речевое влияние некоторых сказок.
  • Показать необходимость тщательного отбора сказок для свободного чтения.

Материал: “Янтарная книга сказок” Издательский дом “Владис”, авторская сказка “Капелька и зайка”, кружки картона белого и чёрного цвета, поднос.

Проблему влияния художественной литературы на развитие и воспитание дошкольников рассматривали многие педагоги и психологи (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Н.Саркисьян, Т.И. Алиева, Т.Г. Казакова и другие).

Т.И. Алиева считает, что на основании закономерностей существования естественной “детской поэтики”, формируется эстетическое мировидение детей.

Ребёнок-дошкольник постоянно находится в процессе познания через увиденное, услышанное. Мир души малыша глубок и многогранен, и очень важно, помня об этом, учитывать движение и развитие души ребёнка, которое нуждается в духовной пище и, прежде всего в доброте и справедливости.

Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку нужно научиться жить среди себе подобных и не толь физически жить, но и жить хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого очень важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания, сам ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, со своим понимание добра и зла.

Мысль об ответственности перед людьми, понимание того, что ты не можешь быть счастлив, если несчастлив другой, что ты должен сделать всё, чтобы тем, кто с тобой рядом, было хорошо – все эти сложные “взрослые” понятия и чувства пронизывают детскую литературу и, в первую очередь, сказки.

Влияние сказки на нравственное развитие ребёнка очень важно, даже если мы его не видим в данный момент. Суть в том, что художественное произведение приводит не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению общего отношения к действительности, оказывает влияние на возникновение новых, более высоких мотивов его деятельности.

Ещё К.Д. Ушинский говорил о том, что нравственность входит в жизнь человека через чувства. И, только то, что прочувствовано, пережито ребёнком становится достоянием его личности — ориентиром, нормой, убеждением.

Сказки являются универсальным развивающее-образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Особенно это важно для детей с нарушением речи. Ведь из-за дефектов речи их круг общения и деятельности ограничен.

Прежде всего, в сказках мы находим представления народа о добре и зле, правде и справедливости, красоте определённого героя, его характере. Иначе как маленький человек может постигнуть красоту и высоту благородного поступка, низость и предательство злобы и коварства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно же, из произведений и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей.

Учёные предполагают, что впечатления и опыт способны изменять саму структуру мозга. А значит, энергию агрессивного от природы ребёнка, можно направить в более конструктивное русло.

Особое внимание хочется обратить на подбор сказок. Программами предусмотрен данный подбор для занятий с детьми, но в свободном чтении, следует быть осторожными со сказками для чтения малышам.

Содержание сказок, правильно подобранных, со знанием основ детского воспитания, обладающим высоким художественным качеством, глубоко западает в души детей, оставляет в них яркий след, может оказаться толчком и основой характера детей. В то же время, по мнению Н. Коротковой, художественные тексты должны быть “подстроены” под наличный уровень восприятия и понимания, но должны создавать “напряжение души”, то есть продвигать детей на шаг вперёд в их умственной и эмоциональной работе.

Попробуем по-новому взглянуть на уже известные сказки. Возьмём сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Чему учит нас эта сказка?

— Слушать старших,

— Быть добрыми,

— Помогать тем, кто попал в беду.

Но всегда ли так всё на поверхности. На вопрос “кто спас Алёнушку” непременно слышим ответ – купец. Да, это так, но кто сказал ему о том, что Алёнушка в беде? Кто не побоялся ведьмы и позвал на помощь? Слуга! Именно он услышал слова Алёнушки, обращённые к брату и побежал за помощью. Нужно самим педагогам быть более внимательными к содержанию сказок и обращать внимание детей на малейшие детали. Именно так мы достигнем больших результатов в нравственном воспитании. Именно так, проговаривая все события и собственные переживания, речь детей будет развиваться, станет более эмоционально окрашенной и полной. Ничем не смог бы помочь всемогущий купец Алёнушке, если бы слуга оказался равнодушным и трусливым. Значит эта сказка, кроме всего прочего, учит детей быть более внимательными и чуткими к бедам других, не бояться позвать на помощь, не быть РАВНОДУШНЫМИ!

Вот так с любой, даже очень знакомой сказкой, можно “работать”, раскрывать всё большие её грани, воспитательные моменты. Для этого самому педагогу нужно быть более чутким и внимательным при прочтении сказки.

В свободное время, педагоги часто читают детям сказки. Читают всё, что попадается “под руки”. Я считаю, что это не правильно. Попробую доказать это. Вашему вниманию представляю “Янтарную книгу сказок”. На выбор прочту первую из них, называется “Владыка из владык”. (Читаю). О чём эта сказка? В ней мы видим простой набор слов. Так называемое “словотворчество”. Но, мы с вами говорили, что сказка чему-то должна научить. Возможно эта сказка учит меньше болтать попусту. И только? (Рассуждения коллег). Захотите ли вы прочесть данную сказку своим детям? Нужна ли она им? Навряд ли. Возьмём в пример другую сказку из этого сборника “Бурундук и гиена”. (Читаю). Что мы видим? Кроме явной жестокости и нетерпимости, эта сказка ничего не показывает. Так зачем повествовать детям о том, что они и так довольно часто видят с экранов телевизоров, да и , зачастую, в жизни. Может стоит более внимательно подбирать сказки для детей. Подвергать их более тщательному отбору. Ну и последняя сказка из данного сборника – “Почему белых людей называют вазунгу”. (Читаю). В этой сказке ничего, кроме неприязни к европейской нации и нет. Что это? Неприятие людей не таких, как мы? Зачем это ребёнку? Вы согласны? (Рассуждения коллег). Закончить своё чтение мне хотелось бы авторской сказкой “Капелька и зайка”. (Читаю). Как вам эта сказка? Простая по содержанию и , в то же время, с глубоким смыслом. Учит детей быть добрыми , думать о других больше, чем о себе.

Читайте также:  Все для развития вашего ребенка

У каждого из вас есть картонные кружки белого и чёрного цветов. Положите пожалуйста в поднос кружок по содержанию каждой сказки. Если вы считаете, что сказку нужно прочитать детям – кружок белого цвета, если не нужно – чёрного. Каждый кладёт четыре кружка (по количеству прочитанных сказок). После выполнения задания, на подносе лежат кружки чёрного цвета и совсем немного — белого. Вот так, наглядно, уважаемые коллеги, замечаем, что сказка —  это важный и значимый метод в воспитании детей, их нравственном и речевом развитии и к подбору сказок нужно относиться с большим вниманием.

Благодарю коллег за внимание, наша встреча закончена.

Капелька и зайка. Автор Тюсова И.С.

Жила-была Капелька-малютка. Жила она недавно, появилась на свет после дождичка и была совсем ещё глупенькой. Однажды утром лежала она на солнышке, грелась в его лучах и была очень довольна. Жизнь казалась ей прекрасной и удивительной.

Всё бы хорошо, да вдруг услышала Капелька всхлипывания под кустом. За ними кто-то тихонько плакал, да так горько, что Капельке день уже не казался таким чудесным и солнечным. Тучки словно надвинулись на солнышко и тоже загрустили вместе с Капелькой.

— Эй! Кто там плачет? – спросила Капелька.

— Это я, зайчик серенький. А плачу, потому что плохо мне, пить очень хочется. Мама в лес убежала, а я не знаю, что мне делать, где водички взять, хоть капельку…

— Капельку? – переспросила кроха, — как интересно, ведь я тоже капелька, но не знала, что кому-то так могу быть нужна. Возьми меня!

— Что ты! – ответил зайка, — ты же вон, какая красивая, светишься на солнышке. Тебя, наверное очень любят, ты приносишь пользу.

— Пользу? – задумалась Капелька, какой же ты молодец! Теперь я знаю, зачем упала с облачка. Милый зайка, я очень хочу помочь тебе, выпей меня, пожалуйста. Ты перестанешь плакать, а я вернусь ещё, я знаю! Ты и мне сделаешь добро, ведь когда помогаешь кому-то, это очень приятно!

Выпил зайка капельку, улыбнулся, посмотрел вверх и, показалось ему, что Капелька на небо улетела и тоже смотрит на него с улыбкой. И так хорошо стало зайке, что побежал он в лес весёлый и довольный.

Источник

Влияние сказки на развитие личности

ребенка дошкольного возраста

Сказки являются эстетическим творчеством, как для детей, так и для взрослых. Это необходимое средство в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она  допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. 

Благодаря сказкам ребенок может выражать свои чувства и их влияние на ребенка, как на личность, достаточно большое. Между играми и сказками, всегда существовала большая связь. Всякая сказка в своей сущности – фабула игры, независимо от того, была ли эта игра сыграна, или нет. Говоря о сказке вообще, нельзя не вспомнить о первых сказках, в которых происходит тесное переплетение действительного и чудесного. В этих сказках невольно повествуется о том, что переживает дитя – они как бы воплощают в образе то, что есть в душе ребёнка. По сути игры являются инсценированными сказками. Всегда стоит помнить о том, что ребенок воспринимает сказки не как выдумку. Для него это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления, это символический банк жизненных ситуаций. Сказочные уроки – это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей – это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых – это уроки, в которых сказка обнаруживает своё воздействие на ребёнка. Сказка – это важнейший проводник эстетической жизни ребёнка. 

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка симферополь

Все виды сказок можно будет разделить на два вида: народные и авторские, которые в свою очередь можно разделить на три подгруппы: страшные, про животных и бытовые.

К народным сказкам можно будет отнести те, которые заключаются в окружении животного мира, где любой зверек может в любое время говорить с вашим ребенком. Это важно для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами. Поэтому важно будет выбирать правильные сказки. Еще к народным сказкам можно отнести борьбу зла и добра. Такие сказки важны для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития. Они научат вашего ребенка распознавать зло и развить стремление сделать мир лучше.

Многие дети, зачастую, ассоциируют себя с различными животными. Поэтому читать сказки нужно о тех животных, которые будут оказывать положительное влияние на вашего ребенка. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Это очень важно для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

К бытовым сказкам можно будет отнести те сказки, где будет идти речь о семейной жизни, а так же разрешения  конфликтных ситуаций. Благодаря таким сказкам ребенок научится преодолевать трудности, которые могут появиться на его пути. Именно такие сказки являются незаменимыми для развития личности ребенка.

А вот страшные сказки помогут ребенку освобождаться от трудностей, напряжения и собственно страхов. Чаще всего в таких сказках всегда присутствует борьбы добра и зла. Ребенок должен самостоятельно выбрать персонажа, за которого он будет переживать, а задачей родителей и педагогов направить эти переживания в правильное русло.

А вот авторские сказки более трепетные, более образные, нежели народные. Существуют дидактические авторские сказки, которые создают педагоги, чтобы «упаковать» соответствующий учебный материал. Наряду с этим отвлеченные символы (арифметические действия, буквы, цифры) становятся одушевленными, и создается портрет сказочного мира. В таких сказках раскрывается важность конкретных знаний и смысл.

Еще один вид авторских сказок – психокоррекционные сказки. Их создают, чтобы более мягко влиять на поступки ребенка. Под исправлением здесь понимается смена непродуктивного стиля поведения на более эффективный. А также преследуется цель более доступного объяснения ребенку смысла всего происходящего. Использование таких сказок имеет ограничение по проблематике (ненормальное, непродуктивное поведение) и по возрасту (до 11-13 лет).

Ребенку следует читать все виды сказок, главное, чтобы он выбирал правильного героя, на которого бы ему хотелось равняться. Благодаря сказкам ребенок научиться понимать то, что вокруг него существует, не только добро, но и зло, с которым необходимо уметь бороться.

Таким образом, устное народное творчество оказывает огромное влияние на развитие личности. Возможности использования сказок в психокоррекционной работе значительно расширились, что в последнее время позволяет выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту. 

Источник

Влияние сказок на развитие ребенка.

     Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

Когда наступает возраст сказок

     Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

     Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.

    Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

     Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Влияние сказок

     Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

     «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

     Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Читайте также:  Центр развития ребенка искорка

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно. Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя. Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, «вырабатывает иммунитет» к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

     Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

     Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

     У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

     Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное.

     Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

     И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Какие сказки читать детям?

     Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие – несомненно, заслуживают внимания.

     Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.

     Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.

Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.

Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

     При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна приносить удовольствие.

Источник