Влияние ритма на развитие ребенка

ХОТИТЕ  НАУЧИТЬ  РЕБЁНКА ЧИТАТЬ?

РАЗВИВАЙТЕ  ЧУВСТВО  РИТМА!

 «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них…»

В.Г. Белинский

В последние несколько десятков лет перед педагогами и родителями всё острее встаёт проблема обучения детей чтению. Дети в большинстве своём не хотят читать. Почему? Причин этому несколько. Это и  перегруженность  обилием информации, и отсутствие свободного времени, и просто неумение читать. А ведь «… вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А. Герцен).

В арсенале педагогов присутствует  много инструментов, способствующих более высокой  обучаемости детей, в том числе чтению. В последнее время различными институтами проводятся научные исследования с целью решения этой задачи.

Уже много лет учёные спорят о силе воздействия музыки Моцарта на обучаемость детей. Термин «Эффект Моцарта» впервые был введён отоларингологом Альфредом Томатисом, который использовал произведения композитора в своей работе.

 В 1993 году Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтрин Ки также проводили похожие исследования и выяснили, что музыка Моцарта оказывает стимулирующий эффект на работу головного мозга. Правда, он сохраняется лишь в течение 15 минут. И если физиологическое воздействие музыки является и по сей день предметом для дискуссий, то влияние её на настроение и концентрацию бесспорно!

Исследователи из лаборатории слуха и неврологии Северо-Западного университета в США под руководством профессора Нины Краус смогли установить непосредственную связь между присущим человеку умением следовать определенному ритму и его слуховыми способностями. Их исследование было опубликовано в журнале The Journal of Neuroscience в 2018 году. Ранее эта же лаборатория успешно занималась поиском взаимосвязей между чтением и чувством ритма.  Профессор и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь. Таким образом, умение удерживать ритм облегчает обучение чтению!

Как утверждает профессор Краус, результат исследования был предсказуем  по причине взаимосвязи в мозге человека областей, отвечающих за механическую и визуально-слуховую реакцию на раздражители. Поэтому задачи, требующие одновременного задействования обоих этих центров, приводят к их совместной работе. По мнению исследователей, наибольшая взаимосвязь между ритмом и речью проявляется в музыке, где необходимо сочетать эти элементы в относительно равных пропорциях. Поэтому музыкантов ученые называют наиболее приспособленными к слуховому восприятию информации. «Ритм, по сути, является частью музыки и языка. И вполне возможно, что музыкальное образование с акцентом на развитие ритмических навыков, упражнения слуховой системы приводят к развитию ассоциации  «звук-значение», которое так необходимо в обучении чтению. Когда вы научили мозг эффективно реагировать на звуки, он продолжает это делать, даже когда занятия музыкой прекратились», — считает профессор.

Джон Иверсен  (доктор психологии, нейробиолог и музыкант,  изучающий  способность мозга создавать музыку) считает: проведенное исследование — это еще одно доказательство того, что музыкальные способности улучшают активность в «немузыкальных» сферах мозговой деятельности. А именно: способствуют развитию речи и слуховому восприятию (Источник: babyreporter.eu).

Так что же это – чувство ритма?

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму — смена времен года, приливы и отливы, наступление дня и ночи. Физиология  человека также пронизана ритмом: биение сердца, дыхание, работа желудочно-кишечного тракта, бодрствование и сон.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей. Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей). Однако, по утверждению исследователей, музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

«В музыке ритм — пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн). По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

О важности развития ритмического чувства у детей в разные годы писали Э. Ж. Далькроз, создатель и распространитель системы ритмического восприятия, К.  Орф, основатель системы тембрового ритмического воспитания на основе звучащих жестов (притопов, хлопков, щелчков), отечественные педагоги и исследователи  Н. Г. Александрова, Т. С. Бабаджан,  Н. А. Метлов, А. Н. Ветлугина, Ю. А. Двоскина и др.

Как ритм связан со слухом?

Отличие  чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка соматотип

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Чувство ритма развивается ещё в материнской утробе, когда эмбрион всем телом ощущает биение материнского сердца. Сразу после рождения малыша старайтесь больше разговаривать с ним. Песенки, стишки, потешки, которые произносит мама во время ежедневных занятий с малышом, — всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Зарядка или массаж с потешкой (Источник: nii-evrika.ru).

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

«Мы проснулись, мы проснулись!» На слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди.

«Сладко, сладко потянулись!» На словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх.

«Маме с папой улыбнулись!» Улыбаемся малышу.

Такими  потешками рекомендуется сопровождать все режимные моменты. Это, помимо развития ритмического чувства, вызывает у ребёнка положительные эмоции.

        После полугода ребёнок уже сам может выполнять ритмические упражнения. У малыша в достаточном количестве должны быть погремушки, молоточки, разнообразные звучащие предметы (палочки, крышки от кастрюль и пр.)

        Когда ваш малыш достигнет года и уже свободно передвигается по дому, включаем в занятия ритмичную ходьбу. Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Также включайте для прослушивания больше музыкальных произведений. Пусть это будут не только детские песни, но и классика – Чайковский, Моцарт, Гайдн и др.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример ритмического подражания.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:

Вы:                 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,    хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш:         Топ-топ-топ-топ,       топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

Затем начните считать по-другому:

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Или так:

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стихотворение  или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которые малыш знает наизусть. Пусть расскажет  или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом ритме.

Прочитайте малышу стихотворение  про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.        Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик:        Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами         Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно.        Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.                Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.        Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались        Бум-бум-бум!
И удары раздавались                Бум-бум-бум!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:                 Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:         Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:         Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:                Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:         Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный взрослым.        

Капля — раз! Капля — два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

Читайте также:  Личностное развитие ребенка по программе детство

(Источник: https://multiurok.ru, Бессолова З. С., Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей)

        По мере взросления детей от игр с предметами  можно переходить  к  упражнениям с карточками. Начинаем с самых простейших заданий.

 Ритмическое эхо

         Прохлопайте  ритмы имён, слов, ребёнок должен  повторить ритмический рисунок, хлопая в ладоши.  Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины независимо от ударения в слове.

Молоко, бабушка, поляна:

Мама, папа, цветок, банан:                        

        В дальнейшем усложняем задание: ударный слог на карточке обозначаем кружком большего размера.

Молоко:

Бабушка:

Поляна:

Мама, папа:

Цветок, банан: 

Это упражнение, по сути, является подготовительным к определению слоговой структуры слова, а также подводит к пониманию соотношения длительностей (что в дальнейшем поможет в обучении музыке).

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Проговорите стихотворный текст (дразнилку, считалку), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – ребёнок должен повторить. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Потом предложите узнать выбранный отрывок из нескольких ритмических карточек.

Выйди, выйди, солнышко,  мы посеем    зёрнышко!

        В дальнейшем, усложняя задачу, можно предложить подобрать ритмические карточки к музыкальным темам из известных детям произведений классиков. Чтобы облегчить выполнение этого сложного задания, научите детей использовать так называемые «ритмические слоги». Обычно на долгих звуках произносят слог «ТА», на коротких – «ти». Например:

        П. И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

        ТА    ТА   ТА    ТА         ти   ти   ТА    ТА   ТА

        Людвиг В. Бетховен V симфония

        ти   ти   ти    ТА        ти   ти  ти   ТА

В. А.Моцарт   Рондо в турецком стиле

ти   ти   ти  ти   ТА       ти   ти  ти  ти   ТА

ти   ти   ти  ти   ти  ти  ти  ти   ти  ти   ти   ти   ТА

Изложенных выше игр и упражнений вполне достаточно для развития ритмического слуха у дошкольников. Главное в занятиях – постепенное усложнение заданий и регулярность. Если следовать этим правилам, результат не заставит себя ждать.

Так что, если вы хотите научить ребёнка читать, развивайте чувство ритма!

Рекомендуемая литература по теме:

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка». М.: Просвещение, 1968.

Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург 2007г.

Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». –М., 2005.

Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками:Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003

Источник

Елена Юрьевна Шайхелисламова
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей»

Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Форма проведения: семинар – практикум.

Игра «Здравствуйте»:

Дети и взрослый стоят по кругу. Исполняется пять поочередных шлепков по коленям, говоря: «таба-даба-дам», далее три хлопка, говоря: «здравствуйте!» Так два раза. На третий раз взрослый поворачивается к стоящему справа ребенку, и, произнося «здравствуйте!», хлопает в ладоши ребенка. Остальные делают предыдущие движения. Вслед за взрослым поворачивается следующий ребенок, затем следующий и так до тех пор, пока взрослый не встанет в круг лицом и все дети, образуя снова круг.

Теоретическая часть: (СЛАЙД 2)

Ритм. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.

(СЛАЙД 3) Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Практическая часть.

1. Игры с картинками. (СЛАЙД 4)

Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д. (СЛАЙДЫ 5, 6, 7).

Читайте также:  Развитие творчества у ребенка в школе

2. Чтение слов в ритме. (СЛАЙД 8)

Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).

(СЛАЙД 9).

3. Ритм с использованием «звучащих жестов». (СЛАЙД 10).

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа — немецкого композитора и педагога. Существует так называемая «орфовская педагогика», помогающая педагогам-музыкантам развивать у детей ритмические способности и тем самым способствовать развитию речи.

Звучащие жесты — это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, ладошки, мыльные пузыри, и т. д. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).

(СЛАЙД 14) Музыкальные игры в системе К. Орфа – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей независимо от возраста.

Практическая часть.

1. «Стаканчики»: В этой игре ребенок принудительно развивается ритмически, так как вся игра идет по кругу, невозможно делать не ритмично, собьется вся игра.

Количество пластмассовых стаканчиков по количеству детей и один для ведущего. Все стаканчики около ведущего. Дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий предлагает детям поднять левую руку, затем спрятать ее за спину. А правой рукой ведущий начинает передавать по одному стаканчику вправо, при этом все говорят: «берем, отдаем». Дети, к которым стаканчики еще не попали, прохлопывают в ладоши. Когда стаканчики будут у всех детей, стаканчик подносится ко рту внутренней стороной и в него произносится «улюлюканье», затем этой же внутренней стороной дети тихонько постукивают себе по макушке головы. После этого, ведущий предлагает примерить «шапочку» соседу справа, дети должны правой рукой «надеть» стаканчик на голову соседа, не выпуская из рук. Затем дети и ведущий стучат внутренней стороной стакана по полу, и далее снова передают стаканы друг другу, но ведущий уже предлагает произносить стишок (любой рифмованный стих, желательно продолжительный). По окончании стишка игра повторяется в левую сторону и ведущий уже снова собирает все стаканы около себя.

2. «Фрутти»: Названия фруктов и звучащие жесты дети придумывают сами. Работа начинается в подготовительной группе с начала учебного года. На начало года игра проводится с остановками по два фрукта. Детям эта игра дается достаточно сложно, поэтому только к концу года можно достигнуть результата, когда игра проводится в непрерывной цепочке из 2-х, 3-х фруктов в определенном ритме. Игра проводится в кругу с использованием шумовых инструментов. Половине детей раздаются деревянные ложки, другой половине – маракасы. Сначала дети с ложками произносят и простукивают: «фрутти, фрутти», затем дети с маракасами: «ти-ти-ТА, ти-ти». Так 2 раза. После этого инструменты ложатся на пол, и, на кого покажет ведущий, тот называет по слогам два фрукта, используя при этом «звучащие жесты». По принципу фруктов можно проводить игру с ягодами, животными, птицами.

Заключение. (СЛАЙД 15)

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Источник