Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка презентация
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности
Чигиринова Е.В. – старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования
Слайд 2
Описание слайда:
Что такое «детское творчество»?
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого.
Основной показатель творчества — новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, механического прибора.
Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.
Слайд 3
Описание слайда:
Детское конструирование
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование — создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Слайд 4
Описание слайда:
Типы конструирования:
Техническое
Художественное
Слайд 5
Описание слайда:
Особенности детского конструирования
1. Тесная связь с игрой.
2. В конструировании выделяется 2 взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение.
3. Эмоциональная окрашенность детской деятельности 3. Недостатки детского свободного конструирования (без специального обучения):
— нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
— неустойчивость замысла (начинают создавать один объект, а получают совсем другой и довольствуются этим);
— поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);
— нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
— неумение предварительно анализировать задачу.
Слайд 6
Описание слайда:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ
по образцу — дети узнают свойства деталей, овладевают техникой, обобщенным способом анализа – определять основные части, их пространственное расположение, отдельные детали ;
по модели — в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто; освоение различных конструкций одного и того же объекта, выраженного в модели;
по условиям — не давая образца и способов изготовления постройки, определяют лишь условия, которым должна соответствовать постройка, и которые подчеркивают ее практическое назначение;
по чертежам и схемам — применение внешних моделей (чертежей) в качестве средства самостоятельного познания новых объектов;
по замыслу — дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы;
по теме — предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), замыслы конкретных построек, поделок они создают сами, выбирают материал и способы их выполнения;
каркасное конструирование — составление разных каркасов (основы будущих конструкций), достраивание до целостных объектов.
Слайд 7
Описание слайда:
Формирование творческого конструирования строится на основе 3-х взаимосвязанных составляющих:
развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
развитие образного мышления и воображения;
формирование обобщенных способов деятельности.
Слайд 8
Описание слайда:
Приемы обучения конструированию
Показ приемов изготовления всей конструкции
Объяснение задачи
Показ воспитателем образца, картинки или чертежа
Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции
Слайд 9
Описание слайда:
Значение конструирования в формировании личности ребенка
Развитие технических способностей
Развитие наблюдательности
Развитие внимания
Развитие пространственного воображения
Развитие гибкости мышления
Развитие эмоционально-волевых качеств личности
Способствует развитию речи
Способствует формированию: обобщенных представлений о предмете; самоконтроля
Формирует способность слушать и слышать
Слайд 10
Описание слайда:
Виды конструирования
Конструирование из строительного материала
Конструирование из деталей конструкторов
конструирование из бумаги
конструирование из природного материала
Слайд 11
Описание слайда:
Общие закономерности творческого овладения детьми конструктивной деятельностью
1.Основу развития самостоятельного творческого конструирования составляют:
а) формирование обобщенных способов конструирования;
б) развитие воображения;
в) ориентировка детей в конструктивном материале;
г) обогащение детского опыта.
2. Соблюдение последовательности (этапности) обучения.
3. Применение целостного дидактического комплекса:
— использование форм обучения (к-е по образцу – каркасное – по условиям – теме – сюжету – замыслу);
— применение методов обучения (анализ и сравнительный анализ образцов – показ способов к-я – организация детского экспериментирования – постановка проблемных задач).
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
Слайд 1
Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности выполнила ст. воспитатель МБДОУ №230 Кужеватова С.В. 2015г.
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, КОНСТРУИРОВАНИЮ УДЕЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ И ВРЕМЕНИ. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЕТ ЗНАЧИМОЕ МЕСТО В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. ТАК КАК, РАЗНООБРАЗНОЕ КОНСТРУКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ НЕ ТОЛЬКО ПОЗНАВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, НО И ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ. Актуальность
Слайд 3
ПЛАН РАБОТЫ 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах конструктивной деятельности дошкольников. 2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями. 3. Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).
Слайд 4
понятия творчество Детское творчество Детское конструирование конструирование конструкторы
Слайд 5
Анализ проблемы и обсуждение ожидаемого результата
Слайд 6
КОНСТРУКТИВНАЯ деятельность способствует: — Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания; -развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности; -способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений; -деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников; -играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе; -деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств
Слайд 7
ВЫСКАЗЫВАНИЯ Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio — построение Конструирование — вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность. А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Слайд 8
Цель конструктивной деятельности Развитие конструкторских и художественных способностей детей Сафонова О.А. – «развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней «
Слайд 9
Задачи конструктивной деятельности 1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. 3. Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач. 4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
Слайд 10
ФГОС ДО к конструктивной деятельности Образовательные области Задачи в соответствии с ФГОС, Речевое развитие Владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие диалогической и монологической речи; Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве, движении и покое, причинах и следствиях. Физическое развитие Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук. Социально-коммуника-тивное Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к результатам труда сверстников; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности. Художнственно-эстетическое Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей
Слайд 11
Этапы становления детского творческого конструирования I этап – этап первичного освоения знаний и умений ( по образцам ) II этап – этап творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях ( по условиям ) III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений ( по замыслу )
Слайд 12
Виды конструктивного материала в зависимости от материала три вида конструирования: (Косминская В.Б., Халезова Н.Б.): : ; ; конструирование из строительных материалов конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов конструирование из природного материала. Типы конструирования : Техническое – конструирование из разного строительного материала, и художественное – из природного и бросового материала (Л.А. Парамонова)
Слайд 13
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ по образцу по модели по условиям по чертежам и схемам по замыслу по теме каркасное конструирование
Слайд 14
Методы конструктивной деятельности Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный Репродуктивный метод Частично-поисковый (эвристический) метод Исследовательский метод М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер
Слайд 15
приемы в конструктивной деятельности Основными приемами обучения являются следующие: 1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. 2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. 3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. 4 . Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть .
Слайд 16
Содержание по возрастам Средняя группа Подготовительная группа Первая и вторая младшие группы Старшая группа
Слайд 17
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы других ; -ребенок обладает развитым воображением; -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; -ребенок способен к волевым усилиям; -ребенок проявляет любознательность.
Слайд 18
Цели педагога Подведение итогов
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Подготовила : воспитатель Черноиванова Мария Григорьевна Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.
Слайд 2
Высшие психические функции:
Слайд 3
Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Виды восприятия: Зрительное, Слуховое, Обонятельное, Осязательное, Кинестетическое, Вкусовое Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения. Восприятие
Слайд 4
Одним из важных каналов получения информации из окружающего мира является визуальный-т.е. через зрение. Предлагая ребенку новые объекты и «завлекая» его различными видами конструирования, педагог, естественно, развивает зрительное восприятие ребенка. Воспринимая окружающий мир через визуальный канал, ребенок накапливает сведения о видах конструкторов, способах конструирования, готовых постройках и композициях –поделках ручного труда. Важно соблюдать постепенное наращивание сложности материала: -количества деталей, -разнообразия материалов, -сложности, многокомпонентности постройки. Влияние на зрительное восприятие
Слайд 5
Ребенок получает информацию и через аудиальный канал, то есть путем «слушания». Процент соотношения зрительного и слухового восприятия у человека составляет 60 и 40 %, т.е. если ребенок плохо слышит, он недополучит от 40 и до 60 % информации. Влияние на слуховое восприятие
Слайд 6
Сложно представить, что конструктор может чем-то пахнуть. Или он может пахнуть дезинфицирующим раствором. Но шишки, листики, скорлупа орехов или какие-либо природные материалы имеют определенный запах. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе. Влияние на обонятельное восприятие
Слайд 7
Конструкторы бывают очень разнообразны по фактуре, по материалу, из которого изготовлены, по весу и объему. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе, обсуждая какой конструктор (деталь)- гладкий, шершавый, легкий или тяжелый, твердый или мягкий, плоский или объемный. (также идет развитие речи и памяти). Влияние на осязательное восприятие
Слайд 8
Сложно представить, что дети будут пробовать конструктор «на вкус», лизать его языком или кусать. Но можно попробовать в виде эксперимента расщелкнуть семечки подсолнуха, или кедровые орешки, или зернышко крупы и т.д …И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе. Влияние на вкусовое восприятие
Слайд 9
Изучая объект, предлагаемый педагогом – в идим его, слышим речь педагога, трогаем детали, ощущаем запах (если он есть) и т.д. Чем больше анализаторов в процессе восприятия включено, тем более полным и эффективным будет процесс восприятия! Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие восприятия
Слайд 10
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Условия влияния конструктивно-модельной деятельности на развитие внимания Внимание Если объект обладает новизной, Если применить неожиданность раздражителей Используя движущиеся предметы Контрастность фигуры и фона Учитывать внутреннее состояние человека.
Слайд 11
Это процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление
Слайд 12
Собственно, без конструктивно-модельной деятельности развития мышления не произошло бы, как процесса. Анализ- расчленение объекта готовой постройки на части, Синтез- объединение в одно целое- некую композицию, постройку, Сравнение схемы и своей работы Абстрагирование-это отвлечение от символа Обобщение – то, из чего мы составляем композицию, называется одним словом –понятием (конструктор, природный материал, бумага) Конкретизация –(из даров природы берем шишки и палочки) Слайд Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие мышления
Слайд 13
Наглядно-действенное мышление формируется у ребенка первым- «посмотри, как у меня», манипуляция предметами- наглядное предъявление информации; Образное — ребенок мыслит образами, которые существуют в сознании; Абстрактное или отвлеченное- мышление некими символами, абстрактными величинами. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с людьми. Этапы формирования мышления:
Слайд 14
Па́мять — это процесс накопления и хранения информации. Виды памяти: по типу восприятия- … По длительности : Кратковременная Долговременная Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие памяти Через процессы восприятия, внимания, обработки информации в процессе мышления – укладывается в ячейки хранения информации в памяти Для этого в конструировании используются: Мнемотаблицы , схемы, модели, чертежи, алгоритмы Память
Слайд 15
Это свойство психики создавать образы в сознании. Психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, на основе воспринятого ранее материала. Разновидность творческого воображения — фантазия. Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие воображения Воображение Так же как и с мышлением, невозможно представить развитие воображения без конструирования. Чтобы создать что-то новое, нужно иметь что-то в опыте. И чем богаче опыт, тем развитее и богаче воображение.
Слайд 16
Это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие речи Активизируя речь ребенка при назывании деталей, постройки, композиции, расширяя объем активного и пассивного словаря, Стимулируя речевое мышление, Обеспечивая необходимую коммуникацию.
Слайд 17
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность во всем своем многообразии содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Источник