Развитие ребенка среднего школьного возраста

Развитие ребенка среднего школьного возраста thumbnail

Особенности развития детей среднего школьного возраста

20.01.2015 17:13

Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл под­росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 18

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

Источник

Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые ко­сти верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмер­ные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нараста­ет у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью поло­вого созревания, а следовательно, и с разными функциональ­ными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжаю­щегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регули­рующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно мень­ше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реа­гирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологическо­го и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

Читайте также:  Беседы с родителями в детском саду о развитии ребенка

В период полового созревания у подростков отмечается наи­более высокий темп развития дыхательной системы. Объем лег­ких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет пока­затель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл под­росток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задержи­вать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кисло­родом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двига­тельного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основ­ных двигательных способностей в среднем школьном возрасте при­веден в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых дви­гательных действиях), силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 18

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

Таблица 19

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11—14 лет (%)

Гибкость

Суставы

активная

пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локте­вых и лучезапястных

-0,1

-1,4

-0,8

-1,7

Подвижность в тазобед­ренных, коленных и голеностопных суставах

-1,7

-2,6

-3,4

-2,3

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

— тазобедренный сустав при сгибании туловища

— нижнегрудной поясничный отдел

— верхнегрудной отдел

— шейный отдел

 
3,4

 5,1

11,6

6,0

 
10,4

 20,0

6,4

4,1

 

 —

 

 —

Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с. С. 193-195.

Просмотров: 36280

Источник

Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма.

Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над

74

Средний школьный возраст

процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность.

Читайте также:  Значение и роль игрушки в развитии ребенка

Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст— наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности синзетивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы,

75

Раздел 1. Общие основы педагогики

которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявляемым ими чувствам.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением — с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых и даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда,

76

Старший школьный возраст

ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше становится подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Перестройка воспитательной работы со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает благоприятные условия для самовыражения, отстаивания значимых для подростка убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.

Еще по теме СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

  1. ПЕРИОД СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТРОЧЕСТВО)
  2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
  3. Занятие 11.4 ОЦЕНКА УМЕНИЯ ЧИТАТЬ ВСЛУХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  4. Период школьного возраста
  5. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  6. ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  7. ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  8. Игра и учение в младшем школьном 1 возрасте
  9. Личность ребенка младшего школьного возраста
  10. § 2. Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте
  11. Глава 13 Средний возраст организации
  12. Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  13. ГлаваСТРОЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ первая И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  14. Стадия среднего возраста
  15. § 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  16. 2.3. Механизмы развил ия адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте
  17. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИСЛАЛИИ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Источник

В возрастной психологии средний школьный возраст часто называют отроческим или подростковым. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 9-11 до 14-15 лет.

В среднем школьном возрасте продолжают развиваться все те же психические познавательные процессы что и в младшем среднем возрасте.

У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление. А.А. Реан отмечает, что «главной особенностью мышления подростка является объединение всех видов мыслительных операций в единую целостную структуру». Кроме того, в подростковом возрасте имеет место развитие абстрактного мышления. В этом возрасте дети начинают больше интересоваться философскими, религиозными, политическими проблемами.

В процессе развития памяти у детей среднего школьного возраста также наблюдаются некоторые характерные особенности. Во-первых, в условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить. Подросток старается запомнить логические связи между единицами воспринимаемой информации. Развивается способность к логической памяти, которая в большинстве случаев отодвигает на второй план другие виды памяти. Во-вторых, в подростковом возрасте меняются отношения между памятью и мышлением. А.А. Реан так устанавливает взаимосвязь между этими познавательными процессами: «Если в младшем школьном возрасте развитие мышления находится в прямой зависимости от развития памяти, то в среднем школьном возрасте мышление определяет особенности функционирования памяти».

Что касается внимания, средний школьный возраст в отличие от младшего школьного возраста характеризуется развитием не только непроизвольного, но и произвольного мышления. Ребенок в этом возрасте способен управлять своим вниманием с помощью волевых усилий. Однако способность в управлении, а также в распределении внимания развита в подростковом возрасте еще в недостаточной мере.

Воображение ребенка в среднем школьном возрасте также усиленно развивается, что свидетельствует о развитии у подростка творческих способностей. Многие дети в среднем школьном возрасте обнаруживают у себя талант в поэзии, рисовании и других видах творчества. Однако воображение ребенка в подростковом возрасте имеет менее продуктивный характер, чем воображение взрослого человека.

Приоритетными направлениями в развитии речи у детей среднего школьного возраста являются письменная и монологическая речь. Развитие письменной речи подростка характеризуется формированием и развитием умения писать изложения и сочинения на заданную или произвольную тему. В монологической речи ребенок среднего школьного возраста проявляет способность к самостоятельной подготовке к устному выступлению, рассуждать на предложенную учителем тему, а также аргументировано высказывать свои мысли по интересующей его теме.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

А.А. Реан говорит: «В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир».

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

В коммуникативной сфере развития личности подростка также наблюдаются изменения. В большей степени они проявляются во взаимоотношениях со взрослыми. Они имеют двойственный характер. С одной стороны, ребенок среднего школьного возраста стремится доказать взрослому свое принципиальное равенство прав со взрослым человеком, свою особую позицию в обществе. В своем общении со взрослым человеком ребенок среднего школьного возраста открыто протестует против «детских» методов контроля и воспитания. С другой же стороны, подросток чувствует потребность в поддержке, помощи и оценке его действий взрослым.

Учебная деятельность в среднем школьном возрасте остается актуальной для ребенка, но по своей психологической значимости уходит на второй план. Д.Б. Эльконин утверждает, что ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками. Эльконин также определяет следующие мотивы деятельности общения:

  • Желание быть в среде сверстников, заниматься какого-либо рода совместной деятельностью;
  • Желание занять определенное место в коллективе сверстников;
  • Стремление к признанию ценности собственной личности.

Д.И. Фельдштейн считает, что «самой значимой, с точки зрения психики, деятельностью для ребенка среднего школьного возраста является деятельность, в которой подросток может продемонстрировать свою личную ответственность, самостоятельность и, конечно, высокий результат. Это может быть учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная деятельность».

В поведении детей среднего школьного возраста наблюдаются следующие поведенческие реакции на реальную действительность:

  1. Реакция отказа (отказ от выполнения домашних обязанностей, от учебы, от выполнения общепринятых норм и правил);
  2. Реакция оппозиции, протеста;
  3. Реакция имитации (подражание любимому актеру, спортсмену и т.д.);
  4. Реакция компенсации (стремление компенсировать неудачи в одном виде деятельности успехами в другом);
  5. Реакция гиперкомпенсации (при недостатках, например, в физическом развитии стремление к высоким спортивным результатам);
  6. Реакция эмансипации (стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых);
  7. Реакция группирования (образование различных референтных групп);
  8. Хобби-реакция (увлечение коллекционированием, спортом, рисованием, различными видами самодеятельности и т.д.).

 Основными психическими новообразованиями в среднем школьном возрасте являются переход к формально-логическим мыслительным операциям, избирательный и целенаправленный характер восприятия, способность к логической памяти, теоретическое дискурсивное мышление.

— Курсовые работы на заказ

Развитие ребенка среднего школьного возраста

Источник

Читайте также:  Стратегия воспитания и развития ребенка