Влияние качеств родителей на развитие ребенка
Рейтинг Шесть вариантов родительского влияния на ребенка, которое может сказываться на его будущем |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.
Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.
Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).
В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.
Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.
Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:
- Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
- Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
- Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
- Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
- Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.
Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.
Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».
Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».
Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.
1. Имитация
Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.
2. Идентификация
Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств – ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.
3. Реакция
Реакция – это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.
4. Потеря
Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.
5. Проекция
Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.
6. Привязанность
Привязанность – это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности. Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда – натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.
Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
2 оценок.
Развитие ребенка
05.01.2016
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Селина Л.А.
1
Халфина Р.Р.
1
1 Башкирский Государственный Университет
Значимое влияние на развитие и формирование детской самооценки оказывают родители, под их влиянием у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.
Родительский образ ребенка формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье, опираясь на свои собственные идеалы, родители наделяют своего ребенка определёнными качествами. На поведение детей оказывают влияние и родительские позиции, каждая из позиций формирует определенные качества у детей. Родители играют огромную роль в формировании интересов ребенка, они падают пример как личность.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что влияние родителей на детей дошкольного возраста, заключается в следующем: формирование детского самосознания, как следствие благоприятного, заинтересованного отношения родителей к детям; установление верных воспитательных позиций родителей определяют позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся с уважением; одной из характеристикой дошкольного возраста является подражание и в связи с чем, правильное поведение родителей играет огромную роль на его формирование как личности.
дошкольный возраст
воспитание детей
родители
1. Зайдуллина Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Журнал: Вестник Нижневартовского государственного университета/ Выпуск № 4 / 2013.
2. Зайкова С.А. К вопросу о влиянии семьи на развитие ребенка дошкольного возраста. Вестник угроведения № 4 (15), 2013.
3. Казанова С.А., Шкатова Т.Г. Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: www.scienceforum.ru/2014/761/3836 (дата обращения: 29.09.2018).
4. Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1738/
5. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. СПб., 1998. — 336с.
6. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974
7. Маслова А.А. Роль семьи в воспитании личности ребенка дошкольного возраста// Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6). С. 21-23.
8. Терещенко М.В., Шапошников А.Д. Влияние родителей на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 134-139.
9. Чередниченко И.П. Психология управления [Текст] / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 608 с
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими специалистами педагогики и психологии. Отклонения в семейных отношениях крайне негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многое другое.
Проблемами семьи и семейного воспитания занимались такие видные российские ученые, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. А за рубежом, формирование жизненного сценария ребенка под влиянием родительского программирования занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс. Известный австрийский психолог А. Адлер считал, что чувство подавленности, вызванное родительскими наказаниями или неадекватным отношением, вынуждает ребенка избегать общения с родителями, чтобы облегчить свои страдания.
Американский психолог Э.Эриксон, в своей теории психосоциального развития отметил, что третья стадия — локомоторно-генитальная – совпадает с дошкольным возрастом. На данной стадии ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Взрослые и родители не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. И частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.[6]
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В данный период у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, в нем начинают закладываться основы для будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности, а именно в уважении и признании взрослого, желание «быть взрослым». Ребенок начинает усваивать моральные нормы и правила поведения в обществе. Одно из важнейших достижений этого возраста, является осознание своего собственного «Я», формирование внутренней социальной позиции. У детей старшего дошкольного возраста возникает осознание своих собственных возможностей, осознание своих личных качеств. [5]
Значимое влияние на развитие и формирование детской самооценки оказывают родители. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.[4] По мнению, Казановой С.А., Шкатовой Т.Г. роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
- оценка его деятельности и поведения;
- формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
- побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Ш.А. Амонашвили акцентировал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. [3]
Родительский образ ребенка формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье, опираясь на свои собственные идеалы, родители наделяют своего ребенка определёнными качествами. Как отмечают Терещенко М.В. и Шапошников А.Д если родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, то они сами формируют личность. А развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми. [8]
На поведение детей оказывают влияние и родительские позиции, каждая из позиций формирует определенные качества у детей. Например, позиция уклонения от общения формирует у ребенка недоверчивость, боязливость. Такие дети часто конфликтуют и неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе. [7]
Позиция отвержения формирует агрессивность, лживость, наклонность к асоциальному поведению, непослушанию.
Позиция родителей, которые чрезмерно требовательны к ребенку, лишают его веры в свои собственные силы, он становится неуверенным, покорным. Впоследствии чего у ребенка возникают трудности в общении и сосредоточенности.
Позиция «признание прав ребенка» позволяет сформироваться таким качествам как креативность, инициативность, независимость.
Позиция чрезмерного оберегания формирует у ребенка чрезмерную самоуверенность, требовательность по отношению к родителям и при этом постоянное чувство тревоги и страха.
Если ребенок свободен в своем развитие и растет в доверии, он становится находчивыми, в меру самоуверенными, способными самостоятельно справиться с жизненными ситуациями.
Существует три основных механизма влияния родителей на детей:
- Сообщение – воспринимая информацию, которую получает ребенок от родителей, он корректирует свое поведение, формирует собственное мнение.
- Убеждение – родитель организовывает информацию таким образом, чтобы она смогла повлиять на изменение поведения ребенка, его установок, ценностей, при этом родитель использует систему доказательств, подтверждая данную информацию.
- Внушение — является самым опасным воздействием, по причине того, что ребенок не может сформировать свое собственное мнение или изменить поведение, он четко следует данному воздействию, подавляя свое личное развитие. [9]
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация – ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать такими же, как они.
В-третьих, понимание – зная внутренний мир ребенка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [2].
Родители играют огромную роль в формировании интересов ребенка, они падают пример как личность. Именно поэтому многие дети, которые в детстве получили родительскую любовь, заботу и внимание подражают своим родителям. Они опираются на советы своих родителей и делают выбор в выборе спортивных интересов, друзей, вопросы профессии и т.д. Имея заимствованную систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами своих сверстников.
Снижение воспитательной функции семьи, к сожалению, способствуют возникновению у детей различного типа нарушений. На отклоняющееся поведение детей дошкольного возраста влияют различные причины. Семья входит в социально-психологическую категорию, а именно семейное неблагополучие. Неблагополучная семья — та, где имеются дефекты воспитания. Как отмечает М.И.Буянов, «здесь следует иметь в виду неблагополучное отношение к ребенку».
Предпосылками семейного неблагополучия являются: трудные материально-бытовые условия жизни семьи, плохое состояние здоровья родителей, их низкий культурно-образовательный уровень и многое другое. Каждый из этих признаков имеет свою специфику воздействия на процесс формирования личности ребенка. Какими бы ни были современные семьи, они разнообразны с точки зрения того, какой персональной средой для развития личности ребенка они являются.[1]
Неблагоприятные условия воспитания в семье, жизни, неумение найти общий язык с родителями и строить отношения с окружающими, и возникновение конфликтных ситуаций, могут служить предпосылками возникновения отклоняющегося поведения ребенка дошкольного возраста.
По мнению некоторых исследователей, А.И. Захаров, В.Н. Дружинин, О.Л. Зверева, недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.
Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении, они становятся моделью в их дальнейшем общении с окружением.
Семья является не только мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, но и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами.
В результате постоянного воздействия грубого психотравмирующего фактора у здорового от рождения ребенка может сформироваться вариант аномалии, которую В.В. Лебединский определяет как «дисгармоничное развитие». Основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере [2].
Главное в воспитании ребенка – это достижение душевной гармонии, нравственной связи родителей и ребенка. Родителям ни в коем случае не стоит пускать все на самотек, не стоит отдавать процесс воспитания ребенка в чужие руки, не стоит оставлять его одного. Ребенок нуждается в родительской любви, поддержке и заботе на протяжении всей его жизни.
Таким образом, влияние родителей на детей дошкольного возраста заключается в следующем: формирование детского самосознания, как следствие благоприятного, заинтересованного отношения родителей к детям; установление верных воспитательных позиций родителей определяют позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся с уважением; одной из характеристикой дошкольного возраста является подражание и в связи с чем, правильное поведение родителей играет огромную роль на его формирование как личности.
Библиографическая ссылка
Селина Л.А., Халфина Р.Р. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19534 (дата обращения: 22.07.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник