Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

МО, г. Реутов, ул. Комсомольская, д.17 тел. факс 8(495)528-15-06

Сайт: www.ромашкаРФреутов e-mail: snv3103@mail.ru

Влияние русской народной сказки на социально-нравственное воспитание дошкольников

составитель:

музыкальный руководитель

Шиянова Юлия Владимировна

г.Реутов 2018

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цели и задачи

    3. Классификация сказок и их специфика

    4. Противоречие

  2. Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников

2.2 «Сказка-ложь, да в ней намек…»

2.3 Выводы и итоги

3 .Заключение

4. Список литературы

1.Введение

1.1 Актуальность

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов

Сказки любят все дети, а также и взрослые. Значительно влияние этого сказочного жанра и его невозможно переоценить. Именно сказка дает представление детям об окружающем мире, учит нравственным нормам и жизненным закономерностям. С помощью художественных образов и яркому сказочному языку с самого младенчества прививается чувство прекрасного. Дети дошкольного возраста обучаются и развиваются в рамках своих народных традициях, приобщаются к народному творчеству. Поэтому народные сказки являются лучшим воспитателем каждого ребенка. Огромное значение сыграли русские народные сказки в воспитании нравственного и духовного мира воспитанника.

Русская народная сказка, несущая в себе долголетний опыт людей, постоянно оказывала благотворное воздействие на формирование детей дошкольного возраста: именно сказка помогает разрешить собственные трудности, учит различать где добро, а где зло, справляться с любыми жизненными преградами, учит настойчиво идти к собственной цели и всегда оставаться оптимистом. И все это вместе является развитием психологического состояния здоровья ребенка, что способствует моральному процветанию и жизненному успеху в дальнейшем.
Желательно, уже с самого раннего возраста закладывать основные ведущие принципы нравственности, а также способствовать развитию у детей нравственных значений, взаимоотношений к обществу.

Используемым материалом для создания русских народных сказок послужила жизнедеятельность людей: их борьба за благополучие, верования, нравы, и находящаяся вокруг них сущность. В верованиях людей существовало много предубеждённого и смутного. Данное беспроглядное и консервативное — результат нелегкого многознаменательного прошедшего рабочих. В основной массе  сказок отображены наилучшие особенности русского народа: усердность, способность, преданность в сражениях и труде, безмерная верность народу и отечеству. Олицетворение в русских народных сказках самых лучших качеств людей и сделало сказки результативным орудием передачи данных качеств с поколения в поколение. Непосредственно вследствие того, то что такие сказки показывают и отображают жизнедеятельность народа, его наилучшие особенности, воспитывают в растущем поколении данные особенности, народность как оказалось одной из отличительных черт данных сказок.

1.2 Цели и задачи

Объектом постоянного изучения и применения русской народной сказки в дошкольном образовательном учреждении является обогащение и развитие внутреннего мира каждого ребенка; формирование языковой культуры; приобщение к народным традициям;

Важные задачи сказок – это формирование и развитие добродушных чувств, доброты. Доброта нынче стала наиболее редким явлением в нашей повседневной жизни. Знаменитый учитель Ш.А.Аманашвили писал, что «именно чувство доброты соединяет основу высоконравственной целостности личности человека. Сопереживать и жалеть умеет лишь добродушны человек. Такому человеку не свойственно не ценить людей. Он не может быть  завистливым, наглым, грубым и невоспитанным. Он не может не являться честным и заботливым. В этом случае чувство доброты считается основанием для развития всех положительных качеств человека».

1.3 Классификация сказки

Существуют несколько видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые и сказки смешанного типа.

Самыми любимыми детьми сказками стали сказки о животных. В них все животные персонажи не похожи на реальные. Они разговаривают, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, зачастую становятся лучшими друзьями человека в сказке.

К волшебным сказкам мы относим те сказки, которые наполнены волшебством, приключениями, героизмом. Чудеса в таких сказках происходят постоянно. Здесь допустимы всякие «превращения» и «колдовство». На примере сказки «Снегурочка» можно увидеть процесс превращения из снежной девочки в настоящую, живую. В другой сказке один персонаж превращается сначала в муху, затем в комара, ну и наконец в шмеля. Волшебство, да и только!

Бытовые сказки, в основном построены на взаимоотношениях главных героев, и как правило, эти герои имею прямо противоположные характеры. Если брать примеры таких героев, то ими станут хитрая лиса и глупый козел из сказки «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж из сказки «Заяц и еж»; работящая и добрая падчерица и ленивая, злая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». Дети в ходе разговора с легкостью отвечают на нравственный вопрос «что хорошо и что плохо».

Сказка сама по себе уже является противоречием реальной жизни. В жизни животные не действуют как люди, не разговаривают человеческим голосом, не пытаются построить общий дом-теремок и не обладают творческими способностями. Противоречит природе и то, как в иных сказках чудесным образом появляются дети или другие члены семьи героев например, Снегурочка или Колобок. Известный богатырь русских сказок-былин Илья Муромец легко расправляется с войском врагов, Змеем-Горынычем, один захватывает в плен Соловья-разбойника. Обычный человек, конечно, не смог бы в одиночку победить своих врагов, но это же сказочный герой. И мы верим в его силу, восхищаемся и гордимся им. Однако любимым персонажем русских народных сказок является почему-то Иванушка-дурачок. Он сметливый, сообразительный, не лишен юмора и целеустремленный борец за добро и справедливость. И оружия-то ни какого у него нет….Яркий пример противоречия-сказка «Курочка-Ряба». Дед с бабой били-били яйцо, но у них ничего не получалось, а когда мышка случайно его разбила, они стали плакать. Да и утешения курочки-Рябы сомнительны: она пообещала снести им вместо простого золотое яйцо. Уж его-то дед с бабой точно не разобьют! Таким образом, мы можем видеть противоречия почти в каждой сказке. Дети с легкостью отмечают такие неправдоподобные моменты и с радостью их принимают. Их завлекает то, что они необычные и непохожие на то, что уже известно о настоящих животных, птицах. Здесь и зарождаются самые основные представления о добре и зле, героизме и трусости, доброте и жадности, хитрости и прямодушии- все это оставляет свой отпечаток в сознании детей и дают возможность детям об элементарных нормах поведения.

Читайте также:  Специфика развития ребенка младшего школьного возраста

2 Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников с помощью сказки

Устное народное творчество являлось и является до сих пор наиболее значимым средством в воспитательным процессе, отработанным и проверенным народом в течении многих лет. За многовековой опыт жизнь и народная практика воспитания доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка сформированы друг для друга, они неразделимы и по этой причине ознакомление со сказками русского народа обязано безусловно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Такие высоконравственные категории, как плохо и хорошо, добро и зло, что можно, а что нет, разумно формировать своим принадлежащим образцом, а также с поддержкой русских народных сказок. 

В отличие от других сказок в русской народной сказке отсутствует какое-либо прямое наставление детям, где обязательно дети слушаются своих родителей, почитают старших, а также им запрещено выходить из дома без разрешения своих родителей. Именно эти сказки в своем содержании постоянно имеют такой урок, который дошкольники постепенно воспринимают, не раз возвращаясь к главному замыслу произведения.

Русские народные сказки утверждают детей дошкольного возраста в верных взаимоотношениях к обществу. Тянет репку сначала дед, потом баба, к ним присоединяется их внучка, собака Жучка, кошка тянут-потянут, а вытащить никак не получается. И только с помощью мышки они вытянули репку. Безусловно, высокохудожественное значение данной сказки будет понятным ребенку, как только он немного подрастет. Только в более старшем возрасте ребенку раскроется весь смысл и задумка этой иронической сказки и он посмотрит на нее с разных сторон.

К примеру всем известная сказка «Курочка-ряба» несет в себе немаловажную идею для воспитания ребенка. Снесла курочка яичко, рядом пробегала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стали дед и баба плакать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. Столько шума из ничего! Из-за разбитого яйца. Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Сказка «Рукавичка» расскажет детям о сочувствии друг к другу и научит ребенка доброте; в сказке «Зимовье зверей» показано как нужно правильно дружить; что такое жадность расскажет сказка «Два жадных медвежонка»; как любить труд и быть терпеливее показано в сказках «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка»; выходить из трудной жизненной ситуации дошкольникам поможет сказка «Маша и медведь»; трогательная забота о близких раскрыта в сказке «Бобовое зернышко».

Между сказкой и пословицей, или поговоркой можно уловить связь, которая носит нравственный урок.

Пословица поговорка

«Гуси-Лебеди»

«Слезами горю не поможешь»

«Рукавичка»

«В тесноте, да не в обиде»

«Морозко»

«Мир не без добрых людей»

«Крошечка-Хаврошечка»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Зимовье»

«Там где дружат-живут, не тужат»

«Лисичка со скалочкой»

«Как аукнется, так и откликнется»

На занятиях полезно давать детям такие творческие задания, которые изменяют ход повествования, а также полезно дошкольникам выдумывать различные концовки на свой лад, но с положительным итогом. Главный герой меняется в лучшую сторону, добро побеждает зло и зло наказано, но в пределах разумного. Занятия такого плана дают детям возможность понять, что все можно изменить к лучшему и договориться по-доброму. К примеру, если изменить концовку в сказке «Лиса и кувшин», ребята понимают, что брать чужое это не только не красиво, но и нельзя этого делать вообще без разрешения хозяина. Полезно также проводить некоторые упражнения, которые помогают детям приобретать определенные умения и навыки, носящие социально-воспитательный характер: умение договариваться друг с другом и чем-то делиться, а также помогать ближнему-все эти умения возникают на основе содержания русских народных сказок. Благодаря этому, сказка стала мощным инструментом социально-нравственного воспитания дошкольников. Дети взаимодействуют с окружающим миром; развиваются творческие способности каждого ребенка; развивается характер воспитанников; улучшается социально-эмоциональная сфера.

2.2. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»так сказал когда-то великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Эти слова имеют свою актуальность и по сей день. Она является незаменимой помощницей родителей в воспитании своих детей. Чем раньше мы приучаем своих детей слушать сказки, тем раньше у них развивается такое понятие как человечность. Ребенок учится сострадать, радоваться, понимать и слушать других, а также мечтать. Где же сбываются все загаданные желания и мечты наших детей? Конечно же, в той самой волшебной стране, под названием сказка. Сказка помогает детям, а иногда и взрослым пофантазировать. Как бы я поступил, попадись мне в руки золотая рыбка? Кем бы я стал, на месте того или иного сказочного героя? Но и много других вопросов, на которые мы находим ответы в сказках.

С помощью сказки дети могут осознать свои проблемы и придумать несколько вариантов их решения. Таким образом, благодаря широкому применению народного творчества в педагогике у детей формируется здоровая психика, сказка дает надежду, успокаивает, обещает хороший конец. Малыши учатся с помощью сказки различным формам поведения. Вот, к примеру, «Колобок» дает ответ на вопрос, весьма важный для детей: как далеко можно уходить от мамы: на один шаг – недалеко; на два шага – интересно; на три шага — не страшно; на четыре – могут потерять. Сказка «Репка» учит взаимопомощи: не справляешься один – зови друзей и родственников.
Для дошкольника сказка – это история о повзрослении. Старшему дошкольнику разрешается гораздо больше, чем маленькому, и у него просыпается желание стать взрослым еще быстрее. Невольно сопоставляя себя с героями сказок, малыш и взрослеет-то вместе с ними. Так, если в начале сказки Иванушка-дурачок – инфантильный и наивный, как ребенок, ничего не умеет, то в конце ее Иван-Царевич – герой, победивший Кащея Бессмертного. И этот Иван, справившийся с врагами, уже возмужавший, поумневший, и, самое главное, — повзрослевший.

Читайте также:  Курсовая развитие внимания у ребенка старшего дошкольного возраста

Для привлечения внимания дошкольников в различных сказках используются присказки или концовки. Присказка обычно имеет мало отношения к содержанию. Вот, скажем, образец присказки: «Из-за леса, из-за гор едет дядюшка Егор. Сам на кобыле, жена на корове, детки на телятах, внучки на козлятах». Самобытность, юмор этого вступления заинтересовывает слушателей-детей, и впоследствии поддерживается уже сюжетом повествования.  Концовки, завершающие народные сказки, вроде «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», то же имеют значение: они оповещают слушателей, что сказка окончена. Присказки и концовки хоть и не являются обязательным атрибутом всех сказок, но все же свидетельствуют о мудрости и таланте народных сказителей.

2.3 Выводы и итоги

В сказке предстают перед ребенком образцы добра и зла, честности и коварства, храбрости и трусости; закладывается верное отношение к старшим, к ровесникам и себе, к своим действиям, работе, окружающему миру и т.д. Лучшие образцы народного творчества формируют у детей нравственное отношение к реальной жизни, представляют собой правила позитивных норм поведения и в настоящем, и в будущем.

3 Заключение

Дошкольников привлекают народные сказки тем, что в них воображаемая жизнь очень похожа на реальную, каждый персонаж имеет своеобразный характер, в них действуют отважные и трусливые, скромные и кичливые, милосердные и равнодушные… Слушая или читая сказки, дети приобретают представления и знания о мире, взаимодействии людей, их характерах, поступках, традициях, быте, песнях, танцах, нарядах, кушаньях, а также сложных жизненных ситуациях.

Нравственный вывод — это основная польза сказки. Она учит уважать мнение старших, впитывать их житейский опыт, знание жизни. Кроме того, дошкольники узнают из содержания текстов много чего полезного, например: на масле не варят, а жарят, из одного топора невозможно сварить кашу, добро, как правило, аукнется добром. Устное народное творчество издавна призвано воспитывать подрастающее поколение, из уст в уста, от сердца к сердцу передавать многовековой опыт наших предков. Практика народной жизни убедительно продемонстрировала непреходящую сущность сказок.

В область задач воспитателей и педагогов дошкольного образования входит обучение детей осознанно относиться к собственным чувствам, к миропониманию, другими словами, помогать развитию собственного самосознания ребенка, а также прививать навыки владения чувствами посредством русской народной сказки.  Основы морали и нравственности преподанные ребенку в детстве являются залогом того, что в будущем наше подрастающее поколение станет еще справедливей, добрее, отзывчивее и научится с достоинством преодолевать все жизненные преграды, а также научится быть способным отстаивать собственные интересы и интересы своих родных, т.е. быть значимым человеком в социальном обществе.

Список использованной литературы

Литература.

1. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» Москва «Просвещение» 1989г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №   5. 2005г. №   8. 2005г.

3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Изд-во АСТ 2000г.

4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс 2003г.

5. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание № 1 2005г.

6. Ершова О.А. «Программа развития и обучения дошкольника» Изд.Дом «Нева» 2003г.

Источник

             Роль русской народной сказки

       в воспитании  детей дошкольного возраста.

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

                                                             В.А.Сухомлинский.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.  

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

Как много хороших и добрых  воспоминаний из  детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При  помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым  воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

Детям,  которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» — то,  что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами

Через сказку легче объяснить  ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные  персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми,  ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как  можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

Читайте также:  Особенности сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте является

В сказках для детей  часто  встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:

       Козлятушки – ребятушки,

       Отопритеся, отворитеся…

        Ваша мать пришла,

        Молочка принесла

Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — поет веселую песню:

        Я Колобок, Колобок,

        Я по коробу скребен…

       Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

 Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:

Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо  опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

Зрительный  образ служит основной опорой для  прослеживание событий.

 Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

 1.Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

2. Размер книжки  — ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

4.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

 Вот несколько предложений —  как  правильно читать ребенку сказку:

1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2.Рассказывайте сказку с удовольствием.

3.Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает . решить.

4.Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

Сказки на пальчиках являются средством  повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо  в своем  воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.  

Например:  сказка «Репка»

Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)
Внучка  ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
Жучка  (пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ).  и т.д.
Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, — это «мордочка» кошки. Указательный  палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи « ушки») 
Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу.

Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.  

 Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.

Можно превратить празднование дня рождения  малыша в своеобразный домашний спектакль.

Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.

«Сказки учат, сказки лечат».  

Не забывайте читать детям сказки на ночь.

Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки  жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

Чтение  «ночных» сказок – удачный  вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

Самое главное, чтобы  каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо!  Тогда она будет праздником для детей  и запомнится им на долгие годы.

Список литературы:

1.Журнал «Мой ребенок»

2. «Художественная литература» издательство «Корифей» составитель О.И.Бочкарева.

3. «Воспитание сказкой».   Л.Б. Фесюкова

4. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»

    М.К. Боголюбская, В.В.Шевченко.

5. «Роль сказки в психическом развитие ребенка» Л.Л.Эльконинова

                                                           Воспитатель Дома ребенка: Мазурян В.Н.

Источник