Влияние материнской депривации на развитие ребенка

Влияние материнской депривации на развитие ребенка thumbnail

Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.

Материнская депривация вызывает у ребёнка разного рода отклонения в психическом развитии. Отклонения могут проявляться по-разному в разном возрасте, но все они могут иметь одинаково тяжелые последствия для формирования личности ребёнка. Нормальное развитие может происходить только в случае, если ребёнок обеспечен контактом с матерью в достаточном объеме. Чем раньше ребёнок был оторван от матери и чем дольше длится этот период, тем сильнее будут последствия депривационных расстройств.

Эрик Эриксон ввел термин «базисное недоверие к миру» у детей, лишенных внимания матери.

Депривация в раннем возрасте приводит к характерным нарушениям развития младенца: отставание в речевом развитии, в развитии мелкой моторики и мимики. В дальнейшем начинают проявляться эмоциональные нарушения, склонность к тревоге и страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность по отношению к людям. Также появляются признаки поведенческих отклонений, ребёнок не ощущает дистанцию при общении или, наоборот, имеет затруднения при контакте. Депривация приводит к эмоциональной холодности, агрессивности, но в то же время уязвимости. Однако, по словам Эриксона дети лишенные в младенчестве материнской любви и внимания могут стать нормальными людьми в том случае, если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития.[1]

Недостаток отношений с матерью в раннем возрасте все же не всегда имеет серьезные последствия для последующего развития и психического здоровья. Множество других факторов могут повлиять на формирование ребёнка, такие как врожденные особенности нервной системы, то есть степень переносимости различных воздействий, травматизации, наличие других компенсирующих воздействий в виде объектов привязанности. Это говорит о том, что при создании необходимых условий можно компенсировать депривационные нарушения в более позднем возрасте.

Среди детей-сирот депривационная симптоматика обычно включает в себя сразу почти весь спектр отклонений: от легких психических особенностей до всевозможных серьезных нарушений развития личности и интеллекта.

4 уровня нарушения развития в депривационных условиях[править | править код]

Сенсорный (уровень ощущений)[править | править код]

Сенсорные отклонения у ребенка могут начать развиваться еще в утробе матери, в том случае, если она отрицательно настроена к своей беременности и не отказывается от вредных привычек, в особенности таких как курение и употребление алкоголя. В тех случаях, когда от ребенка отказываются и помещают в детский дом или негативно принимают после родов серьёзно снижается количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребёнка состояние постоянного психологического дискомфорта, сбивает ритм сна и бодрствования, провоцирует чрезмерное беспокойство и неуправляемое поведение. Следствием этого может стать состояние, в котором ребёнок начинает монотонно раскачиваться и завывать, для того, чтобы успокоить себя. Дети плохо ощущают границы своего Я, неразборчивы в своих контактах, либо наоборот их вовсе избегают. В первом случае ребёнок пристает ко всем без разбора, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором же наоборот — всячески отказывается от контакта с окружающими. Отсутствует чувство личного пространства как своего, так и чужого, чувство чужой собственности. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности, склонности к постоянным психическим переживаниям, страха перед окружающим миром и обиды на него[2].

Когнитивный (уровень формирования моделей внешнего мира)[править | править код]

Ребёнок, воспитываемый в детском доме или в атмосфере пренебрежения его нуждами, менее активен, меньше ползает, соответственно менее активно познает мир, чем дети из благополучных семей. Он меньше совершает проб и ошибок, меньше стимулируется внешними воздействиями, что вызывает задержку интеллектуального развития. Ребёнок начинает поздно говорить, неверно строит фразы и воспроизводит звуки. Самое же главное, что дети начинают строить катастрофические модели мира, где их ожидают сплошные неприятности, которые невозможно предотвратить. Мир остается непознанным и непонятным, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать проходящее извне[2].

Эмоциональный (уровень установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо)[править | править код]

На эмоциональном уровне ребёнок испытывает расстройства привязанности. Ребёнок, переживший раннее расставание с матерью, независимо от того, помнит он об этом или нет, начинает испытывать трудности с налаживанием близких эмоциональных контактов с другими. Он боится доверять, боли от расставания, закрывается от мира агрессивными переживаниями, которые склонен проецировать на других. В восприятии такого ребёнка окружающие люди настроены к нему агрессивно, нередко плохо понимает мимику и воспринимает ее как враждебную. Появляется склонность ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидных вещах, винить себя во всех проблемах, считать, что именно его отрицательные качества привели к тому, что случилось или почему его бросили родители. В результате могут проявляться элементы мазохизма, он может обижать других и провоцировать ответную агрессию на себя[2].

Социальный (уровень отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями)[править | править код]

Этот уровень является вершиной всей пирамиды развития ребёнка. Дети из благополучных полноценных семей признает свою принадлежность своей семье и роду. По модели поведения родителей у них формируются одобряемые обществом социальные роли. Например, роль послушного ребёнка, прилежного ученика, успешного человека и тому подобные. Ребёнок воспитываемый в депривационных условиях, особенно в детских домах, с трудом идентифицирует себя в обществе. У него отсутствуют примеры положительных моделей поведения в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе.[3]

Читайте также:  Центр сопровождения развития ребенка приморского района

Воспитанники детских домов нередко берут на себя роли, которые не позволяют успешно социализироваться: «негативный лидер», «агрессор», «провокатор» и так далее. Многие продолжают жить по такой модели и после выпуска из сиротского учреждения. Статистика выходцев из детских домов потрясает. Лишь десять процентов из них находят своё место в обществе. Сорок процентов становятся преступниками, столько же — наркоманами и алкоголиками, остальные десять процентов заканчивают жизнь самоубийством.[4]
Качественно иную форму имеет развитие всех аспектов Я: представления о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки. Самооценка — важнейший аспект любой личности, её центр, регулятор деятельности и общения. Очень низкая самооценка, свойственная людям выросшим в депривационных условиях, приводит к отклонениям и невротическим расстройствам.[5]

Эксперимент Гарри Харлоу с обезьянами[править | править код]

Исследования Харлоу на детёнышах обезьян, доказали что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако, в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Также они не могли устанавливать связь с самцами: они вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал «раму для изнасилования». 20 самок забеременели. Часть матерей убила свое потомство, другая часть оставалась к ним равнодушными и лишь немногие показали адекватное поведение матери.[6]

Документальный фильм Джеймса и Джойс Робертсон «Джон»[править | править код]

Фильм показывает важность для ребёнка объекта, проявляющего любовь и заботу. Вслед за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян, этот фильм рассказывает историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать за тем, как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно обезьянам в эксперименте Харлоу, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, полуторагодовалый Джон в течение 9 дней не отпускал своё одеяло, как единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.[7]

Альтернативные мнения[править | править код]

Ф.Д.Бреслин утверждает, что стимуляция важна для нормального развития ребенка. Одно из решений проблемы депривации, к которому прибегают почти во всем мире, — это разделить уход за ребенком между несколькими лицами. В семье не следует недооценивать роль отца, часто именно он может стать главной фигурой. Исследования последнего времени показывают, что даже самые неблагоприятные воздействия на ребёнка по мере его взросления сгладятся.[8]

Карен Хорни, одна из представительниц Американской интерперсональная психоаналитической школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценивать как депривационные. Главным образом они связаны с нарушением взаимодействий в семье. Хорни определяла внутренний конфликт как следствие ранних переживаний ребенка. Если дома восстанавливается благоприятная среда, появляется доверие, любовь, уважение, то внутренний конфликт ребёнка можно считать разрешимым.[9]

Анна Фрейд, Рене Шпиц, Джон Боулби сформулировали положения теории привязанности согласно которым взаимодействие с биологической матерью — врожденная потребность.[10]

В условиях полной материнской депривации уже на первом году жизни у детей наблюдается возникновение общения со сверстниками. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между детьми складываются не как дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети неспособны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны. Критерием благополучия ребёнка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения он испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к отчуждению и агрессии.[11]

См. также[править | править код]

  • Женское здоровье
  • Материнское здоровье

Примечания[править | править код]

Источник

Фото: https://pixabay.com/ru/

Рождение малыша — ответственный шаг в жизни каждого человека и для семьи. Но почему-то в некоторых семьях мамы отказываются от детей еще в роддоме. Что происходит с ребенком, и как развиваются дети, если мамы нет рядом — тема данной статьи.

После рождения ребенка, мама и малыш — еще одно целое. В процессе ухода за малышом, мама на подсознательном уровне улавливает сигналы, которые подает ребенок, и интуитивно на них отвечает. Происходит правильное реагирование мамы на малыша, и малыша на маму.

Уход мамой за малышом обеспечивает крохе нормальное развитие эмоционального фона и психики ребенка.

Для первого года жизни малыша необходим эмоциональный контакт с мамой и формирование привязанности ребенка к маме.

Привязанность формируется только тогда, когда за ребенком ухаживает один человек.

Без привязанности человек не сможет быть счастливым, не сможет никого любить, даже себя.

Именно поэтому в первый год мама должна быть с ребенком.

Читайте также:  Центр развития ребенка налогообложение

Первые 5 месяцев — привязанность формируется, ребенок пока не привязан к маме, он может с удовольствием пойти на руки и к другим членам семьи. После 5 месяцев — привязанность сформирована. Поэтому, нежелательно оставлять ребенка без мамы надолго, если маме нужно ухать — правильнее брать кроху с собой.

Длительное отсутствие мамы называется материнской депривацией.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворения в достаточной мере некоторых основных психических потребностей в течение длительного времени.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характерный безэмоциональностью психических реакций.

При длительном отсутствии матери у ребенка развивается депривационный синдром.

Депривационный синдром: тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства.

Учение выяснили, если семья и ребенок живут в условиях с нарушением гигиены, но мать берет малыша на руки, обнимает, разговаривает, играет с ним, соматических расстройств у ребенка не возникает.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи с рождения

От некоторых детей матери отказываются сразу после рождения — оставляют в роддоме. К сожалению, без нормального ухода в первый год жизни ребенка, без материнской любви, дети не имеют возможности правильного развития.

У таких детей наблюдается, не просто отставание в психическом развитии, а качественно иной характер развития.

У детей, не имеющих материнского ухода в первый год жизни, наблюдается бедный эмоциональный фон, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Такие дети, практически не способны к сопереживанию. При беседе не могут высказывать своих оценок, испытывают трудности в общении со взрослыми. Присутствует повышенная агрессивность, вследствие чего, неспособность продуктивно решать конфликты.

Формируются «защитные образования»:

  • вместо творческого мышления — классификационное;
  • вместо произвольности поведения — ориентация на внешний контроль;
  • вместо умения самому справляться с ситуацией — аффективное реагирование, обидчивость, перекладывание ответственности на другого.

В условиях материнской депривации нормальное развитие личности затруднено. Нарушается эмоциональный фон, восприятие окружающего мира. В случае длительной депривации, как правило, у детей появляется девиантное поведение.

Рекомендуем к прочтению:

Материнская депривация: как развивается ребенок в первый год без мамы с няней (Часть 2)

Источник

Автор Ирина Кирьянова На чтение 7 мин. Опубликовано 24.12.2017

По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии. Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания. Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.

материнская депривация этоПри депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме

Как проявляется материнская депривация

Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети. К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.

Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.

Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями. Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.

По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.

Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.

депривация у детей-сиротЕсли ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы

Даже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.

Читайте также:  На уровне развития ребенок самостоятельно действует

Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.

Проявление материнской депривации

Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.

Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.

материнская депривация и ее последствияДепривация – психическое состояние, возникшее в результате неудовлетворения основных психических потребностей

Возможные последствия

Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.

Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.

Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:

  1. Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
  2. Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
  3. Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
  4. Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
  5. Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
  6. Нарушения в развитии когнитивных навыков.
  7. Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.

Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.

материнская депривация Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации»

Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.

По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.

Заключение

Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно. Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать. Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.

Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.

Источник