Влияние семьи на нравственное развитие ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Влияние семьи на морально — нравственное развитие ребёнка.

«НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ, ВСЁ РАВНО ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ…»

Английская пословица

Семья – важный фактор в жизни каждого индивида, первая школа растущего человека. Она — целый мир для ребенка, здесь он учится любви и заботе, взаимоуважению  и сочувствию, терпимости и правдивости.  Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья.

От того, как строятся отношения в семье, какие моральные ценности, и нравственные  ориентиры выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает в свою очередь воздействие на моральный климат и здоровье всего общества.

Одна из главных закономерностей нравственного воспитания гласит, что если человека учат добру – учат умело и настойчиво, в результате будет добро, если учат злу (редкое явление), в результате будет зло. Но если не учат, ни добру, ни злу – в конечном итоге будет зло, потому что и человеком его надо сделать.

Нельзя полагаться на то, что ребёнок со временем сам разберется, что хорошо, а что дурно, нравственным развитием нужно руководить.  Чтобы не приставало плохое, нужно не оберегать детей от жизни, а вырабатывать в них противостояние отрицательному  влиянию. Чтобы вырастить нравственно закаленных детей, важно именно у истоков жизни заложить в ребенке основы лучших человеческих качеств.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль.  Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Напротив, если ребёнок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей.

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился к с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно  только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Очень часто родители считают, что достаточно быть искренним только по отношению к своему ребенку, а с соседями, другими членами семьи  и коллегами по работе можно лицемерить. Ребенок наблюдает за тем, как в семье относятся к окружающим людям, слышит мнение родителей. И, естественно у него появляется вопрос: почему родители говорят о других не то, что думают? Ребёнок остро ощущает потребность в истине, потому что в его представлении все взрослые должны быть честными, но авторитет родителей играет очень важную роль и ему приходится скрывать свои чувства. С возрастом у него складывается искажённый тип нравственного сознания, он меньше воспринимает моральную ответственность за совершенные поступки, лейтмотивом его поведения становится «личная выгода».

Неоспорим тот факт, что опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся донести до дома тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает к себе уважение. Однако, дело не только в опрятности и вежливости, но и в причине того, что побудило его, преломляя себя, сделать приятное другому. Если причина этого его внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение—тогда все в порядке. Но если мотив подобного поведения — «Обратите внимание, какой я хороший», тогда это плохо. Это связано с тем, что то или иное поведение является, как следствие, результатом семейного воспитания, сделанных ребенком выводов о поступках родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни.

 Родители воспитывают своих детей постоянно: в выходные  и праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам, при общении с другими людьми; воспитывают своим поведением, своими высказываниями в адрес того или иного человека, своим отношением к происходящему. Воспитывают, иногда даже не задумываясь, какие эмоциональные впечатления при этом он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.  

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома», —  говорил А.С. Макаренко.

ПОМНИТЕ!

ТОЛЬКО ДОБРЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ МОЖЕТ ДАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ ВСХОДЫ.

Каждый из нас мечтает видеть своих детей  добрыми, жизнерадостными, смелыми, умными, уверенными в себе. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя любимыми (а значит и счастливыми) в семье, в детском саду, в школе, на работе. Дети сталкиваются со злом, предательством, завистью, ненавистью. Жизнь есть жизнь. Но мы не хотим, чтобы они ожесточились, стали равнодушными и циничными, перестали верить в любовь. Пусть они растут добрыми, умеют любить, сочувствовать и прощать. Подобное притягивает подобное. 

Нравственная воспитанность в детстве — залог той нравственной силы, которая способна противостоять любым отрицательным влияниям при вступлении ребёнка во взрослую жизнь. Какими вырастут наши дети, какой выберут путь – это зависит только от нас.

Источник

Влияние семьи на культурно-нравственное развитие личности ребенка

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит: «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.

В век материального, лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.

Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».

Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Качество жизни в системе отношений «ребёнок — родитель», несомненно, зависит от готовности и способности, взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

             Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

По мнению Т. А. Флоренской «Внутренний мир ребенка, — это всегда отражение мира внешнего». А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. Семья — это целостный организм. В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

  • отношение к себе;
  • стиль отношений с другими людьми;
  • представления о себе как о мужчине или женщине;
  • нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • жизненные смыслы;
  • стремления, идеалы;
  • чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Источник

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание ребенка

Кобызева О.В.,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зернышко» комбинированного вида, г. Балашов

     В настоящее время вопросы нравственного воспитания и морального развития приобретают важнейшее значение. Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России, затронули идеологию общества, его ценности, нормы и моральную сферу, смяты многие нравственные ориентиры; оно остро нуждается в подготовке широкообразованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности. Показатели современной жизни — новейшие технологии, ускорение темпа жизни, приводят к пересмотру традиционных взглядов на мораль и распространению ситуационной, вариативной морали. В общей системе всестороннего развития личности большую роль играет нравственное воспитание.

     Одним из важнейших факторов формирования личности является семья. Именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.

     Семья создает личность ребенка своим стилем жизни, направляет его развитие характером взаимоотношений между супругами, между старшим и младшим поколением, а также различными педагогическими средствами, применяемыми для достижения определенных воспитательных целей.

     Проблема воспитания детей в семье — сложная и многогранная. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему производственно-трудовой опыт и духовные богатства, накопленные человечеством. Нравственное воспитание формирует у подрастающего поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека, сопутствует нравственному становлению личности.

     Нравственное становление личности — сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторически сложившихся понятий в области нравственности современного общества, и достижение высокого уровня самоконтроля.

    Нравственное воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда закладываются первые привычки поведения у детей. Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье. Именно в семье приобретаются первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье, с первых лет своей жизни дети знакомятся с социально-нравственными ценностями, получают информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и старших.

     Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Лучшие человеческие качества дети приобретают, опираясь на личный пример родителей, их труд, знания и моральный облик.

     Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должно быть любящее семейное окружение. Ребенок, еще не умея говорить, не осознавая речь взрослых, уже интуитивно понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь — хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. Многочисленные социологические исследования показывают, что  все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

     Родители являются самыми близкими людьми, и именно им предстоит помочь ребенку правильно преодолеть неизбежные противоречия между личными желаниями и общественными нуждами, между собственными нуждами и ожиданиями окружающих.

     Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

     В современных исследованиях отечественных психологов  В.П. Зинченко, А.В. Суворова и других, все чаще подчеркивается, что из-за чрезмерной интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается период детства[1, 2].

     Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на нравственное воспитание детей в семье и подготовки их к самостоятельной жизни:

  • социальное единство семьи с целями общества, предъявление со стороны родителей высоких требований к себе, к своему труду, к своему поведению, необходимость делиться с детьми своими успехами в трудовой и общественной жизни, и вместе с тем проявлять большой интерес к успехам детей;
  • совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей, разумное разделение труда между всеми членами семьи;
  • организация бытового уклада семьи: порядка и точности в семейном хозяйстве; планового распределения семейного бюджета, порядка хранения вещей, общего режима дня, определение,  для каждого, рабочего места, места для занятий, соблюдения семейных правил.
  • создание благоприятных отношений в семье: участие в жизни членов семьи, взаимопонимание, дружба и уважение между старшими и младшими (дети быстро взрослеют и родителям необходимо признавать за ними право на самостоятельность, уважать их как личность).

     Особое место в становлении нравственности занимает воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности.

Нравственное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства. Поэтому, столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, то есть душевного отношения к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

     Одной из проблем нравственного воспитания в современной семье является то, что ранее в традиционной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, особенно бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали семейные традиции, накопленный опыт, информацию о своем роде, о ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. В ХХ веке,  в России,  под влиянием индустриализации и урбанизации,    произошел переход от традиционной к нуклеарной семье, где на первый план выдвигаются отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми). По мнению А.Г. Вишневского, процесс перехода к супружеской нуклеарной семье в России продвинулся далеко, но полностью еще не закончился,  в семьях уменьшается количество детей,  количество родственников, с которыми поддерживаются тесные отношения. Изменилась также и роль женщины в семье и обществе. Большинство женщин все меньше времени уделяют семье, воспитанию детей и домашнему хозяйству. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные бабушки также ведут активную социальную жизнь, после выхода на пенсию продолжают работать и не имеют возможности посвятить себя воспитанию внуков. Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности[3].

     Другая проблема — исчезновение в поведении детей их возрастной непосредственности, что может привести, по мнению многих специалистов, к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис возможно путем взаимодействия семьи и детского сада.

     Третья проблема — развитие интереса детей к познанию окружающего мира. Очень важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком, поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми так важен.

     Еще одна проблема — научить детей общаться, не обижать других, проявлять сочувствие и терпимость. Это также невозможно сделать без активного участия семьи. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям — прямая функция семьи.

     По определению исследователей  проблемы нравственного воспитания детей в семье Ш.А. Амонашвили, С.И. Варюхиной, Л.И. Божович, Е.И. Туревской, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: ее материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом и доверием к родителям, единством требований в семье[ 4, 5, 6, 7].

    В  работах психологов А.Г. Вишневского, Д.Б. Эльконина, педагогов Ш.А. Амонашвили, Л.Г. Татарниковой и других выделены условия семейного воспитания, основанные на принципах гуманной педагогики, при которых формирование  личности ребенка в семье будет успешным[3, 8, 9, 10] :  

— принцип креативности, т.е. свободного развития детей, готовности к принятию новых идей;

— принцип гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности, ее права на развитие, проявление своих способностей;

— принцип демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми в семье;

— принцип гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в обществе, чувстве долга и ответственности перед обществом и семьей;

— приоритетности общечеловеческих норм и ценностей.

     Следовательно, в формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Именно в семье ребенок постигает первую школу жизни. Сила воздействия семьи на формирование нравственной личности исключительно велика. Основой этого влияния на ребенка является бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок, отвечая на эту любовь и заботу,  признает авторитет родителей, стремится подражать им во всем.

     С учетом всех вышеперечисленных факторов можно сделать вывод, что добиться эффективности в воспитании нравственности у подрастающего поколения можно только при активном участии семьи,  для успешного нравственного развития человека  в глобальном плане необходимо, прежде всего, усовершенствовать институт семьи  в целом и изменить отношение общества к семейным традициям.

                                       Литература

  1. Зинченко В.П. Размышление о душе и ее воспитании. РАО., 2001. – 34с.
  2. Суворов А.В. Часть 4, глава 5: «Совместная педагогика» и становление смысложизненных ориентаций у детей и подростков в условиях дефицита общения// Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Э. Чудновского. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. – 532с.
  3. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // Экология и жизнь. – 2008. — № 7.
  4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.3 1982.
  5. Варюхина С.И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 290с.
  7. Туревская Е.И. Возростная психология / Е.И. Туревская. – М.: Академия, 2002 . – 368с.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 384с.  
  9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  10. Татарникова Л.Г. Паритет родителей и образовательных учреждений в воспитании ребенка ХХI века. // Родители как участники педагогического процесса. – Материалы межрегиональной научно-практической конференции 13 марта 2008 г. Вып.2. – Спб.: СПбНОУ  «Экспресс», 2008.

Источник