Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка thumbnail

Развитие мелкой моторики

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма

.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности

.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Источник

Влияние мелкой моторики на развитие рук ребенка

Рукам посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-к отгадайте, что это за десять братьев на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Читайте также:  Развитие быстроты реакции ребенка

Развивая мелкую моторику пальцев мы воздействуем на внутренние органы человека:

  • Большой палец отвечает за голову
  • Указательный — за желудок
  • Средний — за печень
  • Безымянный — за почки
  • Мизинец — за сердце

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму.

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов.» — писал Дж. Бруно.

Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействеие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Анализ исследований силы кисти правой руки показывает отрицательные результаты. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.

Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.  Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем.

Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии мелкой моторики сужается диапазон функциональных возможностей сердечно — сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма доказало, что дети выполняют задания на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма.

Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы — развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассника развит хорошо. Вот только руки не развиты. Пишут медленно, неуверенно».

Родители тоже приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов между буквами не соблюдает».

Развитый мозг и не развитая рука — вполне закономерное явление при современном образе жизни. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети все больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроенны максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда, обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
И так, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Источник

«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!

Читайте также:  Значение игры для развития ребенка дошкольного возраста кратко

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.

Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.

Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!

В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.

Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.

Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…

Источник

Светлана Сипкова
Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой,пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Читайте также:  Роль сказки в социально личностном развитии ребенка

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так, пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторикии координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

— во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной,необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка,можно предложить детям следующие задания:

— Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет.

— Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

— Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

— Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

— Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

— Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

— Игры в “сухом бассейне”,наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

* нахождение заданных предметов,

* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

— Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

В данном докладе я попробовала дать небольшой обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрела понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека. Также мною предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

Источник