Влияние личности педагога на развитие ребенка
Екатерина Сергеевна Дубикова
Влияние личности педагога в дошкольном возрасте
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дубикова Екатерина Сергеевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»
dubikova84@mail.ru
Период дошкольного детства – важный период в развитии ребенка. В настоящее время проблема дошкольного воспитания и развития все больше привлекает к себе внимание. На первый план выходит интерес к личностному развитию ребенка, особенностям его социализации, сохранению и формированию психических и физических качеств ребенка.
Все это говорит о необходимости обратить внимание на деятельность дошкольных образовательных организаций с точки зрения развития у детей общечеловеческих ценностей, а также коммуникативных умений и навыков в процессе контактирования с другими людьми.
Главная роль в процессе развития ребенка играет личность педагога. От того, как ведет себя воспитатель, от его личностных качеств, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном детстве.
В настоящее время помимо государственных (бюджетных) организаций существуют и другие варианты детских садов. Поэтому привычные муниципальные учреждения дошкольного образования тоже становятся на путь изменения. Современные условия требуют от дошкольной организации в целом и от педагога в частности пересматривать весть образовательно-воспитательный процесс, ориентируя его на гуманистическую направленность.
Большинство воспитанников дошкольных образовательных учреждений находится длительное время в течение дня в группе детского сада, а значит, под наблюдением и в непосредственном контакте с педагогом (воспитателем). Воспитательно-образовательная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения с детьми. Его эффективность напрямую влияет на результаты деятельности педагога.
Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
Конечно, на формирование личности ребенка влияет не только общение с воспитателем. Несомненно, важную роль в формировании играет общение с семьей и со сверстниками. Но все же общение с педагогом в дошкольной организации оказывает несомненное влияние.
Взаимодействие с педагогом, родителями, сверстниками создает чувство эмоционального благополучия в новом для ребенка мире. У ребенка существует потребность в эмоциональной поддержке, он стремиться к взаимопониманию и сопереживанию, все это определяет необходимость личностного общения.
В силу того, что ребенок в детском саду находится в группе ровесников, а группа эта управляется воспитателем, последний становится практически наравне с родителями наиболее референтным лицом. В силу возраста ребенок еще не может без общения со взрослыми устанавливать контакты, поэтому взаимодействие с педагогом помогает ему познавать себя и других и оказывает непосредственное влияние на особенности развития ребенка, а также на особенности его общения со сверстниками.
Влияние педагога на развитие личности ребенка несомненно. Поэтому так важна гуманизация деятельности воспитателя. Именно отношение к ребенку как полноценной индивидуальности способствует улучшению эмоционально-психологического состояние воспитанника детского сада.
В дошкольном детстве закладываются основы нравственного поведения, а так как ребенок познает мир, копируя поведение взрослых, то от поведения воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка. Именно своим примером педагог демонстрирует воспитанникам примеры социального поведения.
В возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.
При этом несомненно важным мы считаем сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.
Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе.
Все это говорит о влияние личности педагога на развитие воспитанников детского сада. Если педагог формально подходит к своей деятельности, не включается эмоционально в процесс взаимодействия и общения с детьми, то дети получают негативный опыт коммуникативных процессов, сами часто боятся вступать в новый контакт. Под влиянием такого педагога дети не смогут получить нужные навыки общения.
В группах же, где педагог открыто идет на контакт с детьми, доброжелателен в общении, дети и сами стремятся к общению со сверстниками, к установлению контактов и вне дошкольной организации в том числе.
Личность педагога безусловно влияет на успешное всестороннее и гармоничное развитие дошкольников. Именно воспитатель является созидателем личности, доверенным лицом общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное — детей.
Именно педагог, воспитатель, как никто другой, оказывают влияние на становление личности ребенка. Именно характер воспитателя, его убеждения и мировоззрение, его личностные качества оказывают воздействие на развитие ребенка дошкольного возраста. Ведь вместе с передачей детям знаний, умений и навыков воспитатель формирует у них зародыши мировоззрения, отношение к окружающему миру, воспитывает высоконравственные качества личности, чувство долга и ответственности, эстетические вкусы и поведение в соответствии с требованиями современности.
Оптимизировать педагогический процесс в дошкольном учреждении с целью обеспечения готовности детей к школе невозможно без постоянного роста мастерства воспитателей, повышения ответственности, четкости в работе всех, кто причастен к воспитанию детей.
Ребенка дошкольного возраста воспитывать нелегко, ведь работа с детьми этого возраста требует от педагога сочетание материнской любви к своим воспитанникам, постоянной заботы об их здоровье, самочувствии с четкой организацией учебно-воспитательного процесса. Воспитатель должен обеспечить общее психическое развитие ребенка наряду с физическим и духовным. Именно поэтому, такие высокие требования предъявляются к личности воспитателя, его идейной и профессиональной подготовке. Жизнь доказывает, что формировать всесторонне и гармонично развитую личность необходимо с самого раннего возраста, и делать это должны высокообразованные, эрудированные, преданные педагогическому делу люди.
Своим собственным поведением, культурой проявления чувств воспитатель формирует личность ребенка. Дошкольники во всем пытаются подражать своему наставнику, он для них является представителем и образцом рода человеческого. Силой воспитательного воздействия на детей является сочетание внешней и внутренней культуры педагога.
Решающее значение в воспитании детей имеют личностные качества воспитателя — его скромность, честность, справедливость, умение понимать ребенка, делить с ним радость и печаль. Сочетание этих качеств, а также педагогическое мастерство является движущей силой воздействия педагога на детей. Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез личностных качеств воспитателя, его знаний, умений и навыков.
В любой деятельности есть обычные работники и настоящие мастера своего дела. Мастер достигает высокого профессионального уровня и совершенства. Он не останавливается на достигнутом, творчески работает над собой, стремится воплотить в практику новое, оригинальное. Чтобы стать специалистом — мастером, недостаточно одних знаний, необходимо еще и умение творчески применять эти знания.
Таким образом, группа детского сада – это первый организованный коллектив, в который попадает ребенок и под влиянием которого происходит развитие личности. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Влияние личности педагога на развитие личности
ребенка дошкольника.
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!
Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых)обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.» Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.
Роль педагога в развитии ребенка — это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.
Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.
Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формысозидательного типа личности, у других- разрушительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.
Источник
Елисеева-Брованюк Д.С.
Влияние личности учителя на личность ребенка
Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей естественными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целеустремленному воспитанию.
Личность — социальная сущность человека, которая проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, взглядах, интересах, стремлениях, чувствах, сознании, поведении и деятельности. [2:169]
Личность человека формируется под действием многих факторов, объективных и субъективных, естественных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное создание, которое отображает внешние действия. Она выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
[ 1: 39-40 ]
Прогрессивные педагоги и общественные деятели всегда подчеркивали роль личности учителя в учебе и воспитании детей.
А.И. Герцен говорил, что на детей влияют не только знания учителя, но и его личность. Это мнение поддерживал и выдающийся педагог К.Д. Ушинский, который считал, что в воспитании все должно строиться на личности воспитателя. На самом деле, жизнь показывает, что нет такой другой области деятельности человека, кроме педагогической, где бы на результат работы так влияли личностные качества самого рабочего, его мировоззрение, его умение влиять на коллектив и вести его за собой. Личность учителя очень сильно влияет на развитие ума, чувств ребенка, на его жизнь. Влияние личности учителя отражается на жизни его учеников даже после окончания школы.
Причины большого морального влияния личности учителя на личность учеников лежат в самой природе человека и взаимоотношений, которые складываются в процессе педагогической деятельности.
Работа учителя направлена на руководство учебной деятельностью, на организацию усвоения детьми системы знаний, на формирование стойких убеждений.
В зависимости от содержания учебной деятельности и взаимоотношений между учениками изменяется их восприятие, и познавательная активность. При хороших взаимоотношениях между учителем и учениками информация, которую предоставляет учитель приобретает личностный вес для ученика.
Какими должны быть отношения между учителем и учениками во время учебы, чтобы они помогали ученикам в их учебной деятельности, а учителю — в воспитании учеников? Корректными отношениями между учителем и учениками можно считать только те, в основе которых лежит оптимистичный взгляд на ребенка и гуманное отношение к ней. Только в этом случае возможно взаимоуважение между учителем и учениками и гармоничные отношения между ними.
Во время общения учителя и учеников его отношение к детям обязательно отражается на отношении детей к учителю. Взаимопонимание между учителем и учениками очень сильно влияет на эффект педагогической деятельности. [3: 270-272]
На протяжении школьных лет учитель всегда находится рядом с учеником. Авторитетный учитель может стать авторитетом для учеников. Ученики склонны к подражанию. Так, в начальных классах они перенимают в первую очередь внешнее выражение личности учителя: стиль поведения, разговора, одежды. Для учащихся средних и особенно старших классов наиболее важным является внутренний мир учителя: его эрудиция, глубокие знания не только по одному предмету но и по всем отраслям знаний. Например учитель должен уметь с легкостью оценить книгу, фильм или музыкальное произведение. Это вызывает положительное отношение учащихся к своему учителю, стимулирует интерес к приобретению определенных знаний и вообще к учебе. Особенно внимательно ученики следят за морально — нравственным поведением учителя, за тем, насколько она соотносится с теми нормами, которые пропагандируются учителем. От их глаз не скроется то, как учитель ведет себя в педагогическом коллективе, среди учеников, жителей населенного пункта, с уважением ли относится он к своим коллегам, дружелюбный ли он, насколько он справедлив в своих требованиях к ученикам, сдержанный или вспыльчивый, грубый или вежливый, насколько сильно у него развито чувство обязанности и ответственности. Фиксируя положительное в учителе, дети подражают ему, формируют в себе подобные качества сначала относительно учебной и трудовой деятельности. а потом как устойчивые черты характера личности. Таким образом, авторитет учителя может перейти из внешнего стимула в устойчивый положительный мотив учения и нравственного поведения школьников.
Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Другие взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный процесс. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. От общества требуется создание таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми, а это может сделать далеко не каждый человек
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем и воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. И среди главных, и среди второстепенных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально — экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. Главной и постоянным требованием, которое предъявляется к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которые он учит детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения. Без каждого из этих факторов невозможно воспитать высокоразвитую личность у ребенка. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, которые являются обязательными к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, благодаря которым профессионально подготовленный учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность, которая непосредственно влияет на формирование личности ребенка.
Литература:
1.Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К.: «Академвидав», 2005.- 560 с.(Альма-матер)
2. Слєпухов М.І. Наукові основи педагогічної теорії і практики. Навчальний посібник. – Донецьк: ТОВ «Лебідь», 2002. – 180 с.
3.Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред.. проф. А.В. Петровського. М., «Просвещение», 1973.
Источник