Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка
Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка»
Анкета для родителей
1.Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?
2. Как он стал вести себя дома?
3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)
4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?
Объединение усилий семьи и школы должно предусматривать установление правильных взаимоотношений и полного понимания задач воспитания и сохранения здоровья.
Сегодня мы говорим о проблемах физиологического взросления детей. Физиология (от греч. φύσις — природа и греч. λόγος — знание) — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология) и болезненных отклонений от неё (см. патофизиология).
Физиология представляет из себя комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих как жизнедеятельности целостного организма (см. общая физиология), так и отдельных физиологических систем и процессов (напр. физиология локомоций), органов, клеток, клеточных структур (частная физиология). Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.
Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды. Физиологию традиционно делят на физиологию растений и физиологию животных. В медицине физиология вкупе с анатомией является базисной теоретической основой, благодаря которой врач объединяет разрозненные знания и факты о пациенте в единое целое, оценивает его состояние, уровень дееспособности. А по степени функциональных нарушений, т.е. по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций — стремится устранить эти отклонения и вернуть организм к норме с учётом индивидуальных видовых или этнических, половых, возрастных особенностей организма, а также экологических и социальных условий среды обитания.
У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме того, для детей этого возраста характерны:
копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;
формирование первоначальных представлений о собственных правах;
повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками.
Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки.
И говорить они начинают на 2-4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми. К началу обучения в школе они, как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее.
Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения.
Особенно отчётливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах.
Они чаще отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков приходится заставлять их делать. Девочки аккуратнее в работе, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее.
Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах.
Психологические различия мальчиков и девочек находят отчётливое выражение в качестве причин неуспеваемости. У девочек причины неуспеваемости чаще всего заключаются в слабом здоровье. Тогда как у мальчиков неуспеваемость связана с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности.
При этом в начальных классах основной трудностью обучения мальчиков является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают из-за плохих отметок, забывают, что им задано. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста.
Мальчики больше, чем девочки способны переоценивать любой свой успех. У мальчиков чаще наблюдаются перепады в настроении – от излишней уверенности в себе к потере этой уверенности. В случае неправильного воспитания это может сочетаться с чувством превосходства по отношению к девочкам.
Основной причиной нарушения поведения у девочек является неблагополучие в семье, если же семья вполне благополучна, то в воспитании девочки менее вероятны какие-либо упущения, чем в воспитании мальчика. Следует учитывать также то, что, вследствие неодинакового возраста начала физиологического взросления, связанное с ним ухудшение успеваемости у мальчиков и девочек приходится на разные классы:
У девочек 4-5классы, у мальчиков на более трудный 6 класс. Это является дополнительной причиной трудностей, связанных с обучением мальчиков.
В течение первых 9-10 лет жизни развитие организма ребёнка происходит относительно равномерно. После 10-11 лет начинаются процессы, составляющие сущность физиологического созревания.
Физиологическое воспитание призвано решать следующие задачи:
1. Способствовать гармоническому развитию организма ребёнка.
2. Прививать ему с раннего детства гигиенические навыки, обеспечивающие нормальное формирование половой функции в зрелом возрасте.
3. Дать детям необходимые знания об анатомо-физиологических и психологических особенностях мужского и женского организма.
А. С. Макаренко указывал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и что вы говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, как читаете газету – всё это имеет для вашего ребёнка большое значение. Малейшее изменение вашей мысли доходит до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если вы дома грубы или хвастливы, если вы оскорбляете мать, вам уже не надо думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Как следует с ребенком обращаться
помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;
дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;
аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, «что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите»;
обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
выделяйте деньги на карманные расходы;
в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Любовь к детям должна сочетаться с доверием и уважением к ним. Добиваться послушания у ребёнка нужно не обильными ласками и подарками, а требовательностью и постоянным контролем за выполнением поручений
Источник
Влияние процессов физического созревания и развитие ребенка на его физическую и психическую работоспособность и поведение.
Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.
Так, психологическую зрелость В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11–14 лет. В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода – общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.
С. Холл рассматривает зрелость подростка с точки зрения социально–психологического подхода. Он видел в подростковой стадии отражение эпохи романтизма и хаоса человечества, когда природные силы противоречат требованиям социальной жизни. Холл впервые описал психологические особенности подросткового возраста. Он считал, что негативные проявления подростка обусловлены спецификой этого этапа в общем развитии человека, а именно переходностью и промежуточностью. Но все же главное в подростке – природно–биологическое.
Следует особо подчеркнуть, что анатомо–физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.
В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу, т. е выбирать место учебы, представлять характер профессии.
Этапы развития разных видов зрелости отличаются друг от друга. Однако они дополняют представление о том, как подросток становится взрослым и какие особенности возникают на пути взросления.
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.
Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.
Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник
Пока интернет пополняется мемами о совместном времяпрепровождении детей и родителей дома, каждый из нас продолжает жить свою жизнь, внутри своей семьи. И адаптироваться.
Бывает безумно сложно. Потому что в «замкнутой реальности» число конфликтных ситуаций с ребенком, как правило, растет:
· ребенок протестует и не хочет решать проблему, «нет» на все;
· не слушается или «как будто не слышит»: ноль реакции на слова и просьбы;
· устраивает истерики, кричит и громко требует.
Чаще всего мы ищем причины с помощью психологии. Что-то меняем в себе, пробуем новые способы коммуникации, пытаемся с ребенком договориться.
Сегодня предлагаем Вам немного другой подход. Поговорим о физиологии детей.
Олег Леонкин
детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. 25 лет опыта, из них 18 ― с «особенными» детьми. Отец 5-х детей.
Как физиология влияет на поведение?
На поведение ребенка влияют физиологические особенности, особенности его восприятия (работы сенсорных систем), возрастные и индивидуальные потребности и еще несколько десятков факторов.
Физиологические причины не всегда очевидны.
Например, небольшие сложности с кровоснабжением мозга или родовая травма могут быть скомпенсированы и в обычном состоянии никак не проявляться. Но в момент нагрузки у ребенка резко наступает истощение.
Тогда он начинает искать способы себе помочь: бегает, стоит на голове в прямом смысле, кричит. Или ребенку нужны мощные, телесные ощущения.
Ребенок редко может объяснить, что конкретно для него нужно сделать. Поэтому он просто провоцирует на мощное поведение другого.
Если рядом есть другие дети, то начинает толкаться, драться. Родителей всеми способами выводит из себя: кидается на пол, выгибается, убегает в самый неудобный момент.
У каждого поведения есть причина и спусковые механизмы. И эти причины нужно найти.
У нас есть сенсорные системы — это наши зрение, слух, ощущение своего тела в пространстве и т. д. Через них мы получаем информацию. От того, насколько качественно мы ее получаем и обрабатываем, зависят наши реакции. То есть поведение.
Давайте посмотрим на примерах, как особенности физиологии отражаются на поведении.
1. Истерика, протесты, крики как способ компенсировать слабый мышечный тонус
В практике Олега Леонкина встречается очень много гипотонических детей. Это «обычные», здоровые дети, у которых в разной степени снижен мышечный тонус.
К чему это приводит?
Такому ребенку, чтобы совершить какое-то действие, необходима дополнительная встряска. Крик, истерика, протест — это способы повысить свой тонус.
— Пойдем гулять?
— Нет!
Потом ребенок идет на улицу. И там все нормально.
— Будешь кушать?
— Нет! Ничего не буду! Не хочу! Нет!
Но через какое-то время садится и ест. Хорошо ест, с аппетитом.
Дело не в том, что ребенок не хочет гулять или есть. Дело в том, что ему необходимо повысить свой тонус до нормального, чтоб совершить это действие.
Такому ребенку могут быть нужны сильные телесные ощущения. Но он не скажет: «Мама, я проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что меня необходимо обнимать не менее 60 минут ежедневно и массировать здесь и здесь».
Даже взрослые не всегда осознают свои истинные потребности. Поэтому в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ребенок толкается, задирает других детей, пинается.
Поняв причину, можно работать с тонусом ребенка. Что постепенно приведет к изменению поведения.
2. Ребенок постоянно бегает в новом помещении
Причиной может быть работа зрительного анализатора. Речь об «обуженном» (ограниченном) зрении.
Один из маркеров такого зрения — постоянный бег в новом пространстве. Обратите внимание, именно в новом.
Из-за особенностей своего зрения ребенок не может воспринимать все пространство. А ему надо его изучить. И он начинает бегать. Чтобы все попало в его ограниченное поле зрения.
А теперь представьте, класс пришел в музей или ребенок пришел на занятие.
Все сидят, стоят, а ему нужно двигаться. Он начинает бегать. И никакие уговоры не помогают. Как он будет выглядеть? Как учитель отреагирует на такое поведение? Как одноклассники и одногруппники будут реагировать?
3. Ребенок подходит слишком близко к другим при общении
Он это делает в силу особенности работы своего зрения. Снова мы возвращаемся к зрительному анализатору, к работе сенсорной системы.
Но как все выглядит со стороны?
Один ребенок подходит близко к другому. Тот его отодвигает или отталкивает. Возникает конфликт. Подходит ко следующему. Ситуация повторяется. К третьему. Снова конфликт.
Реакции окружающих могут сформировать у ребенка установку, что с ним что-то не так, что его не принимают, он хуже других, он отличается.
Это формирует новое поведение — нежелание общаться с другими, ходить в школу, проблемы с учебой и т. д. Такое поведение закрепляется.
Что может указывать на проблемы со зрительным анализатором:
· вынужденный поворот или наклон головы;
· небольшое кручение головы, движение немного похожее на тик;
· постоянные промахи (поставил что-то мимо, поставил на край, насыпал сахар, половина мимо);
· проблемы с чтением;
· слишком близко подходит к объектам или людям;
· зажмуривается на 1-2 секунды, трет глаза, как будто «перезагружается».
Таких маркеров довольно много. При особенностях работы слухового анализатора они другие. При сложностях тонической регуляции — третьи. Но, как правило, эти проявления можно найти. Надо только понимать, как.
Зная, как физиология связана с поведением, мы можем гораздо быстрее помогать ребенку справляться со сложным поведением. Ведь для ребенка оно часто не менее дискомфортно, чем для родителей.
Всегда ли сложности в поведении связаны с физиологией?
Нет, не всегда. Но физиология — это основа.
Сложности на уровне физиологии — это блок-факторы.
Мы можем пытаться корректировать поведение психотерапией или менять себя, но результат всегда будет на несколько порядков ниже, чем при отсутствии блок-факторов.
Поэтому, если сложное поведение у ребенка проявляется снова и снова, Вы уже многократно попробовали разные подходы и методики, но ничего не помогает, есть смысл проверить физиологию.
Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, можно узнать на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»
В лекциях объясняются:
- Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку.
- Что такое адекватное и неадекватное поведение?
- Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
- 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
- Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
- Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.
Источник