Энциклопедия развития и здоровья ребенка

Энциклопедия развития и здоровья ребенка thumbnail

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Центр развития ребёнка

«Детская энциклопедия здоровья»

                                                                                                           Воспитатель:Малкина Н.А.

                                                                                              Старшая группа №7

г. Гусев

2016 год

Тема: Формирование основ здорового образа жизни

Название:«Детская энциклопедия здоровья»

Тип проекта: Оздоровительный, познавательно – творческий

Цель:  Воспитание ребёнка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающейдеятельности.

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники, родители.

Продолжительность:Краткосрочный – Июнь–Июль  2016 год.

Актуальность

Здоровый образ жизни — это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая проблема.

-Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

-Духовное здоровье – умение жить в сочетании с собой и окружающими .

Здоровый образ жизни – это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни, адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель их – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни.

Воспитание ребёнка  дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности необходимо – это наше будущее,от них зависит здоровье нашей нации.

Мероприятия

Формы работы с детьми:                                       Формы работы с родителями:

  • Экскурсии                            Информационный материалдля
  • Беседы                                                                        проекта                              
  • Просмотр DVD дисков и презентаций                  Беседы
  • Дидактические и подвижные игры
  •  Сюжетно –ролевые игры                                        Консультации
  • Продуктивная деятельность
  • Зарядки
  • Труд
  • Закаливание

    Ожидаемые  результаты

  1. Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения его здоровья .
  2. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  3. Полученный опыт поможет избежать несчастных случаев.

Цель:  Воспитание ребёнка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей  деятельности.

Задачи:

  • активизировать субъектные начала личности старших дошкольников в здоровьесберегающей деятельности;
  • актуализировать имеющийся у детей опыт (совокупность знаний и умений) по здоровьесбережению совместно с педагогом и в самостоятельной детской деятельности;
  • воспитывать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни у старших дошкольников;
  • воспитывать потребность обобщать и передавать имеющийся у детей опыт младшим сверстникам, заботиться о них;
  • развивать у детей навыки партнёрской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать  друг с другом в труде;
  • поддерживать успехи и достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Предполагаемый

результат

Содержание

Вводный

1. Проживание с детьми проблемной ситуации:

«Что будет, если мы не будем следить за своим здоровьем»

2. Изучение методической литературы по воспитанию здорового образа жизни с привлечением родителей и для сбора информационного материала.

1. Подготовка к жизни счастливого, здорового, эмоционально благополучного ребёнка.

2. Накопление и систематизация информации по теме.

1. Тест-опрос детей «Любимые подвижные игры», «Каким  видом спорта я хочу заниматься?».

2. Сбор материала в тематическую папку.

Подборка презентаций и DVD дисков по теме.

3. Сбор фотографий на тему

«Следим за здоровьем летом»

4. Изучение познавательной,  художественной литературы, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек, игры народов мира, сюжетно–ролевые игры.

5. Подготовка консультаций для родителей.

«Как укрепить здоровье летом?»

«Как организовать питание летом?»

«Как правильно закаливать летом»

«Как правильно закаливать водой»

«Рациональное питание летом»

«Солнце и здоровье ребёнка»

 ФГОС (наглядный материал)

Основной

 Воспитание ребёнка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей  деятельности.

Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребёнка

1.Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения его здоровья.

2.Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3.Полученный опыт поможет избежать несчастных случаев.

1. «Здоровые люди — какие они?»

Моделирование ситуаций «Я и моё здоровье», «Каким видом спорта ты хотел бы заниматься?»

 Цикл сюжетно-ролевых игр.

2. Контрольные опросы о здоровье.

Дидактические игры:

«Первая помощь», «К какому врачу пойдём?», «Безопасность», «Одень мальчика и девочку»,

«Здоровое питание, витамины»

Работа в тетради «Покажи, где какой орган у человека», «Если хочешь быть здоров», «По какому номеру звонить?»

3.Как труд влияет на здоровье?

«Наш огород», «Мы дежурим»,

«Поможем малышам», «Чистота на участке»

4. «Мы поможем малышам».

Игры на улице, физические упражнения, помощь в одевании, игры с песком и водой.

5.Ежедневный  оздоровительный бег вокруг детского сада.

Выставка детских рисунков на тему:

«Мы делаем  зарядку»

6.Просмотр DVD дисков и презентацийпо теме.

Закрепление физкультминуток на английском языке.

Закаливание «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

7.Чтение художественной  литературы по теме, отгадывание загадок и просматривание подборки журналов.

Итоговый

Презентация

проекта

Подведение

итогов

Папка с информационным материалом

Выставка рисунков

«Мы делаем зарядку»

Создание презентации

«Детская энциклопедия

Здоровья»

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка с эпилепсией

     Литература:

Л.А. Пенькова «Под парусами лето плывёт над землёй.» ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2006

Г.Зайцев  «Уроки Айболита» Издательство «АКЦИДЕНТ» Санкт – Петербург.

Г.И. Кулик., Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» Москва 2008. СФЕРА.

Источник

Н.П.Григина,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 39

г. Ревда Свердловской области

Проект « Детская энциклопедия здоровья»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е.И. Торохова). Важно, что отношение к здоровью считается динамическим процессом, т.е. им можно управлять целенаправленно.

Одной из главных задач ДОУ является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.

Мы стараемся быть «школой здорового стиля жизни» для наших воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная и др.) носят оздоровительно-педагогическую направленность и способствуют воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в деятельности оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требуют от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй единственной поистине вечной ценностью оставалось «здоровье». Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги , психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

Купить здоровье нельзя, его можно заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, сформированная определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Поэтому мы разработали проект « Детская энциклопедия здоровья»

Цель проекта: воспитание ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающего поведения.

Задачи проекта:

Для детей:

  • научиться формулировать цель проекта, планировать свою деятельность;

  • пополнить свои знания о здоровье;

  • развивать навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.

Для педагогов:

  • закрепить у детей представление о здоровье, систематизировать знания о ЗОЖ;

  • развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности;

  • формировать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников;

  • воспитывать понимание пользы овощей и фруктов, занятие спортом при формировании ЗОЖ, бережного отношения к здоровью;

  • пробуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Спирограф для развития речи вашего ребенка

Для родителей:

  • помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности;

  • включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • приобретение необходимых знаний и представлений о здоровье;

  • осознанное отношение детей к здоровью;

  • умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

  • желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

  • овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

  • стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая);

  • произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний;

  • освоение детьми способов принятия общего решения.

Для педагогов:

  • реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;

  • систематизация знаний детей о здоровье и ЗОЖ.

  • Для родителей:

  • установление эмоционального контакта с детьми;

  • продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Продукт проектной деятельности детей:энциклопедия здоровья для детей старшего дошкольного возраста.

Сроки проекта: проект рассчитан на 5 месяцев.

Организация проекта: создание условий в группе для активной самостоятельной изобразительной деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.

Планирование работы с детьми

Беседа с детьми о том, что такое энциклопедия

Принятие решения о создании энциклопедии здоровья; обсуждение с детьми названия энциклопедии и рубрик в ней

Рассматривание детьми различных энциклопедий

Принести из дома энциклопедии

Анкетирование

«Определение уровня знаний о здоровом образе жизни»

Родительское собрание

«Если хочешь быть здоров»

  1. Ноябрь

Беседа с детьми на тему «Откуда берутся болезни?» (что такое микробы, вирусы)

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни

Беседа «С утра до вечера»

Обсуждение с детьми, чтобы всем было понятно, сколько микробов и вирусов вокруг нас что нарисовать

Дид. игра «Витамины нам нужны и для всех они важны»

Утренняя гимнастика «Веселый огород»

Рисование на тему «Откуда берутся болезни?». Составление рассказов к своим рисункам

Рисование «Как я выполняю режим дня»

Конкурс плакатов «Чтобы не болеть…»

«Игры, в которые играли наши бабушки и мамы» (для сборника)

  1. Декабрь

Беседа на тему «Что делать, если человек заболел?»

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Обсуждение с детьми примеров из жизни и правил поведения во время болезни

Дид. игры «Витаминкина дача», «Сказочный город».

«Игры, которые лечат»-знакомство

Рисование на тему «Что делать, если человек заболел?».

Составление рассказов к своим рисункам

Народные рецепты борьбы с болезнями (сборник).

Гербарий «Лекарственные растения нашего края»

  1. Декабрь

Беседа о пользе спорта для здоровья

НОД «Мой весёлый звонкий мяч»

Беседа «Будем стройные и красивые»

Обсуждение с детьми различных видов спорта и пользы каждого из них

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта

Рисование на тему «Спорт». Составление рассказов к своим рисункам

Спортивные игры

Рассматривание иллюстраций «Я и мое тело (скелет человека)»

Создание альбома «Спорт»

Создание фотогазеты «Любим спорт»

Изготовление нетрадицион-о спортивного оборудования

  1. Январь

Беседа о безопасном поведении на улицах города

Обсуждение с детьми правил дорожного движения. Экскурсия по улицам города

«Веселые старты»

Рисование на тему «Мы на улицах города». Составление рассказов к своим рисункам

Дид. игры по теме

Участие в экскурсии

Изготовление макета улицы(перекрестка)

Беседа «О пользе прогулок»

  1. Январь

Беседа о правилах пожарной безопасности

Обсуждение с детьми правил пожарной безопасности.

Экскурсия в пожарную часть

Рисование на тему «Если случился пожар». Составление рассказа к своим рисункам

Дид. игры по теме

Участие в экскурсии в пожарную часть

  1. Февраль

Беседа о безопасном поведении в быту и на природе «Что делать, если…»

Беседа «Путешествие в страну здоровья»

Обсуждение рассказов детей из личного опыта и составление рассказов по сюжетным картинкам

Рисование на тему «Что делать, если…» по выбору детей

Чтение и рассматривание иллюстраций Чуковский «Мойдодыр»

Правила поведения в лесу, в быту

  1. Февраль

Беседа о пользе прогулок для укрепления здоровья

Беседа «Красота тела и души»

Досуг «День здоровья»

Составление рассказов по сюжетным картинкам, рассказы детей из личного опыта

Коллективное рисование на тему «На прогулке с папой (мамой)»

Поход на Кабалинские роднички

Статья «Гуляем в любую погоду»

  1. Март

Подведение итогов работы, презентация книги «Энциклопедия здоровья»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка в полтора года

Чаепитие (чай с лекарственными травами)

Список литературы:

  • Методические рекомендации к программе «Успех», М.,«Пр.»,2011,с.3-9

  • Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Волгоград, с.34-39

  • Галанов, Игры, которые лечат,

  • Зайцев, Уроки Айболита,

  • Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-7 лет (с учетом двигательной активности): пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. – М.: Просвещение, 2005. – 141 с. : ил. — (Дошкольный мир)

  • Зубченко, Е. Н. Правильное питание — крепкое здоровье (час общения с младшими школьниками) / Е. Н. Зубченко // Начальное образование. — 2010. — № 3. — С. 35 — 38.

  • Кудашева, Н. В. Занятие клуба «Айболит» как средство повышения уровня физического и психического здоровья детей младшего возраста / Н. В. Кудашева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2011. — № 3. — С. 41 — 46.

  • Кириллова, Ю. А. Профилактика нарушений осанки у дошкольников [Текст]: / Ю. А. Кириллова // дошкольная педагогика, — 2010, -№6( 63) -С. 4-6.

  • Казина О. Б. Роль родителей в физическом оздоровлении дошкольников [Текст]: / О. Б. Казина // Инструктор по физкультуре; -2010, — №-С-72-78.

  • Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. авт. — М. 6 ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «управление ДОУ»).

  • Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособия для воспитателя. – М. : Просвещение, 1986. – 159 с.

  • Яковлев В. Г. Физическое воспитание детей в семье [Текст]: практ. рекомендации/ В. Г. Яковлев – М. Физкультура и спорт, 1971- 144с.

  • Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: “Русское слово”, 2006

  • Журавлева Л.С. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Солнечная тропинка. – М.: “Мозаика – синтез”, 2006

  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: “Мозаика – синтез”, 2007

Источник

Андреева Татьяна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Детская энциклопедия здоровья»

Участники проекта:

• дети 5-7 лет;

• родители.

Актуальность проекта:

«Здоровье – это ничто,

Но без него мы никто».

Сократ

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Значимую роль в этом должны сыграть родители и педагоги дошкольного учреждения. Именно в этом возрасте крайне важно правильно формировать представления о здоровом образе жизни. Это позволит организму ребёнка накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Цель проекта:

Развитие и обобщение представлений о здоровом образе жизни и обогащение опыта здоровьесберегающего поведения у детей старшего школьного возраста.

Задачи проекта:

• активизировать субъектные начала личности старших дошкольников в здоровьесберегающей деятельности;

• актуализировать имеющийся у детей опыт (совокупность знаний и умений) по здоровьесбережению в самостоятельной детской деятельности;

• воспитать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни у старших дошкольников;

• воспитывать потребность обобщать и передавать имеющийся у детей опыт младшим сверстникам, заботиться о них;

• развивать у детей навыки партнёрской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом, умения презентовать свой труд;

• поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за результаты собственного и общего труда.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы проекта.

2. Определение целей и задач.

3. Подбор материала.

Практический этап.

Формы работы с детьми:

• беседы;

• загадки;

• дидактические игры и упражнения;

• решение проблемных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций;

• наблюдения;

• чтение литературы;

• составление рассказов;

• викторины;

• рисование, аппликация.

Заключительный этап.

• создание выставки рисунков по теме «Энциклопедия здоровья»;

• составление рассказов к рисункам;

• выставка дидактических игр и дидактических пособий;

• конспекты к занятиям;

• изготовление книжек-самоделок (совместно с родителями);

• КВН.

Планирование работы с детьми.

Октябрь

Беседа «Что такое энциклопедия

Беседа «Тело человека. Как мы устроены».

Опытно –исследовательская деятельность: «Рассматривание кожи в лупу».

Беседа: «Откуда берутся болезни?» (микробы, вирусы).

Эксперимент «Да здравствует мыло душистое!»

Ноябрь

Беседа «Лучики здоровья».

Беседа «Полезные и вредные привычки».

Беседа о пользе спорта для здоровья.

Декабрь

Беседа: «Мы едем в городском транспорте».

Беседа о безопасном поведении на улицах города.

Январь

Беседа «Добрый и злой огонь».

Беседа о правилах пожарной безопасности.

Февраль

Беседа на тему: «Предметы бывают разные».

Беседа «Если я гуляю один».

Источник