Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка
Варнакова Юлия Николаевна
Музыкальный руководитель
«Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 52
Приморского района г. Санкт-Петербурга»
Влияние музыки на художественно-эстетическое воспитание дошкольников
Аннотация:
Музыка — сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.
Ключевые слова:
Интегра́ция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Компонент — содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат.
Эффективность — одно из определений человеческой деятельности, взятой с точки зрения способности обеспечить ее конечный результат.
Методика — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Оптимизация — процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель — воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.
Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой — это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей — физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», — говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.
Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.
Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника.
Cписок литературы:
- Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
- Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ — М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М.: Просвещение, 1989.- 191с.
Источник
Людмила Давыдова Вячеславна
Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников
Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения
культурного уровня современного общества «в котором всё более
вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что
можно определить, как усыпляющее искусство. Это самое страшное для
человеческой цивилизации: подлое-за пределы общественной жизни,
а поверхностное, и пошлое-авансцену».(Б. М. Неменский)
Классический в переводе означает образцовый, благородная цель
педагога-ознакомление детей с высокими образцами классической
музыки, литературы, живописи, способствующими музыкальному
художественному общекультурному развитию дошкольника. Эта
задача,как и задача развития у дошкольников художественного
воспитания и эстетического вкуса поставлена в Федеральных
государственных требованиях. Реализация новых образовательных
программ позволит обеспечить каждому маленькому ребёнку
приобщение к классическому искусству во всём богатстве его
видов и жанров.
Изучив имеющуюся литературу по этому вопросу,я поставила перед
собой задачи:
1. Увлечь детей классической музыкой, сделать так, чтобы
слушание стало для них первой потребностью.
2. Познакомить детей на занятиях с музыкой русских
композиторов-классиков (П. И. Чайковским, Римским-
Корсаковым, С. Прокофьевым и др.)
3. Формировать эстетический вкус, богатый и разнообразный
запас музыкальных впечатлений.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях,
вечерах развлечений, праздниках и повседневной жизни музыкальных произведений русских композиторов — классиков (Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Прокофьева).
Музыка русских композиторов-классиков яркая, зримая помогает детям услышать, как развивается музыкальный образ, увидеть, что происходит в музыке.
Дети воспринимают её как увлекательную игру.
Новая программа Васильевой предусматривает знакомство детей с раннего
дошкольного возраста с классической музыкой.
Так в 1 младшей группе мы слушаем «Зима», «Зимнее утро» П. И. Чайковского,
во 2-ой младшей группе — «Вальс снежных хлопьев» муз. Чайковского (из балета
Щелкунчик,»Камаринская» муз. Чайковского. «Детская полька»- Глинки.
В средней группе рекомендуются пьесы из «Детского альбома» Чайковского,
Прокофьева, фрагменты из балетов Римского-Корсакова и Чайковского. В
старшей и подготовительной группе продолжается знакомство с творчеством этих
композиторов, но более углублённою
Работать по новой программе Васильевой очень интересно. Слушая классическую музыку, каждый раз открываешь для себя её новый смысл, новое звучание,
удивляясь тому, что в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам
ещё не заглядывал. Я сама очень люблю классическую музыку русских композиторов и особенно творчество П. И. Чайковского. Понимание огромного значения
творчества композиторов — классиков для русской культуры, современное представление о музыкальном восприятии ребёнка, свидетельства многих выдающихся
людей побудили меня открыть дошкольникам тот глубокий духовный источник,
что называется классической музыкой.
Путь к нему начинался с подбора произведений, способствующих эмоциональному развитию детей, обогащение их внутреннего мира. Мне хотелось, чтобы
дети почувствовали в музыке русских классиков палитру,человеческих переживаний : от контрастных состояний печали и радости, до более сложных душевных
проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения.
Не анализ, а впечатление — таков был мой подход к развитию художественного воспитания, ведь дети представляют себе музыкальные образы неповторимыми,
целостными. Свои занятия по знакомству с классической музыкой я всегда стараюсь
строить в соответствии с логикой развития музыкального воспитания. Такие занятия включали в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки,стихов и художественной прозы, рассматривание картин и иллюстраций). Ознакомление, с каким либо музыкальным произведением русских классиков,
происходило на 6-8 занятиях, единым циклом и не прерывалось слушанием другой
музыки. Для прослушивания детям предлагала наиболее яркие в музыкальном отношении фрагменты. Каждое новое занятие начиналось с нового, следующего фрагмента, а не с повторения предыдущего. Повторение не происходило внутри каждого
занятия.
После прослушивания всех отрывков возвращались к любому из них по желанию
детей. Для лучшего запоминания музыки в конце каждого занятия (начиная с 3-его)
проводила музыкальную викторину, в которые включала знакомые детям произведения. Дети с удовольствием отгадывали музыкальные загадки.
Для того,что бы детям облегчить знакомство с русской классической музыкой
им предлагались произведения, в основе сюжета которых лежат сказочные образы.
При подборе материала я стремилась к высокой художественности.
«Детский альбом» П. И. Чайковского оказался вполне доступен для детей дошкольного возраста.
Пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных
солдатиков», «Старинная французская песенка», «Баба Яга» — эти пьесы часто
звучали на музыкальных занятиях.
Слушание представлялось небольшой беседой о композиторе, его любви к детям
их играм и увлечениям. Малыши охотно высказывались о прослушанной музыке,фантазировали : «Почему кукла заболела? Куда мы поскачем на лошадке? Что замышляет
Баба Яга? Чему радуются солдатики?» Ответы детей строго соответствовали музыкальной пьесе, нравились мне своей непосредственностью.
Лиризм, душевность музыки Чайковского дети старшей группы почувствовали в
пьесе «Мама» и «Колыбельной песне». Ребята узнали об удивительно трепетном
отношении композитора к природе. В пьесах «Времена года» можно услышать пение
птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно мысленно увидеть лес,
речку и цветы, дуновение ветерка, запах земли.
В подготовительной группе мы слушали «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Баркаролу», «Осеннюю песнь», «На тройке», «Святки». Окружающий мир воплощенный в музыку, — это ли не красота!
От впечатлений к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского —
таково было дальнейшее направление работы. Сочетание музыкальной экспрессии
изобразительным (рисунок, пластическим (танец, и словесным фантазированием
детей и явилось, на мой взгляд, условием их вхождения в мир музыкальной гармонии.
Комплексные занятия были посвящены фортепьянным пьесам «Времена года».
Дети с увлечением фантазировали под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее прощание, зимнюю свежесть они выражали,
в соответствующих картинах природы.
Интересными были и словесные фантазии о музыкальных произведениях. «Марш
деревянных «солдатиков», «Камаринская», «Песня жаворонка». Дети мечтали в слух,
сочиняли небольшие рассказы, совместно с детьми мы придумали стихи к этим
мелодиям и у нас получились короткие песенки.
Знакомились дети и с балетной музыкой Чайковского. Волшебные вальсы из
«Спящей красавицы» и «Щелкунчика» уносили их в сказочную страну Счастья.
Девочки придумывали танцевальные движения. Их композиции восхищали зрителей
(мальчиков) лёгкостью, выразительностью исполнения.
Старшие дети имеют достаточно богатый опыт музыкального движения, который
является основой их музыкально — двигательных импровизаций. Прекрасная ба-
летная музыка Чайковского «двигательная» по своей природе, вдохновляет детей,
и они с большой радостью выражают себя в творчестве.
Наряду с творчеством Чайковского мы знакомим наших детей с произведениями
другого русского композитора Римского-Корсакова. В Программе воспитания и
обучении в детском саду (отв. ред. М. А. Васильева) знакомство детей с творчеством этого композитора ограничивается пьесами «Три чуда» ,»Море» и «Полёт шмеля»
из оперы «Сказка о царе Салтане». Я решила углубить познания детей и познакомить их с оперой «Сказка о царе Салтане». Эта опера была выбрана мной не
случайно. Детям доступны и интересны образы пушкинской сказки и прекрасной
музыки Н. А. Римского-Корсакова. Им предлагались восемь наиболее ярких фрагментов оперы «Море», «Лебедь и коршун», Ария «Лебедь-птицы», «Ты, царевич,
мой спаситель», «Белка»,»Тридцать три богатыря» ,»Царевна Лебедь», «Полёт шмеля».
Дети знакомились также с живописными работами М. Врубеля «Царевна лебедь» и
И. Билибина «Бочка по морю плывёт» и иллюстрациями В. Конашевича.
Знакомство с этими произведениями проходило в определённой последовательности. Сначала детям очень ярко и выразительно читали сказку А. С. Пушкина и
проводили беседу о ней. Обращали внимание детей на особенности содержания,
образность и музыкальность пушкинского стиха. После этого дети знакомились
с ключевыми фрагментами оперы в сюжетной последовательности.
Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов дети читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах её выразительности.
После анализа музыкального произведения детей знакомили с репродукциями Врубиля и Вилибина, иллюстрациями к книге Конашевича.
Сопоставляя настроение музыки и картины, дети легко улавливали схожесть
настроения, соответствие между колоритом картины и характером музыки.
После знакомства детей с оперой Римского-Корсакова предлагали детям вы-
разить свои впечатления в рисунках и движениях.
Мы выяснили, какие фрагменты из оперы наиболее понравились и запомнились
детям, а затем они «рисовали музыку«. В процессе рисования периодически звучала музыка, создавая эмоциональный настрой. Дети прекрасно чувствовали
настроение музыки и передали её в своих рисунках. В своих рисунках дети
изображали белку, море, Царевну Лебедь,33 богатыря. Для того, что бы глубже
понять оперу, мы использовали интегрированные занятия, где соединили в одно
целое музыку, живопись и пластику. Дети воплощали в творческом движении величавую поступь сказочных богатырей, полёт маленького и юркого шмеля, грациозную поступь Царевны — Лебедя, движения весёлой, проворной белки. На итоговом занятии я проводила музыкальную викторину. Дети безошибочно отгадывали все включённые в неё фрагменты. Мы надеемся, что первая встреча детей
с оперой «Сказка о царе Салтане» запомнится им надолго и впечатления от музыки Римского-Корсакова не потускнеет со временем, и будут согревать и радовать как воспоминание о чём-то светлом и прекрасном.
Музыка С. С. Прокофьева, так же как и музыка Чайковского, Римского-Корса-
кова помогает приобщать детей к подлинному русскому искусству, способствует
становлению хорошего музыкального вкуса. Она доступна многим юным и неискушенным слушателям. Прокофьев воистину один из самых «детских», солнечно-
ясных композиторов-классиков. Его детская музыка вызывает восхищение и доставляет подлинное наслаждение. Музыка Прокофьева понятна всем независимо
от возраста. Она проникнута счастливыми воспоминаниями детства, отголоска-
ми образов и впечатлений, с которыми он не расставался. Композитор за годы
своей творческой деятельности написал большое количество произведений для
детей. Настоящим шедевром является его симфония-сказка «Петя и волк», альбом
«Детская музыка, цикл пьес», сказки старой бабушки «зимний костёр»,детские
песни на стихи А. Барто.
Многие его сочинения живут как бы двойной жизнью, они прочно вошли в репертуар концертов и для детей и для взрослых. Достаточно вспомнить балеты
«Золушка» и «Сказка о каменном цветке», темы балета «Ромео и Джульета»,музы-
ку к кинофильму «Александр Невский»,»7-ю симфонию».
На занятиях мы слушаем с детьми музыкальные пьесы из альбома» Детская
музыка«. Я рассказывала детям о том, что музыка Прокофьева добрая, солнечная,
её любят дети и взрослые.
Музыкальные пьесы: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» заставили детей
вспоминать о тихо прожитом дне, успокаивая и в то же время как бы говоря;
«Завтра наступит утро, и всё снова будет хорошо».
Мелодия «Тарантеллы» познакомила детей с музыкой Италии. Она — стремительная,
огненная, итальянская пляска в дни карнавала, где все веселятся, поют, кружатся,
Ребята сразу заулыбались, а девочки захотели потанцевать под эту мелодию,
воплощая её стремительный, зажигательный характер в движения.
Под пьесу: «Пятнашки» дети устроили весёлую, занимательную игру в пятнашки.
Они выбрали в пятнашки-водящего ребёнка, с началом музыки бегали в разных
направлениях, а «Пятнашка» их ловила.
Многое композиторы обращались в своём творчестве к сюжету сказок, не
чуждо это и С. С. Прокофьеву. Его симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из шедевров детской музыки, это не обычная музыкальная сказка. Она помогает решать художественно-педагогическую задачу — знакомство детей с инструментами симфонического оркестра. Прежде чем дать детям
для прослушивания эту сказку-музыку, я знакомила их с терминами симфонического оркестра и с инструментами,которые входят в этот оркестр.
1. Духовые (трубы, валторн, фагот, флейта, кларнет)
2. Струнные (скрипка, виолончель, контрабас)
3. Ударные (барабан, литавры)
Затем мы слушали сказку «Петя и волк», на которой дети учились распознавать «голоса инструментов».В сказке тембры инструментов являются голосами героев: флейта — птичка, трио валторн — волком, кларнет — кошкой,
гобой — уткой, фагот — дедушкой, струнный квартет — пионером Петей.
Каждый персонаж представлен определённой темой, своеобразной мелодической характеристикой. Ребята с большим вниманием и интересом слушали эту
сказку потому, что она была не только музыкальной, но и текстом, который
написал сам С. С. Прокофьев. На первом занятии дети слушали всё произведение целиком, на последующих-по фрагментам. Музыкальные занятия превращались в удивительную игру-викторину. Дети выбирали наиболее полю-
бившийся инструмент, изображённый на картинке, называли его,а затем слушали его звучание в сказке: «хочу послушать птичку». «А это кошка»- говорили они, выбирая кларнет, «давайте её послушаем».
Я заранее переписала все мотивы героев сказки на отдельную кассету,
без текста и общих эпизодов.
После прослушивания сказки целиком, дети обменивались впечатлениями,
менее активным детям задавала вопросы. Вам понравилась сказка Прокофьева? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка
его сопровождала? А хотели бы вы сами сыграть на инструментах вместе с
оркестром С. Прокофьева?
Дети подходили к заранее подготовленным музыкальным инструментам,
среди которых были треугольники, маракасы, бубны, барабаны, колокольчики и
прочие,выбирали себе инструменты и под аудиозапись исполняли марш Пети,
всегда бодрый, энергичный.
Т. О. Музыка Прокофьева, его музыкальные сказки, воплощённые в собственном творчестве детей, начинают звучать для них современно, более многогранно и ярко.
Яркие фрагменты классической музыки, которую дети слушали на занятиях,
мы включили музыкальную ткань праздничных утренников. Так, например, дети
входили в зал под «Марш» из оперы П. И. Чайковского «Щелкунчик», танцевали
под «Вальс» из Детского альбома П. И. Чайковского на празднике 8-ое Марта,
«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского исполнялся девочками — снежинками
на Новогоднем празднике, а на празднике Весны дети вдохновенно импровизировали под «Вальс цветов». Праздничные утренники стали ещё одной встречей
с любимой музыкой. Звучание высокохудожественной классической музыки способствует созданию на празднике особой, приподнятой атмосферы.
Проводились нами и вечера развлечения типа музыкальных гостиных. На
них мы продолжали знакомить детей с творчеством русских композиторов-классиков. Дети на таких вечерах развлечения не только слушали классическую
музыку, но и воплощали свои впечатления в музыкальном движении. Яркая му-
зыка П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. Прокофьева давала мощный им-
пульс детскому танцевальному творчеству.
В детском саду мы организовывали концерты классической музыки, приглашая на них детей из детской музыкальной школы в качестве исполнителей.
Дошкольники всегда с большим нетерпением ждали таких выступлений и горячо
и искренне аплодировали каждому исполнителю. Такие концерты не только доставляют детям эстетическое наслаждение, но и ещё больше углубляют их знания о композитора, классиках, развивают художественный вкус.
Проводилась мною, так же и работа с родителями в виде консультации, док-
ладов на родительских собраниях «Чайковский и дети»,»Мы слушали классику«.
Выпускались для родителей папки-передвижки, где давались советы, как слушать
с детьми классическую музыку, где можно приобрести музыкальные диски.
Т. о. проводимая нами работа по знакомству детей с произведениями русских
композиторов-классиков не только формировала их музыкальный вкус, но и способствовала прочному вхождению музыки в жизнь каждого ребёнка.
В классической музыке — душа русской культуры. И сегодня с возрождением
отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, про-
никнуть их мудростью и чистотой.
Источник