Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра методики начального образования

Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей

Реферат

по дисциплине «Коррекционная педагогика в начальном образовании »

Выполнила  студентка

Н–ZМНО5081 группы

Левякова Наталья Петровна

Преподаватель

Чичканова Ирина Николаена

Оценка __________________________

«______»_____________20____г.

__________________________________

подпись

Бийск  — 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Правила работы с детьми с отклонениями в поведении…………………4
  3. Заключение…………………………………………………….……….…11
  4. Список использованной литературы……………………………….……12

Введение

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами,  может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Правила работы с детьми с

типическими отклонениями в поведении

Предупреждение и преодоление типических отклонений в поведении –

целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителей найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выбрать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

                     Общие правила, которые необходимо соблюдать

      в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.  Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».

2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения  проблемы.

3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас.  Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.

4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; оценивать характер ребёнка; использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему; делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»; сравнивать одного ребёнка с другим.

5.  Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.  На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2.  Санкция должна соответствовать поступку. 
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитываёте возможности ребёнка.
  10.  Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11.  Дайте понять ребёнку, что он любим.
Читайте также:  Фазы развития ребенка сирса

КАК  ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и на делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей вашего ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком  к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте у него уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10.  Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить чувство его собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если не реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию,  требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат так далёк от желаемого, а в лучшем случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дизфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

Читайте также:  Развитие искусства ребенок 5 лет

        Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ИНЕРТНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и  отвлекать от работы.
  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.

Заключение

К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Таким образом, управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он  учится быть благодарным.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.

Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо относиться к себе.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Список использованной литературы

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие для пед. Вузов [текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с.

Источник

Педагогические и психологические способы коррекции отклонений в личностном развитии шестилетних детей с нарушениями речи.

Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна. В силу разнообразных причин речевая патология продолжает расти. С помощью различных методик, описанных в представленном материале статьи, в группе шестилетних детей с нарушениями речи была проведена диагностика. Её результаты показали наличие отклонений в личностном развитии детей. В статье подробно раскрыта коррекционная работа, направленная на снятие страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности. Итоги проделанной работы дали положительную динамику. Надеюсь, что эта работа пригодится воспитателям коррекционных групп.

Проблема личностных особенностей детей, отстающих в речевом развитии, чрезвычайно актуальна.

Речевая патология в силу разнообразных причин стремительно растет. В ходе работы с помощью специальных методик: “Диагностика наличия страхов” [5], “Определение агрессивности”, “Определение импульсивности”, “Оценка степени тревожности” [4], “Многофакторный личностный опросник” Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана [5] были проведены исследования по изучению личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

На основе полученных в ходе исследования данных, видны отличия в личностном развитии детей с нарушениями речи от детей, не имеющих недостатков в речи.

Перечислим эти отличия:

1. Дети с отставанием в речевом развитии характеризуются повышенной возбудимостью, импульсивностью в поведении.

2. У детей с нарушениями речи встречаются навязчивые чувства страха, тревоги.

3. Наблюдаются проявления агрессивности к окружающим их людям, склонность к негативизму.

Перед детьми, отстающими в речевом развитии, «встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками — основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Неразвитые же навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно — психическим заболеваниям» [9, с. 3А].

Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей требует оказание помощи этим детям, необходимости проведения с ними коррекционных работ по снятию страхов, тревоги, импульсивности, агрессивности.

Снятие агрессивности.

Для коррекции поведения агрессивных детей, для улучшения их взаимоотношений с окружающими людьми про водится работа в четырех направлениях.

1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом, давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [5, с. 14-16]).

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года нижний новгород

2. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

Прямо (вербально или не вербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям с помощью игровых приемов (например, «лестница гнева» Р. Кэмпбелла [3, с. 14-16].

Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название перенос. (Описала этот способ выражения гнева В. Квинн [3, с. 16].

3. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Можно использовать в работе этюды из «Психогимнастики» М. И. Чистяковой [7].

«M.Maк-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка» [3, с. l 7].

4. Отработка навыков общения.

Задача взрослого — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.

С этой целью можно провести в группе беседу, например, как поступить, если нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.

Ролевая игра способствует нахождению способа примирения и разрешения конфликта.

5. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

Снятие импульсивности.

В коррекционной работе с импульсивными детьми используют три основных направления.

1. Развитие дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.

2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Должна осуществляться индивидуальная работа. На первом этапе надо научить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно выработать систему поощрений и наказания, которая поможет ему впоследствии практиковаться в детском коллективе.

На следующем этапе следует включать импульсивного ребенка в групповые виды деятельности постепенно, сначала с малой подгруппой детей (2-4 человека). Все занятия должны проходить в игровой форме [3, с. 121].

3. В работе с гневом могут быть использованы методы, описанные в разделе «Снятие агрессивности».

Снятие тревоги

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях.

Первое направление: Повышение самооценки ребенка.

«Вирджиния Квинн предлагает оказывать им (детям) поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам» [3, с. 45].

Второе направление: Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Чтобы помочь детям снизить напряжение и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения при водятся в книгах Чистяковой М. И. [7], Фопеля К. [6], Кряжевой Н. Л. [2].

Рекомендуется использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезным являются игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладонями и др.)

Использование элементов массажа и даже просто растирания тела также способствуют снятию мышечного напряжения.

Третье направление: Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Снятие чувства страха

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». В 6 лет ведущим становится страх смерти. «Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка» [3, с. 43]

Поэтому работу по снятию страха надо включать направления коррекции тревожности.

М. И. Шишова говорит об игре как о мощнейшем инструменте воздействия на детскую психику. Не насилуя волю ребенка, следует предлагать им различные игры на преодоление страхов темноты, снов, одиночества, смерти, сказочных персонажей, уколов и т. д. [8].

Можно использовать психокоррекционную сказку в работе со страхами (советует Зинкевич-Евсгигнеева т. д. [1]) Прочитав ее, дети обсуждают или не обсуждают сказку, проигрывают ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Для снятия мнимых, неадекватных страхов используются такие приемы, как разыгрывания этюдов на выражение страхов, рисования на тему «мои страхи», пантомимическое разыгрывание ситуации, в которой ребенок испытывал страх, беседа «кто чего боится на самом деле».

Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей при водит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявления, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это — прямой путь к полноценному общению.

Источник