Влияние праздников на развитие ребенка

Влияние праздников на развитие ребенка thumbnail

Ирина Голубова
Влияние праздников на формирование и развитие ребёнка

В процессе подготовки праздника педагог объясняет детям важность предстоящего мероприятия, тематику праздника, рассказывает, как он будет проводиться, определяет задачи для каждого ребенка. Так «запускается» механизм тренировки произвольного внимания и памяти. Подготовка к торжественному событию — это простая работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и,конечно же,детей. Она подразумевает и создание праздничной атмосферы ожидания. Если мероприятие запланировано как домашнее торжество дома, оно имеет ряд своих особенностей. Можно, например, провести празднование Нового года, но репетиция с гостями часто не возможна. Поэтому готовиться, в основном, придется родителям,собирающим у себя детишек: заранее продумать игры, песенки, которые ребята знают наверняка. Чтобы организовать праздник в детском саду, всем — взрослым и детям — необходимо действовать по единому плану, последовательно прорабатывая один за другим все этапы подготовки. Работа над праздником начинается задолго до самого празднования. На занятиях детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если событие уже отмечалось в прошлом году, то все вспоминают, как оно проводилось в тот раз. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей. После того как дети получили представление о том, что это за праздник, педагог рассказывает о том, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т. д.) и объясняет, что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения мероприятия, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, для чего это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель,к которой он при помощи педагогов будет стремиться. Следующий этап —репетиции: разучивание стихов, песен, постановка танцев, оформление зала,изготовление аксессуаров к костюмам. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность, поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Желательно провести последнюю репетицию уже в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не чувствовали себя скованно на празднике. Проведение праздника: когда наступает тот самый долгожданный день, и преображенный, украшенный зал полон зрителей, дети с замиранием сердца ждут начала действия, праздник начинается, проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над ним.Подведение итогов: детская память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. Задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, педагог акцентирует внимание на наиболее важных и значительных моментах праздника, поясняет, если что-то осталось непонятным. Деятельность после праздника:, на этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они используются в тематике рисунков и лепки. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняются только исполнители.

Источник

                ГБДОУ детский сад 41 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников.  

                                   Статья для родителей.

                                                                           Разработка музыкального руководителя

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                           Арвачёвой Вероники Владимировны.

                                             2013г.

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.  

Читайте также:  Услуги по развитию речи ребенка

                     . 
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка.
Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми со сниженным слухом позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.

В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

                                                                       

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

                             

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…».

Источник

Роль праздника в развитии ребёнка.

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Если для взрослых праздник — это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники далеко не отдых.

Детский праздник — важная часть жизни ребенка. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники же в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники — это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

В большинстве они носят тематический характер: все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме.

Цели организации праздника:

  • реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);

  • развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.

  • воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.

Этапы работы по организации праздника:

  1. Работа над сценарием

  2. Предварительное знакомство детей с утренником

  3. Репетиции

  4. Проведение утренника

  5. Подведение итогов

Работа над сценарием.

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает «через себя», используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. В большинстве случаев сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником, логопедом. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Предварительная работа.

Читайте также:  Программы занятий для развития ребенка

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

— над выразительным прочтением стихов

— по заучиванию текстов песен

— над образом

— над отдельными эпизодами

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Работа с родителями.

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы — дети, родители, сотрудники.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

— воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;

— обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;

— родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;

— активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

— родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;

— участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.

Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.

Проведение праздника.

Как правило, все детские утренники в дошкольных учреждениях очень схожи друг с другом. Они проходят в актовом зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.

Подведение итогов.

О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.

Традицией стало закрепление праздничных впечатлений на музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО деятельности. Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети уже в 3-4 года видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение новогоднего утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.

Вывод.

Праздник в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители — самые дорогие и близкие люди. Дети видят глаза родителей на утреннике, они поют, танцуют для них.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Именно на утреннике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее. У родителей есть возможность не только оценить таланты, но обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ними. Именно на утреннике и при подготовке к утреннику сближается родительский коллектив. Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только «зрителями», «наблюдателями», они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 1 города могилева

Список использованной литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.

3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.

4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.

5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

Источник

Маленькие жители нашей загадочной планеты под названием «Сказка» живут в своем особом мире, в котором немалое место отводится праздникам, веселью и радости.  И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!»

     Праздник в нашем  детском саду — особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

В нашем детском саду большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры в виде тематических развлечений и музыкальных праздников проходит наиболее эмо­ционально.

В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, сезонными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии;

При проведении народных праздников, досугов и развлечений мы  широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Праздник в нашем детском саду выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем ребёнок наиболее остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществляет контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

     Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм.  Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь детский коллектив группы,  взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ.

Вначале учебного года составляется перспективный план, в котором мы выделяем наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане ставим цель и  задачи.

Основная цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  праздниками. В плане видна взаимосвязь работы музыкальных  руководителей, воспитателей и  родителей. Весь процесс подготовки и проведения народных праздников осуществляется в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), закрепление (обсуждение после праздника).

·         1 этап —  подготовительный.  Воспитатели  проводят с детьми беседы о празднике, традициях, предлагают для рассматривания различные иллюстрации и картинки —   восстанавливают  смысл празднования, т.е.  готовят детей к проведению самого праздника. Немаловажную роль в праздниках играет предварительная подготовка, в которой участвуют дети, воспитатели, родители. В каждой группе для родителей и детей оформляются папки — передвижки к различным обрядовым праздникам, с помощью  которых дети с увлечением, интересом знакомятся с традициями бабушек, прабабушек.

·         2 этап —  проведение.  Это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

·         3 этап – работа по закреплению.  Это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось, установлением причинно – следственной связи, умозаключения.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи.

I этап:

1.     Содержание пед. процесса:

 Подбор литературы для чтения,

Иллюстраций для рассматривания,

Разучивание народных игр, знакомство с традициями

корректировка плана по социально- нравственному воспитанию.

2. Организация взаимодействия всех членов воспитательного процесса (воспитатели, музыкальные руководители, родители).

II этап:

1.     Утверждение, согласование сценария праздника.

2.     Место проведения праздника.

3.     Музыкальное сопровождение.

4.     Необходимые атрибуты.

5.     Распределение обязанностей.

IIIэтап:      Организация выставки рисунков на тему: «Что мне понравилось…», «Что мне запомнилось…», «Лучшие моменты праздника…». Составление творческого рассказа о  празднике.

ВЫВОД: Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Источник