Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. 

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. 

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. 

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. 

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. 

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 

 Дети в возрасте до 2-х лет: 

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. 

Например, упражнение» Зайчик» 

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. 
Вот так, вот так! И ушами шевелит. 

• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); 

— Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. 

— Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. 

— Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. 

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). 

— Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. 

— Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. 

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. 

 Дети в возрасте 2 — 3 лет выполняют: 

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). 

Например, упражнение»Капустка» 

Мы капусту рубим-рубим, 
Мы морковку трем-трем, 
Мы капусту солим-солим, 
Мы капусту жмем-жмем. 

• простые фигуры из пальчиков одной руки. 

«Зайка» 
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. 
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. 

«Коза» 

У козы торчат рога, 
Может забодать она. 

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). 

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); 

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). 

«Замок» 

На двери висит замок. 
(соединить пальцы обеих рук в замок) 
Кто его открыть бы мог? 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

Постучали, 
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 
Покрутили, 
(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули 
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 
И открыли. 
(расцепить пальцы) 

«Домик» 

На поляне дом стоит, 
Ну а к дому путь закрыт. 
Мы ворота открываем, 
В домик всех вас приглашаем. 

«Шарик» 

Надуваем быстро шарик. 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 

(Все пальчики обеих рук в «щепотке»» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.) 

 Дети 3 – 4 лет. 

• Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. 

«Кошка». 

А у кошки ушки на макушке, 
Чтобы лучше слышать 
Мышь в ее норушке. 

— выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). 

— разучивается вторая фигура по этому же принципу. 

«Мышка» 

Серенькая шкурка, 
Маленькие глазки, 
Ушки на макушке. 
Скажем мышке: «Здравствуй!». 

— дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. 

— Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. 

Рассказ. 

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). 

• Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно. 

«Пальчики» 

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! 
Этот пальчик для того чтоб показывать его! 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! 
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! 

 Дети с 4 до 5 лет: 

• выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; 

• сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; 

• составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. 

Читайте также:  По тесту вектора развитие ребенка

«Краб» 

Ползет наоборот, задом наперед, 
Все под водой хватает клешней. 
Краб ползет по дну, выставив свою клешню. 

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. 

• Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. 

«Зайчик и кочан капусты» 

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. 

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши. 

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. 

«Идем» пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой. 

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. 

«Заяц» грызет кулак и причмокивает. 

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, 

С усилием растопыриваем все пальцы. 

А домой добрался – долго отдувался! 

Показываем, как заяц движется по столу. 

 Дети 5 — 7 лет 

• Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. 

• Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш). 

• Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. 

При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. 

Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема «Грибы». 

Этот пальчик 

Этот пальчик в лес пошел, 
Этот пальчик гриб нашел, 
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик все доел, 
Оттого и похудел. 

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца. 

«За грибами» 

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.) 
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.) 
Три лукошка принесли. (показать три пальца) 
Фигурки из палочек 
В лес с корзинкой я пошел, 
У пенька грибок нашел. 

Игра 

Выложить горохом по нарисованному контуру. 

«Корзинка» 

В лес корзинку я беру 
И грибы в нее кладу. 

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры. 

Грибы на поляне 

Кто тут спрятан на картинке? 
Помогите, пальчики! 
Вы по контуру бегите, 
Узнать картинку помогите. 

Груздь. 

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. 

«Чудесный мешочек» 

Найти грибок среди нескольких различных игрушек. 

Дорисуй узор 

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. 

Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. 

Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. 

Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение: 
• стимулирует развитие мелкой моторики; 
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; 
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); 
• развивает воображение, память, мышление и внимание; 
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; 
• формирует творческие способности и артистические умения; 
• знакомит с элементарными математическими понятиями. 

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. 

ТЕАТР С ПАЛЬЧИКОВЫМИ КУКЛАМИ (ШАБЛОНЫ): 

vk.com/wall-52840716_2480 
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ: vk.com/wall-52840716_3260 
ПАЛЬЧИКОВЫЕ МАСКИ. Распечатай, вырежи, склей: vk.com/wall-52840716_3209 

В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. 

• Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются. 

• Выкладываются фигуры по заданному образцу. 
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. 

Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом.

При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания: 

• Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура. 
• Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета. 
• Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков). 
• Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру. 
• Самому придумать и сложить фигуру. 

В упражнениях для пальчиковой гимнастики можно использовать семена растений, пуговицы, прищепки и другие предметы. 

• Выкладывание горохом, бобами фигур по нарисованному контуру. 
• Смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету. 

«Забавные картинки» 

По листу картона равномерно распределить пластилин и показать ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. 

«Застегни пуговку» 

На один кусок ткани нашиваются три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаются соответствующие петли. Сначала показывает педагог, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем упражнение выполняется ребенком самостоятельно, оказывается индивидуальная помощь. 

«Разноцветные прищепки» 

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прикреплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и т.д,). 

«Трафареты» 

Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Трафареты должны быть достаточно объемными (можно вырезать их из куска линолеума). 

Развитию мелкой моторики способствуют: 
— лепка, 
— рисование, 
— конструирование, 
— аппликация, 
— собирание пазлов, 
— собирание мозаик. 

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Читайте также:  Центр развития ребенка на проспекте мира

Источник

Рекомендации по развитию речи на третьем году жизни

С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

Обогащение словарного запаса

Предметный словарь. После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебница — это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: «посуда», «одежда», «мебель», «обувь», — взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Доченька, сложи свою одежду аккуратно», «Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери». «Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть».

На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Не оставьте его без таких слов как:

названия деревьев: береза, сосна, ель, липа, клен, рябина;

названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, незабудка, тюльпан;

названия птиц: скворец, соловей, голубь, воробей, синица, сорока;

названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось.

Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: «Сейчас наденем красные штанишки», «А где наша белая кофточка?» За столом можно спрашивать о том, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру «Парные картинки». Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй — у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре ликвидируется затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.

Примерный материал для игры:

Красные, синие — шар, ведро, коляска, туфли;

Зеленые, желтые — домик, кастрюля, платье, дерево;

Белые, черные — птичка, кораблик, пальто, сапоги;

Коричневые, серые — собачка, конь, гнездо, тапочки.

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова «круг», «квадрат», «овал» и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна- круглые, а кубики, коробка, табурет — квадратные; огурец, лимон, слива — овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Первоначальная задача — ввести слова в пассивный словарь и только затем постепенно учить пользоваться данными прилагательными.

В речи детей уже есть слова «большой», «маленький», которыми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить размер предмета. Знакомим детей со словами «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок).

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте чаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

Глагольный словарь. С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий.

Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду вылили.

Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка чулки вяжет, сестра салфетку вышивает, собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба плывет. Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит — мама кашу сварила.

Читайте также:  Как заняться с ребенком развитием речи

При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм. Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной речи.

Существуют также тексты, содержащие неправильные действия, так называемые «небывальщины». Ошибки заключены как раз в неправильном употреблении глаголов; эти тексты — отличное средство для развития слухового внимания, мышления, уточнения глагольного словаря, воспитания чувства юмора.

Наречия. Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. д. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Причем формировать пространственные представления у ребенка можно начинать очень рано, когда он только научится ходить. А в возрасте после двух лет пора такие слова вводить в активную речь, для чего лучше проводить подвижные игры, а также игры с построениями, когда нужно детей расположить в пространстве относительно друг друга: «Ваня, стань рядом с Катей, а Петя с Машей — позади них». Много наречий приходится употреблять в играх с мячом: «Подкинь мяч вверх», «Кто дальше бросит мяч?».

Хороши игры на соединение движений с речью, если в тексте стихотворения, сопровождающего игру, встречаются наречия, и выполнять движения нужно как раз в соответствии с данными наречиями.

Усвоение предлогов. Особое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом; убрал со стола. Для закрепления грамматических форм подходящим материалом являются тексты упоминавшихся сказок, а также других сказок с повторяющимися событиями: «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя» и другие.

Развитие грамматического строя речи у детей третьего года жизни

Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения, но, так как третий год жизни — это время активного становления фразовой речи, можно утверждать, что работа над грамматически правильным оформлением фразы должна стать ведущей в данном возрасте.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов — беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок — это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках, Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

По картинкам к сказке «Репка» удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дед? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?

Картинки к сказке «Колобок» — отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сначала встретился колобок? А ещё с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки из сказки «Маша и медведь», обязательно надо спросить: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?К картинкам по сказке «Гуси-лебеди» можно спрашивать: Куда пряталась девочка с братцем от лебедей? Где летали гуси-лебеди?

Развитие связной речи у детей третьего года жизни

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы». Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объемная (книга-панорама) раскладушка, большого формата, с крупными, красочными картинками. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг — главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг. Правило для родителей — читать ребенку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно — народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы). Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского  «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Телефон». Нравятся детям стихи С. Я. Маршака, А. Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов, ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы.

Источник