Влияние народной игрушки на развитие ребенка раннего возраста

Светлана Викторовна Заикина
Роль народной игрушки в развитии ребенка-дошкольника

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность» и «бездуховность», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать других людям, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые, к сожалению, у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребностей не только в созерцании мира, но и в активном его познании и преобразовании.

Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно, чтобы труд стал потребностью, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приобщение к миру прекрасного – сложный и длительный процесс. Мы, педагоги нашей группы, стали приобщать детей к миру прекрасного с первых дней пребывания детей в учреждении. В начале мы показывали детям готовые куклы, которые мы изготавливали с детьми группы прошлого выпуска. Мы придумывали различные игры, создавали игровые ситуации. Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами и народными игрушками.

Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Народная педагогика создала все основные типы игрушекдля каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской, замечательные каталки для малыша 2-4 лет (Городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушек для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наиболее сложные по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.).

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и заставляет задуматься над азами механики и техник (Богородская игрушка). Даже в веселой игрушке ребенку сплошь и рядом показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют хозяйка кормит кур и т. д.). все это через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

В нашей группе для работы с детьми представлены народные игрушки (богородские, дымковские, филимоновские, игрушки-забавы (пирамидки, грибки, матрешки, с которыми дети с удовольствием обыгрывают сказки.

Мы стараемся развивать у детей чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, так как на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией мы помогаем детям воплотить увиденное в творческих работах. Изобразительная деятельность тем и интересна и увлекательна, что в ней можно передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Наши занятия направлены на развитие потенциальных возможностей дошкольников, а для этого они сопровождаются музыкальным оформлением и художественным словом.

Знакомя детей с народным творчеством, мы ставим перед собой воспитательные и образовательные задачи.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать детей на народных традициях.

• Прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор и знакомство с древними образами.

Образовательные задачи:

Развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи.

• Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

Развитие творческих способностей, способности детей в разных видах художественного творчества.

Давая детям первые представления о красоте, мы знакомим их с народными промыслами. Для восприятия детей нашей группы мы организовываем выставки-ярмарки, на которых представлены предметы, представляющие различные народные промыслы: Дымково, Гжели, Хохлома и др. Дети с удовольствием обыгрывают сказки, придумывают различные игры.

Мы, педагоги, всегда рядом с детьми и стараемся учить детей играть вместе, согласовывать свои интересы с общими, коллективными; помогать друг другу и радоваться успеху товарища.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, после рассказа и показа, даем детям возможность заняться творчеством, — дети украшают дымковские игрушки чашки, тарелки, ложки, подносы в соответствии с особенностями какого-либо промысла (Гжель, Хохлома, Дымка). Продуктивные виды деятельности (лепка, пластилинография, аппликации, рисование) сопровождаются пением народных песен, заучиванием стихов-потешек, закличек. После физкультминутки заканчиваем занятие народными играми. Каждое занятие тщательно продумывается. Цели и задачи ставятся в соответствии с возможностями детей.

Одним из наиболее важных условий успешного развития детских способностей является разнообразие и вариантность работы. Всякий раз мы создаем новую ситуацию так, чтобы дети смогли реализовать свои возможности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления. Работая третий год с моими ребятишками, я знаю, кто и чему научился, кому нужно помогать, а кто справится с заданием сам.

Читайте также:  Как шло развитие речи у ребенка

Большой интерес вызывает рисование с использованием нетрадиционных приемов, где дети рисуют пальчиком, ладошкой, ватными палочками. Очень интересна обрывная аппликация с использованием разноцветных салфеток, которыми дети украшают дымковскую барышню и петушка, чашки, тарелки.Дети с удовольствием занимаются пластилинографией: «Разноцветные матрешки», «Филимоновская игрушка», «Чудо-Хохлома, ложки». На всех этих занятиях у детей развивается глазомер и мелкая моторика.

После каждого занятия мы устраиваем выставку, где дети рассматривают свои работы. Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок узнал и показал свою работу. Данные обстоятельства вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, способствуют развитию эстетического восприятия, повышают интерес.

Занятия продуктивной деятельностью требуют подготовки. Дети нашей группы с удовольствием помогают педагогам. Они четко знают, что для занятий лепкой нужны дощечки, стеки, салфетки; а для аппликации – клеенки, влажные салфетки клеящие карандаши; для рисования – большие клеенки, фартуки, нарукавники, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки и специальные тряпочки. После каждого занятия творчеством группа требует уборки, и наша художественная деятельность плавно переходит в хозяйственно-бытовой труд. Дети выполняют поручения педагога собрать кисточки, отнести стаканчики. Я обязательно отмечаю наиболее старательных детей, ведь похвала стимулирует и радует детей.

Источник

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 140 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников Выполнила : Безбородова Елена Г еннадьевна воспитатель 2018

Слайд 2

Н ародная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни. Она служит не только для забавы и развлечения, но в то же время выступает средством общего психического развития личности. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Поэтому чрезвычайно важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.

Слайд 3

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за достояние своей Родины. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Слайд 4

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его роль, его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает в воспитании интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как игра, отражает свою эпоху.

Слайд 5

Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей заботой и вниманием.

Слайд 6

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины . Раскрывая суть народной игрушки, М.Е. Каравашкина говорит о том, что народная игрушка наполняется традициями национального русского образа жизни (быт, костюм, праздники), является иллюстрацией фольклора, приспосабливается к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Так как игрушки могут быть сказочно-фантастическими не только по форме и сути, но и по конкретным функциям (многие игрушки полифункциональны , их роль может меняться в процессе игры; они могут иметь и компенсаторное значение, когда игрушек для компенсации «идей» игры не хватает)

Слайд 7

В народной игрушке существуют и немалые высокие художественные качества, и широкие воспитательные возможности. Эмоциональное воздействие образов, воссозданных в народной игрушке, широко применяется педагогами в эстетическом воспитании детей, помогает привлечь их к исконной культуре своего народа. Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус , что влияет на здоровье и физическое развитие . К наиболее распространенным видам народной игрушки относятся: — Дымковские игрушки; — Филимоновские игрушки; — Каргопольские игрушки; — Богородские игрушки; — Гжельские игрушки; — Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская , Полхов-Майданская .

Слайд 8

Исследователями доказано, что в работе с младшими дошкольниками народные игрушки способствуют развитию сотрудничества ребенка и взрослого; формируют потребность ребенка в общении; развивают способность понимать взрослого; упражняют малыша в подражании взрослому; развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития. Народные игрушки способствуют и развитию мелкой моторики ребенка раннего возраста, которая тесно связано с развитием мышления. Во время игры с народной игрушкой у ребенка происходит совершенствование хватательных движений; развитие разнообразных движений руки; развитие отдельных движений кисти руки; развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации. Через восприятие народной игрушки происходит формирование представлений о форме; о цвете; о размере; о величине; о фактуре, о тепловых характеристиках; о вкусовых качествах; о звуковых характеристиках .

Читайте также:  Стадии развития интелекта ребенка

Слайд 9

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Слайд 10

Р.Г. Казакова предлагает следующую последовательность включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста. Сначала игрушка включается как персонаж потешки , затем игрушка появляется на занятиях зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво следует предлагать детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». При этом Р.Г. Казакова рекомендует не ставить задачи запомнить названия игрушки, главное — вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок народной игрушки.

Слайд 11

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим дошкольником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. Народная игрушка является средством развития ребенка младшего возраста и обуславливается следующими положениями: — во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности ребенка; — во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент; — в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности.

Слайд 12

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка — важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия и т.д. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Слайд 13

Рекомендации родителям: Посещать совместно с детьми музеи, выставки народного декоративно-прикладного искусства . Обращать внимание детей на красоту, на особенности народных промыслов.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Источник

Наталья Сертакова
Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка

Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка. В этом контексте стоит вспомнить один исторический пример, и скажу несколько слов об «игре в бирюльки», о подлинном смысле которой знают сегодня лишь немногочисленные историки-медиевисты. Эта игра была достаточно популярна в русских традиционных семьях еще в 30-40-х годах нашего столетия. Имевшая и свою «практическую задачу» — приучение детей к терпению, к способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о сложности и глубинной взаимосвязи всех процессов, происходящих в универсуме.

«Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком; идея игры состояла в том, что играющие постепенно вытаскивали соломинки, стараясь не задеть при этом всю кучу, которой соломинки были насыпаны. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Таким образом, ребенок получал представление о том, как трудно что-то изменить в каждом отдельном случае, не разрушив всю сложную систему мировых взаимосвязей.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, но она была столь же продуманной и многоплановой, как и только что описанная игрушка, воздействуя на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывают ласковое, небоязливое отношение к миру. С другой стороны, игрушечные «свистелки», призванные также отгонять от ребенка злых духов, демонов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок. А рассматривая образно-символическую систему древних славян, применительно к игрушкам, можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки с изображением животных буквально усыпаны глиняными же или сделанными изображениями птиц. Например, собака, олень или рысь, усыпанные «птичьими» знаками, означали, что предметом изображения, «копирования» в игрушке было не некое «случайное животное», но его изначальный образ, образ Первоживотного. Все они уходили своими корнями в волшебный мир сказки, который веками служил для русского ребенка своеобразным «детоводителем ко Христу». Не случайно сам св. Сергий Радонежский часто делал «в утешение» глиняные игрушки для детей, которые вместе со взрослыми приходили в основанный им монастырь. И до сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготовляют мастера из поселков, находящихся вблизи Сергиева-Посада, можно увидеть контур Креста.

Читайте также:  Многопрофильный центр развития ребенка

Послевоенное голодное провинциальное детство было согрето теплом базарных дней и ярмарок. С окрестных сел и деревень стекался народ: купить-продать лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, миткаль, живность или снедь. Конская упряжь, атласные ленты в хвостах, запах лошадей и сена; искристый, хрустящий снег; буйство красок; веселый гомон людей, птиц, животных, и игрушки, игрушки. Деревянные и глиняные, соломенные и тряпичные, берестяные и из лозы — они свистели, трещали, шуршали и тукали. Настоящий солнечный праздник народной смекалки, народного творчества.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Основой системы математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т. д.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм,- погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек.Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставлялись перед ребенком на столе, доске, подносе,лавке или комоде по определенному принципу: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда. Дымковской игрушке вторили: глиняные кони, олени, козероги, волшебные птицы, берегини Костромы; кувшины, горшки, рукомойники, чашки из чернолощеной глины Покровска; свистульки из Кожли, Филионово, Ухты; каргопольские глиняные коты, собачки, медведи, барыни, горшки, плошки; каргопольские козули из солоноватого теста, приморские — из ржаного; архангельские пряники в виде фигурок рыб и животных; рязанские «жаворонки» и курские «кулики» и т. д.

Гениальная игрушка Богородска — «бьющие молотком по наковальне кузнецы», «клюющие курочки» и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут, шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Потихонечку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень, водоносок, горшочки и чашечки. Измеряет кружками воду, щепотками соль, пригоршнями муку, ложками масло. Сравнивает множества по числу элементов; объединяя множества, пересчитывает элементы объединения — так формируется понятие «сложение чисел». Вся арифметика детского сада осваивается на множествах игрушек, сделанных дедом, отцом или народным мастером: поставь столько же уточек, сколько стоит петушков; прибавь еще уточку; сколько уточек стало теперь? Сколько всего игрушек? На сколько уточек больше, чем петушков, и т. д.

Современное обучение младших школьников непонятным образом тормозит формирование счетных и вычислительных навыков при переходе через десяток. Между тем бабушка, собираясь варить варенье, приспособляла детишек к обрезанию хвостиков у ягод черной смородины. Когда стакан очищенных ягод отправлялся в таз для варенья, на специально выделенное место стола укладывалась одна ягода. Так бабушка предлагала углубленное понимание единицы. Одна ягода при счете заменяла стакан ягод. Дальнейший принцип счета десятками, сотнями, тысячами воспринимался легко. Той же идее систем счисления служила игра «в солдатики». Расставляя их, мальчик мог исподволь знакомиться с единицами воинских формирований разных времен и народов.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. В детском саду матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. «Ванька-встанька» и «Неваляшка» дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество — общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы «низали-метали» жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм — прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня, появлялась и система обучения.

Источник