Влияние прикладного творчества на развитие ребенка

Влияние прикладного творчества на развитие ребенка thumbnail

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на   воспитание  детей.

Декоративно – прикладное  искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.  

О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.  

Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.

Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства  формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

  Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.

Список использованных источников

1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А.Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.

2. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.

4. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 9. – с.42

Источник

Ирина Маланич
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает,что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества — значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.

Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками — несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой провести свободное время. В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, осваивают основные приемы работы с бумагой, витражными и акриловыми красками, выполняют объемные композиции, знакомятся с историей возникновения декоративно-прикладного творчества.

При работе над рекомендуемыми образцами дети знакомятся с различными видами бумаги, ее свойствами, осваивают способы соединения и декоративного оформления изделий. Выполнение объемных техник дает представление о форме модели, ее конструкции. Работа в технике квиллинг и силуэтного вырезания способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий, что немаловажно в успешной школьной деятельности. Знакомство с законами цветовой гармонии развивает творческую активность и наблюдательность ребёнка, а так же способствует развитию чувство цвета, композиции. Особый интерес отмечается к складыванию из бумаги различных плоскостных и объемных фигур, что способствует развитию у детей таких психических процессов как творческое воображение, мышление, память, восприятие, художественный вкус. Учащиеся используют готовые фигурки в разных видах творческой деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной, литературно-творческой). Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Изготовленные на занятиях игрушки, сувениры, открытки служат хорошим подарком и используются дома по назначению или для украшения интерьера школы. Уверенность в том, что они сделают полезные, хорошие вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду.

Формирование творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся. Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.

Известный педагог В. А.Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».

Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.

Все учебные занятия и игровая деятельность в том числе, составляется с учетом возраста детей, уровня сформированости тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога. Так, например, учащиеся младших классов испытывают затруднения в целенаправленных движениях кистей рук при выполнении заданий на штриховку. У детей этого возраста плохо развит зрительный контроль и в работе с цветными карандашами они допускают много не рациональных движений, выходят за контур изображаемого предмета, оставляя при этом много пробелов. Эти трудности преодолеваются при выполнении систематических упражнений на выполнение заданий с указанием направления линии, при этом целесообразнее использовать не твердые цветные карандаши с тонким грифелем а, например мягкие восковые мелки или карандаши большого размера. Для выполнения таких заданий используется прием штриховки фигур сложенных в технике оригами. Детям предлагаются вместе с педагогом сложить простую фигуру из бумаги белого цвета, а затем украсить ее цветом выбрав художественный материал по желанию (карандаши, краски, фломастер). Этот увлекательный процесс можно использовать при изготовлении с детьми настольного театра или мелких декораций.

Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагог корректирует деятельность каждого ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Главное, не ранить самолюбие ребенка, не противопоставлять его другим детям, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью. Работа педагога строиться в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка с учетом ее личностных характеристик и заболевания.

Например, при организации занятий с гиперактивными и расторможенными детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы как краска, глина, пластилин, это стимулирует активность ребёнка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр., что легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера карандаши, фломастеры, то есть изобразительные средства, требующие от них организации структурирования своей деятельности, и соответствующее задание, например, «Рисование по точкам».

Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги. Глину, пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

Занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.

Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Позволяет поднять на более высокий уровень все его потенциальные возможности – психические, физические и интеллектуальные.

Источник

Муниципальное учреждение

дополнительного образования — Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области

Доклад

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Подготовила: Долгих Е.Н. –

педагог дополнительного образования

объединение «Учимся играя»

2015

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества.
Строя жилище, изготовляя орудия труда, предметы обихода, человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. А. М. Горький писал: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в дошкольном образовании эти традиции находят свое отражение.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Занятия декоративно-прикладным творчеством даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, зрительного восприятия и глазомера. Именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач, которая приносит много радости дошкольникам.

В своей работе я использую различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук:

  1. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.

  2. Плетение косичек из ниток. Плетение в технике макраме.

  3. Лепка из глины и пластилина. В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста.

  4. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

  5. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

  6. Изготовление поделок из бумаги и ткани. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.

  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

  8. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, бисероплетение и т. д.

Уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. Поэтому надо подготовить и выбрать те, которые наилучшим образом подходят к осуществлению замысла.

Занятия декоративно-прикладным творчеством развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Создания объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения.

Источник