Влияние продуктивной деятельности на развитие речи ребенка

Гузель Бабенкова
Консультация для педагогов «Влияние продуктивной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста»

Влияние продуктивной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание, является продуктивной. К продуктивным видам детской деятельности относятся: изобразительная (лепка, рисование, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления речевой недостаточности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции речевого дефекта, учат детей пользоваться речью, формируют речь и мышление.

Одним из эффективных средств развития ребенка-дошкольника является продуктивная деятельность, так как в ее процессе ребенок учится не только видеть, но и понимать и отображать окружающие предметы и явления и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названием предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Этот фактор имеет огромное влияние на развитие речи ребенка. Дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеет возможность этими предметами манипулировать.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В продуктивной деятельности создают условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче,чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движениями или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.Например: взял карандаш, веду линию, рисую мяч и т. д.

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в продуктивной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков.

Изображение предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и других видах продуктивной деятельности предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Формирование представлений о предметах и явлениях требует от детей усвоения знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости и т. д.). Воспитатель перед обучением детей изображению выделяет и называет эти свойства, путем сравнения предметов учит детей находить сходства и различия.

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, круглую форму, прямую линию в предмете, а к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.

Анализ детских работ необходимо строить с учетом речевых возможностей детей.Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа: «Найди предмет по наброску», «Найди, с какого места, и скажи, кто нарисовал этот рисунок», «Найди и назови предмет по цвету изображения». Кроме занимательности для детей эти приемы позволяют максимально анализировать, выделять схожие признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии,дети любят сопровождать их речью в такт движения руки: топ – топ – топ («следы», кап – кап – кап («дождик идет», туда – сюда, прижала – оторвала и т. д. – «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи. Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделить в предметах их признаки («ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.

У детей еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая помогает ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образное сравнение стихотворных текстов, которое помогает создать характеристику предмета, развивает у детей образное восприятие, обогащает речь выразительными средствами.

Читайте также:  Занятия с годовалым ребенком дома для развития

На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматической формы.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностьюприменяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д.

Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко поставленных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Словарь взрослого должен быть простым, но необеднённым.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста продуктивной деятельности (формирование у них знаний, умений и навыков) придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов.

Обследование и анализ натуральных предметов проводят по единой четкой схеме,соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета.

Педагог руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета.

Педагогу этот перечень предоставляет целый ряд направлений обогащения речевых средств ребенка. Это и названия предметов, их частей и признаков, и слова, обозначающие пространственное расположение предметов на листе бумаги, соотношение частей по величине и т. д.

В процессе выполнения деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования) детьми предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

В процессе занятий продуктивной деятельностью с целью развития речевой коммуникации педагог задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи, дети могут отвечать на них по-разному. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем – и предложениями.

В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения

Источник

Опыт работы воспитателя Павлюк Т.В.

 Развитие речи детей дошкольного возраста с   ОНР  в ходе продуктивной  деятельности

Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание, является продуктивной. К продуктивным видам детской деятельности относятся: изобразительная (лепка, рисование, аппликация), конструирование, ручной труд.

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи .

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением речи в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств преодоления речевой недостаточности. Используя различные виды детской деятельности, направленные на всестороннее развитие ребенка, педагоги одновременно решают задачи коррекции речевого дефекта, учат детей пользоваться речью, формируют речь и мышление.

С.А. Миронова подчеркивает, что одним из эффективных средств развития ребенка-дошкольника является продуктивная деятельность, так как в ее процессе ребенок учится не только видеть, но и понимать и отображать окружающие предметы и явления и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названием предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий .

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей  с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных ею  опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеет возможность этими предметами манипулировать.

Читайте также:  Таблицы развития ребенка рост масса

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В продуктивной деятельности создают условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движениями или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, веду линию, рисую мяч и т.д.

При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй красный шар, а потом — синий».

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в продуктивной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулярными. Ускоряется процесс усвоения изобразительных навыков .

Изображение предмета, даже самого элементарного, в лепке, аппликации и других видах продуктивной деятельности предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Формирование представлений о предметах и явлениях требует от детей усвоения знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости и т.д.). Воспитатель перед обучением детей изображению выделяет и называет эти свойства, путем сравнения предметов учит детей находить сходства и различия.

 Большие трудности возникают у детей с ОНР при анализе предмета, поэтому педагогам необходимо проводить работу в данном направлении. Дети по образцу, по словесной инструкции, по наблюдению за натурой создают на фланелеграфе соответствующие композиции. Например, даются натуральные предметы: ваза, овощи, фрукты. Дети анализируют, как расположены на столе эти предметы, и создают композицию на фланелеграфе. Анализ взаиморасположения реальных предметов и анализ создаваемого изображения происходит как бы одновременно. При выполнении натюрморта путем выкладывания на фланелеграфе плоскостных изображений входящих в него предметов дети уточняют, сравнивают неточности в их взаиморасположении. Например, педагог говорит: «Яблоко находится немного ближе, чем ты изобразил. Посмотри, опусти немного изображение яблока к нижнему краю фланелеграфа. Проверь, теперь, похоже?»

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, крупную форму, прямую линию в предмете, а к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.

Анализ детских работ необходимо строить с учетом речевых возможностей детей. Целесообразно использовать дидактические игры и упражнения типа: «Найди предмет по наброску», «Найди, с какого места, и скажи, кто нарисовал этот рисунок», «Найди и назови предмет по цвету изображения». Кроме занимательности для детей эти приемы позволяют максимально анализировать, выделять схожие признаки в предметах и их изображениях. Такой анализ детских работ учит и самих детей правильно оценивать свои рисунки.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движения руки: топ – топ – топ («следы»), кап – кап – кап («дождик идет»), туда – сюда, прижала – оторвала и т.д. – «оживляют» свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

В группах для детей с ОНР необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают  детям выделить в предметах их признаки («ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия, воображения.

У детей еще нет собственного замысла, они не умеют намечать тему. На занятиях следует чаще обращать внимание на выразительность полученного изображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая помогает ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию. Следует также привлекать образное сравнение стихотворных текстов, которое помогает создать характеристику предмета, развивает у детей образное восприятие, обогащает речь выразительными средствами .

Занятия продуктивной деятельностью дают возможность решать ряд  важных коррекционных задач:

  • упорядочение процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, коррекции образа предметов;
  • усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе предмета;
  • конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
  • развитие мелкой моторики.
Читайте также:  Установленная норма развития ребенка

На занятиях изобразительной  деятельностью и конструированием  можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматической формы.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми  в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т.е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Для развития речи детей на занятиях продуктивной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д.

Вопросы обучения детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию выходят за рамки нашей темы. Остановимся лишь на некоторых приемах обучения, имеющих большое значение для развития речи.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко поставленных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Словарь взрослого должен быть простым, но необеднённым.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста продуктивной деятельности (формирование у них знаний, умений и навыков) придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов.

Обследование и анализ натуральных предметов проводят по единой четкой схеме, соответствующей ведущим признакам предмета: определение формы предмета, его строения, наличие и расположение деталей, определение цвета.

 Педагог руководит обследованием, с помощью конкретных вопросов управляет процессами узнавания, выделения, анализа и синтеза, уточнения и конкретизации, систематизации признаков предмета.

Педагогу этот перечень предоставляет целый ряд направлений обогащения речевых средств ребенка. Это и названия предметов, их частей и признаков, и слова, обозначающие пространственное расположение предметов на листе бумаги, соотношение частей по величине и т.д.

В процессе выполнения деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования) детьми предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности .

В процессе занятий продуктивной деятельностью с целью развития речевой коммуникации педагог задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи, дети могут отвечать на них по-разному. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем – и предложениями.

Специфика построения занятий определяется психологическими особенностями детей с ОНР – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-либо звенья в работе. Поэтому задание объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а что делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать.

Таким образом, коррекционно-воспитательный процесс в группе детей с общим недоразвитием речи должен включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе продуктивной деятельности.

Материал занятий, связанных с продуктивной деятельностью, целесообразно использовать для одновременного развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. Эту работу необходимо осуществлять, применяя дифференцированные приемы коррекционного воздействия и постепенно усложняя формы речевой и неречевой деятельности.

На занятиях можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок узнаёт названия предметов, действий, которые он производит с ними, обучается словам, обозначающим внешние признаки предметов и действий.

В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения

                                    Воспитатель МБДОУ ДС КВ №28

                                    ст.Новодонецкой, Выселковского района

                                    Краснодарского края

Источник