Влияние музыки на физическое развитие ребенка

Влияние музыки на физическое развитие ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Дружные ребята» г.Бахчисарай.

«Влияние музыки на физическое развитие детей»

Музыка успокаивает, музыка лечит,

музыка поднимает настроение…

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Музыка положительно влияет на ребёнка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребёнка.

Музыка помогает физическому развитию ребёнка Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. 

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия.

У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.

Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков.

Проведенные эксперименты показывают, что, например, плод реагирует на звучание Пятой симфонии Бетховена – ребенок начинает двигаться, ритм его сердцебиения ускоряется.

Слушание отрывка из 5-ой симфонии Л.В.Бетховена.

На мелодичную, плавную музыку младенец реагирует иначе – сердце бьется в более медленном ритме. Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира – пока что единственный способ получить какую-то информацию об этом мире.

Музыка положительно влияет на ребёнка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребёнка. Помогает физическому и умственному развитию. Поэтому важно, чтобы матери пели своим детям, особенно мелодичные песни.
Второй год жизни. Ребёнок различает высокий и низкие звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть. Пятый год жизни.Характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах.

Читайте также:  Ребенок первого месяца жизни игры и развитие

Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека – и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Ритмопластика – развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Музыкальный руководитель- Герус Ирина Владимировна.

Источник



«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», — писала Александра Владимировна Кенеман.

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Им было установлено, что при спокойной музыке замедляется пульс. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.

«Для активизации малоподвижных детей, — считает Н. Аксенова, — музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».

У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце занятия, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.

А теперь, давайте конкретно рассмотрим, где на занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.

Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например, вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног — стремительного, задорного галопа или польки.

Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.

В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При разучивании — на 1-ом занятии, музыка не используется, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. (Дети, посмотрите… И.П.- о.с. Руки вверх, вперед…) Далее углубленное разучивание — 2–3 занятие под счет, и уже, кода идет совершенствование и закрепление комплекса, можно использовать музыку, чтобы придать ему большую выразительность. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, ножницы, подъём туловища из положения лежа, отжимание и т. д.), не следует проводить под музыку.

Читайте также:  Когнитивные теории развития теория когнитивного развития ребенка дж брунера

Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.

Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.

Действия детей при выполнении ОВД разнотипны: одни выполняют задание, другие наблюдают, готовятся к выполнению этого задания или выполняют другое. Естественно, что музыка при этом может только мешать. А вот когда, дети звеном, переходят от одного вида движений к другому, и перемещаются по залу, то музыка помогает их организовать и в быстром темпе сделать передвижение.

Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в игре «Караси и щуки», когда «караси» выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, имитируя движения рыб), музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «Щуки». Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы), когда начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. При таком беге, музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждать детей постоянно двигаться и быстро уставать, а ведь чем хорош бег с увертыванием, можно где-то постоять и передохнуть.

А на протяжении всей игры «День-ночь», можно использовать музыку, так как она меняет свой характер.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Хорошо, когда вам аккомпанирует опытный музыкальный руководитель, и он по ходу занятия играет нужную мелодию, но бывает, что его нет или он просто отсутствует, на такие случаи рекомендуется использование фонограмм, подобранные в зависимости от видов физических упражнений, а так же, в зависимости от возраста.

В младших и средних группах музыкальное сопровождение дается в более медленном темпе, чем в старших и подготовительных группах, мелодии не так часто сменяют одна другую и музыкальные произведения подбираются ярко контрастного характера.

Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии и утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания. Например, услышав после марша музыку польки, дети переходят на шаг польки; на мелодию песни «Пойду ль, выйду ль я» они выполняют «гусиный шаг» и т. д.

Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников. Если по каким-либо причинам физкультурные занятия или утренняя гимнастика проходят без музыкального сопровождения, это встречается детьми возгласами разочарования и многочисленными «почему?».

Музыка — средство активизации умственных способностей

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.

В музыкально-двигательной деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения изученных элементов танцев, двигаясь под музыку. При творческих заданиях дети активно мыслят, фантазируют, творят.

Развитие двигательного творчества:

Имитация: придумать движение, имитирующее движения животных, птиц, войти в образ того или иного героя (Незнайка), в образ растущего цветка, тающего снеговика.

Двигательные загадки: Придумать двигательную загадку, отгадать загадку.

Игровые задания: послушай музыку, придумай и выполни упражнение под эту музыку, придумать варианты движений с мячом из разных и. п. (школа мяча), придумать вариант знакомого упражнения (двигательный опыт детей), придумать новое упражнение и назвать его.

Проблемные ситуации: придумать свой способ движения, способ движения группы детей.

Создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и двигательные действия совершаются в необычных ситуациях, все это будет способствовать активизации их мышления, поиску нестандартных форм поведения, встречи с красивым и увлекательным миром.

Вывод: Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Читайте также:  Портал развитие речи ребенка

Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности

Интересующая особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником физического воспитания.

В детском саду закладываются основы всестороннего развития ребенка. Программы воспитания в детском саду предусматривают физическое развитие детей.

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободное от занятий время.

Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи музыкального и физического воспитания детей.

Слушание: музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Наш детский сад работает по двум направлениям: оздоровление и физическое развитие, познавательно-речевая деятельность. Решение основных задач по этим направлениям может осуществляться только во взаимодействии педагогов и специалистов детского сада: воспитателей, инструктора по физической культуре, логопедов, музыкальных руководителей, психолога.

В основе развития двигательной активности детей лежит ритм. Нам давно известно о такой системе ритмического воспитания как логопедическая ритмика, которая включает средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

А что же известно нам о таком виде двигательной активности детей, как эвритмическая гимнастика?

Эвритмическая гимнастика — это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов, элементов аэробики, художественной и спортивной гимнастики, акробатики, а также ритмической импровизации. Музыка на занятиях стимулирует фантазию и создаёт настроение, придаёт танцевальным движениям темп, силу и динамику.

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике: формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации; развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; коррекция координации движений рук и ног; улучшение психического состояния; расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом; формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей. Разнообразие видов упражнений, форм их реализации, индивидуальный подбор упражнений, применение музыкального сопровождения способствуют формированию положительных эмоций, чувства ритма, развитию слуха, что делает не только эвритмическую гимнастику, а также и другие формы физического воспитания поистине бесценным средством оздоровления и здоровьесбережения дошкольников.

Вывод: Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Литература:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду».
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении».
  3. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества».
  4. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение».
  5. Журнал «Справочник музыкального руководителя».
  6. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».
  7. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное сопровождение, музыка, ребенок, физическое воспитание, детский сад, упражнение, утренняя гимнастика, физическая культура, движение, занятие.

Источник