Влияние лепки на развитие речи ребенка

Влияние лепки на развитие речи ребенка thumbnail

Лепка из глины ребенком

Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.

Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.

Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка из глины будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.

Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.

Глина помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:

  • Маневренность и силу пальцев;
  • Координацию движения рук;
  • Развитие речи;
  • Моторику рук.

Ребенок лепит из глины

При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части скульптуры, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите малыша, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе школьника.

После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.

Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда малыш изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.

Источник

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. А на другие вы найдете ответы в этой консультации.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластических образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

Лепка – самый осязательный вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Лепка из пластилина — занятие не только очень приятное, но и полезное для крохи от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, стабилизируется нервная система.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

* Повышают сенсорную чувствительность.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, оображение, пространственное мышление, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, цвета, веса. Это способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Читайте также:  Карта развития ребенка для доу

* Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

* Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Первое знакомство и экспериментирование с пластилином

Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин. Нечего не показывайте и не навязывайте, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством. Оказывается, это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение пальцев, на нём остаются следы прикосновений. Оказывается пластилин можно оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий.

Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко разматывается на бумаге или на дощечке. В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

C чего начать занятия по лепке из пластилина?

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребёнком, приём не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребёнком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что малыш только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приёмами лепки.

Как и что лепить из пластилина с малышом

Выбор цвета: Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу

выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребёнка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка – ваши предпочтения могут сильно расходиться.

Разминка: Разомните пластилин руками: ребёнок пусть разминает свой

брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия: Покажите ребёнку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребёнка.

Кусочки: Ощипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложнённая версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную ёлку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

Отпечатки: Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепёшку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

Облепливание: Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую ёмкость, которую затем можно украсить бусинами или  любым другим материалом – получится отличная ваза.

Пластилин и другие материалы: В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. Раскатайте из пластилина лепёшки и предложите ребёнку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой

Дальнейшие шаги в освоение лепки ребёнок делает самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. Покажите малышу, как можно скатать шарик. Фантазия ребёнка безгранична. Это и яблоко, и мяч, и апельсин, и колобок. Пусть теперь малыш сам лепит из пластилина яблоки, сливы, ягоды. Вот и угощение для кукол готово! В следующий раз покажите ему вылепленных неваляшку, снеговика (два шарика). Пусть малыш догадается, как их можно сделать самому. А теперь покажите, как сделать палочку. Спросите у малыша, на что она похожа, что можно сделать из палочек (заборчик, дорожки, лесенки). А если концы палочки соединить? Это уже угощение для друзей: баранки, сушки, бублики. А если на палочку нанизывать кольца, то получится пирамидка. Покажите погремушку. Пусть малыш слепит такую же сам (палочка и шарик). Лепите для малыша всей семьёй. Потом можно будет вылепить диких животных: медведя, лису, зайца и показать всей семьёй сказку. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое тёплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Если с ребёнком рядом деликатный взрослый, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Читайте также:  Влияние витаминов на развитие ребенка

Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить вылепить. Такие задания закрепляют у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить «Колбаска» или валик – первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1-1,5 года. В дальнейшем он совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так. А потому, что это: карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 — 3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму:

* Раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями вперёд — назад;

* Раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

* Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму цилиндра:

* Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колёсики, обруч)

* Скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);

* Раскатать в конус (морковка, колпачок);

Как создать шарообразную форму и как её изменить

Шар – ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму:

* Раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;

* Раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности;

* Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

С мамой дома не скучаем с тестом дружно мы играем

ЧТО ТАКОЕ ТЕСТО

Цель: Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, подкладные доски, влажная тряпочка.

Прием лепки: Разминание.

Рецепт теста № 1: 300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды.

Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить. На основе первого рецепта получается более мягкое тесто.

Поделки из соленого теста можно подсушить в духовке и использовать в играх.

Рецепт теста № 2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половина пакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

Ход игры: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребёнка одеть фартучек). Покажите детям тесто, приготовленное заранее.

— Посмотри что это? Правильно это тесто. А какое оно?

(потрогайте вместе с малышом тесто) — Мягкое. А что можно испечь из теста?

– Пирожки, бублики.

Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку,

А для милой куколки  испеку я бублики.

Дайте ребёнку кусочек теста среднего размера. Путь он поиграет столько, сколько захочет. Если малыш не знает, как играть помогите ему: покажите, как можно отрывать кусочки, разминать их пальчиками, ладошками. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

ПОКОРМИМ ПТИЦ

Цель игры: Продолжать знакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, поднос или подкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечных птиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.

Прием лепки: «Отщипывание».

Ход игры: Начните игру с показа игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают. Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включить песенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста — это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки — это «крошки». Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их на «картонную тарелочку», чтобы получилось много «крошек».

Читайте также:  Таблица развития ребенка 1 года жизни

Курочка-наседка отправилась гулять —

Вкусных спелых зёрен в травке поискать.

— Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.

Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результат работы ребёнка — покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МОЗАИКА

Цель игры: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки: «Отщипывание».

Ход игры: Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала. Положите на середину стола основу для мозаики — лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина). — Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина. Предложите ребёнку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для неё.

Обучение приемам размазывания и надавливания

  1. Скатывание – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
  2. Надавливание – нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
  3. Размазывание – надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребёнок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребёнка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребёнка. В результате из шарика получается круглая лепёшка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребёнка, кладёт его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребёнка в нужном направлении. Основные направления размазывания — сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1-3 шарика.

Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребёнка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребёнку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. По мере усвоения ребёнком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребёнок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно.

Подготовка к работе: На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала малышу предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем — шарики разных цветов, далее — маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков. На чём размазывать. В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани.

Хранение работ. У пластилина есть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы.

Источник