Влияние неполной семьи на развитие ребенка презентация
Слайд 1
заголовок слайда Педагогическое совещание по теме: «Неполные семьи. Сопровождение неполной семьи »
Слайд 2
Характеристика особенностей неполных семей
Слайд 3
Причины роста неполных семей: -изменение моральных норм в области взаимоотношений полов ; -распространение добрачных связей ; -изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины ; -утрата семьей своей производственной функции ; -неподготовленность молодежи к браку ; -завышенные требования по отношению к брачному партнеру ; -алкоголизм и наркомания.
Слайд 4
Причины образования неполных семей: рождения ребенка вне брака; смерть одного из родителей; расторжение брака; раздельное проживание родителей. Разновидности неполных семей : осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Слайд 5
Основные возможные проблемы неполной семьи и трудности детей финансовые проблемы (сложно выполнять одновременно роль добытчика и роль внимательного родителя; недостаточная обеспеченность детских потребностей); проблемы со здоровьем (подорванное разводом психическое здоровье детей и родителей; переутомление родителя, оставшегося с ребёнком; склонность ребёнка (как последствие) к вредным привычкам; травмирующие последствия разрыва контакта ребёнка с одним из биологических родителей (для обеих или одной из сторон);
Слайд 6
— отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному; Основные возможные проблемы неполной семьи и трудности детей мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым. -наличие мужчины в семье влияет на умственное развитие и на формирование интереса к учению.
Слайд 7
Положительные стороны неполных семей — если родитель окружает ребёнка теплом и заботой, то он спокоен и уравновешен; — ребёнок не приобретает негативную модель межполовых отношений; в неполной семье психика ребёнка и взрослого может быть избавлена от больших и частых конфликтных ситуаций, вредного влияния и дурных привычек покинувшего родителя, приобретая при этом ощущение большей стабильности;
Слайд 8
по результатам исследователей, дети из неполных семей ощущают к себе более дружелюбное отношение оставшегося родителя и имеют больше общения с расширенным кругом родственников (дедушки, бабушки, …); если оставшийся родитель оценивает образование неполной семьи как стимул к бóльшим достижениям, то в семье может установиться более высокое финансовое положение, чем ранее. Положительные стороны неполных семей
Слайд 9
Оказание социально-педагогической поддержки неполной семьи
Слайд 10
Алгоритм действий педагога-психолога при сопровождении неполной семьи диагностика ; выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы установление контакта с членами семьи; разработка и реализация программ и технологий, направленных на решение социально – педагогических и психологических проблем неполных семей. консультационно – разъяснительная работа с родителями, педагогами; организация коррекционно – реабилитационной деятельности; привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб
Слайд 11
Формирование банка данных о неполных семьях Выясняем: Материальное положение Жилищные условия Психологический климат в семье Тип семьи
Слайд 12
Методики для диагностирования детей из неполных семей Рисунок семьи Цветик- восьмицветик «День рождения» «Встреча с волшебником» Тест на тревожность Тэммл , Дорки , Амен Рисуночный тест «Несуществующее животное» Проективный тест «Сказка» Л. Дюсс Тест «Обида» «Домики страхов»
Слайд 13
Методики по диагностированию родителей из неполных семей Использование анкет и опросников Тест «Что меня огорчает, что радует в м оём ребёнке» Рисунок «Растение» Методика «Цветик- восьмицветик »
Слайд 14
Дальнейшие действия Разработать ц икл профилактических бесед. Занятия с детьми по возникшим проблемам в поведении. Организовать работу консультативного центра для родителей и воспитателей. Оказать психологическую помощь по улучшению взаимоотношений ребёнок-родитель. Оказать помощи по улучшению воспитательных возможностей неполных семей. Привлечь необходимых специалистов. О братиться к помощи специализированных учреждений, центров, служб.
Слайд 16
Практические рекомендации по сопровождению неполной семьи .
Слайд 17
Мальчик ,6 лет
Слайд 18
Используемые методики по коррекции проблем в неполной семье: Программа эмоционально-личностного развития детей « В мире друзей» Е.В.Котова «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» Т.Л. Смирнова «Коррекционная программа для работы с гиперактивными детьми» Лютова Е.К., Монина Г.Б. и т.д. «Уроки добра» С.И. Семенак «Программа развития эмоционально-волевой сферы для детей старшего возраста» И. Замесская , С.Антонов «Давай познакомимся»И.А.Пазухина «Коррекция детских страхов с помощью сказок» И.Е.Кулинцова «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» И.М.Марковская «Тренинг преодоления конфликтов»Н.Н.Васильев
Слайд 19
Перечень мероприятий , в работе с родителями: Анкетирование Игры-тренинги «Руки матери» «Чудесный мешочек» Круглые столы Беседы Консультации « Чувство вины в жизни родителей и детей» Семейные вечера Информационные стенды Родительские собрания Тесты «Взаимоотношения в семье» «Я родитель-я приятель
Слайд 20
Игра-тренинг «Руки матери»
Слайд 21
«Руки матери»
Слайд 22
ИГРА-ТРЕНИНГ «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Источник
1
воспитание в неполных семьях
2
Неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
3
Неполная семья неблагополучнаягруппы рискаасоциальнаяблагополучная
4
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачу его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им хватает однократной помощи в рамках краткосрочной модели работы.
5
Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычная продолжительная поддержка со стороны социального педагога, который оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
6
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполные семьи малообеспеченные и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием такой семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
7
Асоциальные семьи В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно- бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, воспитанием детей, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и со стороны других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
8
Стили воспитания (Д. Боумрид ) авторитетныйавторитарныйснисходительный
9
Авторитетные родители любят и понимают детей, они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками. Если данный стиль отношений существует в неполной семье, то эту семью можно считать благополучной.
10
Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего возникают проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро, грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия [30]. «попустительство и вседозволенность со стороны матери приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми»
11
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка основа их воспитания, которое идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. У детей психологическое и эмоциональное состояние еще более усугубляется. Ребенок строго подотчетен в выборе друзей, что негативным образом влияет на взаимоотношения со сверстниками, это способствует появлению замкнутости, агрессивности, психологических проблем.
12
стили родительского отношения «мать – ребенок» (Е.Т. Соколова) сотрудничество изоляция соперничество псевдосотрудничество
13
сотрудничество В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.
14
изоляция в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Ребенок растет замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.
15
соперничество При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.
16
псевдосотрудничество При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.
17
отклонения в стилях семейного воспитания (А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер ) гипопротекция доминирующая гиперпротекция потворствующую гиперпротекцию эмоциональное отвержение повышенная моральная ответственность жестокие взаимоотношения
18
гипопротекция Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора, к нему проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
19
доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. Родители при таком стиле воспитания постоянно прибывают в тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка. Известно, что излишняя тревожность не содействует успешному развитию ребенка.
20
потворствующую гиперпротекцию Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Данный стиль воспитания формирует у ребенка ошибочные представления о жизни. Если семья является неполной, то мать старается как можно чаще, баловать ребенка, что «препятствует развитию у ребенка социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать участие в совместной деятельности»
21
эмоциональное отвержение При данном стиле воспитания родители ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при данном стиле воспитания.
22
жестокие взаимоотношения В неполных семьях такие взаимоотношения еще сильнее усугубляют психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Дети из таких семей часто убегают из дома, бродяжничают, но мысли о возвращении домой у них не появляется. Почти всегда за жестоким обращением матерей к своим детям стоит недовольство собственным поведением, собственной жизнью, не сложившимися отношениями, раздражительность или усталость, которые возникли совсем по другому поводу.
23
повышенная моральная ответственность От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующих его возрасту. Родители, игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких людей. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
24
стили родительского воспитания предпочтение женских качеств (ПЖК), предпочтение мужских качеств (ПМК) предпочтение детских качеств (ПДК) расширение сферы родительских чувств (РРЧ) страх утраты ребенка (ФУ) неразвитость родительских чувств (НРЧ) проекция собственных нежелательных качеств (ПНК) внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).
25
Условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях 1. авторитет и личный пример матери (отца) 2. педагогический такт матери (отца) 3. культура быта в неполной семье. 4. знание возрастных и индивидуальных особенностей детей 5. удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью) 6. необходимость определения потребности достижения 7. Необходимость критики реализации определенной системы воспитания 8. формирование определенных личностных качеств ребенка
Источник