Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки

1. Вез корабль карамель,

 Наскочил корабль на мель,

 И матросы две недели

 Карамель на мели ели.

 2. Говорит попугай попугаю:

 — Я тебя, попугай, попугаю!

 — Попугай ты меня, попугай, —

 Говорит попугай попугаю.

 3. Леня лез по лесенке,

 Срывал Леня персики.

 С песенками, с персиками

 Скатился Леня с лесенки!

 4. У маленькой машины цвет мышиный.

 И шины шуршат, как мыши.

 5. Встретил в чаще еж ежа:

 — Как погода, еж?

 — Свежа.

 И пошли домой, дрожа,

 Сгорбясь, съежась, два ежа.

 6.Ткет ткач ткани на платки Тане.

 7. У Потапки на лапках по тапку.

 Купил в лавке по тапку Потапка.

 8. Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон!

 9. Купили каракатице

 Кружевное платьице.

 Ходит каракатица,

 Хвастается платьицем.

 10.Бублик, баранку,

 Батон и буханку

 Пекарь из теста

 Испек спозаранку.

 11. У Ивашки рубашка,

 У рубашки кармашки.

 Хороши кармашки

 На рубашке Ивашки.

 12. Моль пальто себе купила,

 Чтобы чем питаться было.

 13. У Кондрата куртка коротковата.

 14. Бредут бобры в сыры боры.

 Бобры храбры. Для бобрят добры.

 15. Маланья болтушка

 Молоко болтала – болтала,

 Да не выболтала.

 16. Была у Наталки каталка на палке.

 Сломала каталку на палке Наталка.

 Чинили-чинили Наталке каталку,

 Но так и осталась каталка без палки.

.

Чистоговорки

 Звуки М, П, Б

 1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

 2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

 3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

 4. Мама Милу в ванне мыла.

 5. Петя пилил пилой пень.

 6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

 1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.

 2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.

 3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

 4. Собака Том сторожит дом.

 5. Дарья дарит Дине дыни.

 6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

 1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

 2. Га-га-га у козы рога.

 3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

 4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

 5. На горе гогочут гуси.

 6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

 1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

 2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

 3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

 4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

 1. У Сони сани с горки едут сами.

 2. Сеня в лесу встретил лису.

 3. У нас газ погас.

 4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

 5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня

Звук З

 1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

 2. У Зины козлик в корзине.

 3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

 4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

 5. У Зины звонок звенит звонко.

 6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

 1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.

 2. Из колодца вода льется.

 3. Не велика птица синица, да умница.

 4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

 5. Цыпленок пьет из блюдца воду.

 6. Слава поставил цветы на подоконник.

 7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

 8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

  1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

 1. Жа-жа-жа убежали два ежа.

 2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

 3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

 1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

 2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

 3. Шубка овечки греет лучше печки.

 4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

 1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.

 2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.

 3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

 1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

 2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

 3. Дед Данила делил дыню.

 4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

 3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

На круше у Шура жил журавль.

Кошка спит, а мышку видит.

Ежик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша- Соня моет малыша.

Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Вымыли мышки миски для мишки.

Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.

Ца-ча-ча растет птенчик у грача.

У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.

Девочка пьет чай из чашки.

Ща-са-са- под кустом сидит лиса.

У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.

Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.

Рыбу ловит рыболов.

Весь в реку ушел улов.

Вкусная халва, мастеру хвала.

Римма и Тима шли мимо тира.

По материалам книги А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Источник

Елена Аксенова
Скороговорки и чистоговорки для развития речи

Коллекция Скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

Чистогооврки с быстрым проговариванием

• У Сени и Сани сом с усами.

• Сеня в сени сено вез.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

• Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

• От топота копыт пыль по полю летит.

• Восьмой кол вбили в частокол.

• Топали да топали, дотопали до тополя.

• Дятел дуб долбил, да не додолбил.

• В один, Клим, клин колоти.

• Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка,если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Читайте также:  Значение игры в развитии ребенка до 3 лет

•Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

•Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

•Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

•Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

•Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

•Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

•Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

•Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

•Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

•Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

•Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

• Жутко жуку жить на суку.

• Ежу на ужин жук нужен.

• У ужа ужата, у ежа – ежата.

• Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

• По двору, по подворью в добром здоровье.

• У нас на подворье погода размокропогодилась.

• Свинья тупорыла весь двор перерыла.

• Летят пичужки через три пустые избушки.

• У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

• Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

• На кочке квочка, квочка на кочке.

• Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

• Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

• Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

• Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

• Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

• Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Источник

ЧИСТОГОВОРКИ И СКОРОГОВОРКИ.

На занятиях по развитию речи  часто использую чистоговорки и скороговорки. С их помощью  закрепляем правильное произношение звуков, у детей  отрабатывается дикция. Чистоговорки и скороговорки также  используются как тренировочные упражнения  для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, медленно).

С (СЬ)

Са-са-са – на траве роса

Со-со-со – крутим колесо

Су-су-су —  видим мы осу./ нельзя купить росу/ птичье пение в лесу

Ас-ас-ас – у нас свет погас.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.

                     У осы не усы, а усики.

Коси, коса, пока роса.

Коса долой, и мы домой.

У маленькой Сани сани едут сами.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везут Сеня с Саней Соню в санях

Сидел воробей на сосне, заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.

З (ЗЬ)

За-за-за – уходи домой коза.(Прилетела стрекоза)

Зу- зу-зу – моем Катю мы в тазу.  (Я увидел стрекозу)

Зе-зе-зе – (помахал я стрекозе)

У зайки Бубы заболели зубы.

У маленькой Зины бузина в корзине.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Видит волк козу, забыл про грозу.

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

Ц

Цо-цо-цо – на руке кольцо

Цы-цы-цы – поспели огурцы.

Ец-ец-ец – очень вкусный огерец.

У кольца нет конца. 

Бегают две курицы прямо на улице.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Цапля стоя на крыльце, написала букву Ц.

Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

Ш

Ша-ша-ша – мам моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Аш-аш-аш – у Вовы карандаш.

 Нашей Маше дали манной каши.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Яшка в фуражке едет на черепашке.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой  кошка.

Маше каша надоела,

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай!

Ж

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

У ежа – ежата, у ужа- ужата.

Жу-жу-жу – я на ветке сижу, я на ветке сижу, и звук Ж твержу.

Не живут ужи, где живут ужи.

Ч

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. 

Чу-чу-чу – молоточком постучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Шубка овечки – теплее любой печки.

Пекарь пек калачи в печи.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Щ

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.

Л(Ль)

Ло-ло-ло – на улице светло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

На мели мы налима ловили.

Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.

Наш Полкан попал в капкан.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день.

На иве —  галка, на берегу —  галька.

Р(РЬ)

Ра-ра-ра – Маше спать пора.(убираем двор с утра) 

Ро-ро-ро —  на полу стоит ведро.(мусор соберем в ведро)

Ре-ре-ре – деревья в серебре. (метем усердно во дворе.)

Ры-ры-ры – летают комары.(не заметили жары)

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Ри-ри-ри – на ветках снегири.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе, на горке горько ревет Егорка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Во дворе горка, под горкой норка.

В этой норке – крот, норку стережет.

Проворонила ворона вороненка.

До города дорога в гору,  от города с горы.

Б

Белые бараны били в барабаны.

С-Ц

Синицы – веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

С-Ш

Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.

Сшила Саша Сашеньке шапку, Саша шапкой шишки сшиб.

З-Ж

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Ц-Ч

Очень часто бьются у Танечки блюдца. 

Источник

Чистоговорки для развития дикции детей, которые можно использовать на логопедических занятиях, а также для занятий в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Звук Б

Ба-ба-ба — во дворе изба.

Ба-ба-ба — на крыше труба.

Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.

Би-би-би — сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы — на пеньке грибы.

Бы-бы-бы — за двором дубы.

Аба-аба- аба — ускакала жаба.

Бы-бы-бы — в лесу растут грибы.

Об-об-об — в огороде растет боб.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди — тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Звук З

За-за-за  – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла  – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож  мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу – я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под  дождем в плаще.

Источник

Татьяна Бакина
Картотека чистоговорок и скороговорок

Картотека чистоговорок.

Цель: Учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание, учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией.

Усядемся на пригорке, да расскажем чистоговорки!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

1. Су-су-су, су-су-су

белку видели в лесу.

2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу

сидит ворон на дубу.

3. Ой-ой-ой, ой-ой-ой!

Зайке холодно зимой!

4. Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

есть иголки у ежа.

5. Са-са-са, вот летит оса.

6. Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

наша каша хороша!

7. Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Ищут, ищут мячик

девочка и мальчик.

8. Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

что-то шепчут камыши.

Читайте также:  Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

Ше-ше-ше, ше-ше-ше,

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,

Выходи из камыша.

9. Мышки, не мешайте кошке,

ловить мух на окошке.

Кошка муху лапкой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

10. До города дорога в гору,

от города – с горы.

11. Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-

просит заинька косой.

— Спой мне песню, сойка, спой!

12. Ед — ед — ед- где же мой велосипед?

Да-да-да- быстрая езда.

Али-али-али- нажимаю на педали.

Аль-аль-аль- быстро мчусь я вдаль.

13. Жа — жа -жа

мы нашли в лесу ежа.

Жу – жу — жу,

Подошли мы к ежу.

Ужа — ужа — ужа,

Впереди большая лужа.

Жок — жок — жок,

Надень, ёжик, сапожок.

14. Са-са-са – вот идет Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – Лисонька — краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

15. Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ала-ала-ала — пчёлка крыльями махала.

Ила-ила-ила — пчёлка мёд носила.

16. Са-са-са – прилетела к нам оса.

Су-су-су — мы увидели осу.

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

Са-са-са — улетай скорей, оса.

Ай- ай-ай — ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой — побежали мы домой.

17. Да-да-да – наступили холода.

Да-да-да — превратилась в лёд вода.

Ду-ду-ду — поскользнусь я на льду.

Ду-ду-ду — я на лыжах иду.

Ды-ды-ды — на снегу есть следы.

Ди-ди-ди – ну, заяц, погоди!

18. Ба-ба-ба – на крыше есть труба.

Бу-бу-бу — надо чистить трубу.

Бы-бы-бы — валит дым из трубы.

19. Ашу-ашу-ашу – нарядим ёлку нашу.

Ишки-ишки-ишки — вот золотые шишки.

Ош-ош-ош — шар большой хорош.

Ша-ша-ша — ёлка тоже хороша.

20. Ра-ра-ра — погляди-ка, детвора.

Ря-ря-ря — взошла красная заря.

Ре-ре-ре — растёт рябина на горе.

Ри-ри-ри — клюют рябину снегири.

21. Са-са-са- кисонька – краса.

Сы-сы-сы- есть у кисоньки усы.

Исы-исы-исы – молоко у кисы.

Иса-иса-иса — бантиком играет киса.

22. Ома-ома-ома — стоит козлик у дома.

Оме-оме-оме — хорошо в высоком доме.

Ме-ме-ме – подойди-ка ты ко мне.

Мот-мот-мот – не ставь копытца на комод.

23. Од-од-од — мы вскопали огород.

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода.

Да-да-да – растениям нужна вода.

Ду-ду-ду – за водой я пойду.

24. Жу-жу-жу – я границу сторожу.

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.

25. Ба-ба-ба – заиграла труба.

Бу-бу-бу – задудели мы в трубу.

Бе-бе-бе- я играю на трубе.

26. Ока-ока-ока – где живет сорока?

Оки-оки-оки – не найти гнездо сороки.

Ок-ок-ок – на, поклюй-ка колосок!

Ку-ку-ку – попить лети ты на реку.

Ко-ко-ко — а река – то далеко!

Картотека скороговорок.

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

1. Сшила Саша Сашке шапку.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Сыворотка из – под простокваши.

6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

10. Кукушка кукушонку купила капюшон.

11. Слишком много ножек у сороконожек.

12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

16. Наш Полкан попал в капкан.

17. От топота копыт пыль по полю летит.

18. Ткет ткач ткани на платок Тане.

19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

24. На дворе трава, на траве — дрова.

25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

29. Мокрая погода размокропогодилась.

30. Полпогреба репы, полколпока гороха.

31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

32. Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

33. У Кондрата куртка коротковата.

34. Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

35. Пришел Прокоп — кипел укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

36. Король – орел, орел — король.

37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.

38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

39. Бобр добр для бобрят.

40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

41. Орел на горе, перо на орле.

42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

43. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

44. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

45. Милая Мила мылась мылом.

46. Мы ели-ели линьков у ели.

47. У четырех черепашек по четыре черепашонка.

48. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы две недели карамель на мели ели.

49. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

50. В перелеске перепел, перепёлку перепел.

51. Утром присев на зеленом пригорке,

учат сороки скороговорки:

картошка, картонка, карета, картуз,

карниз, карандаш, карамель, карапуз.

52. Сова советует сове, спи соседка на софе,

на софе так сладко спится, о совятах сон присниться.

53. Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,

соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.

54. Хорош пирожок, внутри творожок.

55. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.

56. Вырастил Толя тополь за полем,

по полю, по полю шел к тополю Толя.

57. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу, кричать до хрипу.

58. Разорались петухи, закачались лопухи,

громко лает пес Трезор, во дворе у нас раздор.

59. Зимним утром от мороза, на заре звенят березы,

все озёра – зеркала, из зеленого стекла.

60. Дед Данил делил дыню — дольку Диме, дольку Дине.

61. Все за столом сели, со стола всёсъели:

сметану с простоквашей, с овсяной кашей.

62. Звезду заметила коза, но опустила вниз глаза.

Известно, звезды не достать, зачем козе о них мечтать.

63. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

64. Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток.

65. Паша тихо шепчет Мише, Миша шепота не слышит,

Паша, громче пошепчи, Мише уши полечи.

Источник