Активность ребенка и ее роль в развитии кратко

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее  возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве  динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность  приобретает у человека не только  характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

         Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения  задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

— вынесение суждений о чем-либо;

— анализ ситуации и планирование деятельности;

— оценка и принятие решений;

— информационный поиск;

— разработка алгоритма деятельности;

— нахождение пробелов в собственных ресурсах;

— постановка и формулировка прикладных задач;

— определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

— энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

— скоростной – с  лабильностью;

— вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

— инертных;

— пассивных;

— спокойных;

— инициативных;

— активных;

— стремительных.

Признаки активности:

— выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

— определяется наличием собственной цели;

— предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

— поисковая;

— познавательная;

— творческая;

— двигательная;

— социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, — к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и  дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей,  – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2,  М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии,  М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка,  М., 1997.

Источник

Цель и задачи исследования.

Мне кажется, что на современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим, активным  людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня активности детей. Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной активности. В частности, предлагается решение следующих задач:

· Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношений;

 · Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

· Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

Поэтому данная исследовательская работа, по моему мнению, является достаточно актуальной.

Целью проводимого мною исследования является проведение наблюденияза активностью учащихся в течение 45 минут урока, вычерчивание кривуой активности, дать анализ результатов.

Задачи исследования:

— на основе изученной литературы определить сущность познавательной активности учащихся и факторы, определяющие активность школьников уроке;

— на основе наблюдения на уроках выявить уровень активности, проанализировать причины ее повышения и снижения.

Активность ребенка и ее роль в процессе развития

Активность ребенка – это проявление его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития.

Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Деятельность – это активное состояние человека. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную, спортивную и т.д. Проявление активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфике. В одних случаях в большей мере выражена двигательная, физическая активность, в других интеллектуальная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности (сенсомоторной активности, например, в учении, интеллектуальной – в труде, внесение и в труд и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.

Активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существование изменения в активности отражаются и на деятельности, а развитии личности выражается в состояниях ее активности.

Психолого-педагогическими исследованиями зафиксированы различные её уровни. Применительно к школьнику. Применительно к школьнику зафиксировано три уровня активности:

1. Репродуктивно — подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности здесь недостаточен.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения выбираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Остановимся на характеристике каждого из указанных уровней.

Репродуктивно – подражательная активность — генетически более ранняя и элементарная форма проявления активности. Ее проявления у детей вполне естественны и даже необходим, хотя в психолого-педагогических руководствах не подвергают ее основательному анализу, высказывая тем самым пренебрежение. Однако справедливости ради нужно сказать о том, что для развития школьников она имеет определенную ценность.

Дело в том, что активность как проявление социальных свойств человека черпает свои энергетические ресурсы не только из функциональных особенностей нервной системы, но и из социальных форм существования. Именно эта взаимообусловленность внешнего и внутреннего и проявляется в активности личности.

Приобретение самостоятельного опыта действования происходит не сразу, а через освоения опыта других. В теории Л.С. Выгодского о зоне ближайшего развития ребенка заключен значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребенка. Он установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. Это и означает, что в сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно – подражательной активности.

Кроме того, репродуктивно подражательную активность нельзя считать механическими следствием за принимаемыми образцами. Это подлинная активность, вызывающая нервно – психологическое напряжение иммобилизующая духовные и физические силы школьника. В ней участвуют и целенаправленное наблюдение образца, опыта другого, в ее включены процессы анализа последовательности действий, обработки более сложных приемов, операций, процесс целостного осмысления пути решения, результатов и т.д.

В подражательной активности объективно заложены большие возможности развития личности школьника. И тем не менее, отдавая должное проявлениям репродуктивно – подражательной активности, следует признать, что задержка школьника на этом уровне не обеспечит его дальнейшего продвижения в развитии. Настоятельной необходимостью является его переход на уровень со значительным проявлением самостоятельности в нахождении путей деятельность, поиска более точного и верного решения поставленных задач.

Поисково-исполнительская активность обладает в этом отношении более значительными ресурсами. В этих случаях школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель, мастер, взрослый. Но поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов отрывают ребенка от образца, предоставляет простор для размышлений и о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В силу этого перехода на уровень поисковой активности всегда знаменует собой и более высокий уровень деятельности, да и уровень развития деятеля.

Уровень творческой активности наиболее высокий. Его конечно не следует приравнивать к процессу зрелого творчества, поскольку опыт школьника все же ограничен. И вместе с тем творческая активность представляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника.

Разноречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчество: создание ли нового, степень ли рекомендации уже известного, новые ли подходы к идеям, решениям или деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, деятельность по решению специальных задач, которые характеризуются новизной, необычностью, нетрадиционностью, сложностью и т.д.

Для аттестации творческой активности школьника важно подчеркнуть осущевстление деятельности в новых условиях, требующих своеобразие подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. В этом смысле характеристика условий творчества, выраженная психологом Я. А. Понамаревым, вполне отражает условия, в которых совершается творческая активность школьника. Творчество заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.

Показателями же творческой активности школьника можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность (Я. А. Пономарев).

Переход школьника на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности его обогатились опытом.  

Творческая активность в значительной мере связанна со сложной мотивацией деятельности, что сказывается на эффективности последней.

В итоге мы можем сказать, что разноуровневый подход к анализу активности школьника значительной мере помогает нам увидеть в каждый данный отрезок времени уровень, на котором совершается его деятельность, и перспективы ее развития. По этим показателям активности, продвижение ребенка в деятельности мы можем проследить и развитие школьника.

Развитию всех возможностей личности, его творческого потенциала в большей мере способствует творческая активность, обеспечивающая реконструкцию деятельность и преобразование деятельности. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как «механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» (Я.А. Пономарев), а творческая деятельность школьника- как наиболее продуктивная.

Вместе с тем следует иметь в виду, что зафиксированные научными исследованиями уровни активности школьника не изолированы друг от друга; и в деятельности они могут сосуществовать, поскольку педагогический процесс, организующий направляющий деятельность, в одних случаях регламентирует задачи, пути их решения, а в других предоставляет школьнику производить их собственный выбор.

К тому же психические процессы как внутренняя основа деятельности приводятся в движение любым уровнем активности, различие состоит лишь в вариативности связей и отношений между этими процессами. В подражательную активность, как мы видели, включаются не только мнемические процессы, но и наблюдение, и анализы образца, собственных приемов и действий. Также и творческая активность, обостряя мыслительные процессы (догадку озарение, углубление связи между общим и особенным и др.), опирается на процессы памяти, которые связаны в известной мере с прошлым опытом. Все дело в том, в какой связи возникают эти процессы, какова их цель и каковы их побуждения.

Наконец, следует выделить факт, что активность не спонтанное проявление личности. Это целеустремленное социальное образование, в деятельности ив общении черпающие свои ресурсы. Исследователями доказано, что активность в сотрудничестве всегда расценивается личностью очень высоко. Совместная деятельность для школьника необходима не только в целя приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «что человек смотрит на другого человека как в зеркало» и тем самым многое соотносит к себе.

Методы формирования познавательного интереса.

Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес — глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

 Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Особенность интереса в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда продуктивно для протекания деятельности, вызывает подъем сил учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях.
1. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание: занимательность, игровые принципы, наглядные приемы.
2. Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося, и в этой роли его невозможно переоценить.

Познавательная деятельность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы.
Анализ учебно-познавательной деятельности и формирование на этой основе познавательных интересов позволяют в полной мере присоединиться к этой оценке. Целенаправленность деятельности учащегося в учебном процессе придает познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, лишенный цели, не может иметь своей действенной реализации, он ситуативен, созерцателен и потому неустойчив, не подкрепляем продуктивными действиями.
Осмысленность деятельности наполняет познавательный интерес высоким смыслом: научным, практическим, общественным личностным. Осознание деятельности, ее целей, содержания, способов вооружает плодотворных результатов, отчего укрепляется интерес и как мотив, и как личностное достояние. Исследованиями доказано, что самонаблюдение в процессе деятельности укрепляют познавательный интерес, поскольку, сравнивая свои результаты с результатами товарищей, школьник либо равняется на эталон ее у других, либо ощущает удовлетворение собственными успехами. И в том и в другом случае происходит преобразование способов деятельности, реально оцениваемых ее результатов. Эта характеристика деятельности обладает как внешними, так и внутренними побуждениями учения, укрепляющими познавательный интерес.
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия — все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.

Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутри личностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения.
Познавательный интерес может быть ситуативным. Ограниченный отдельными яркими вспышками. Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей ее ситуацией.

Интерес к учению может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец , познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам.

В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является его осознание. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее поэтому управлять.

В свою очередь неосознанный интерес порождает всеядность в выборе круга чтения, телевизионных передач, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.

Вывод

Активность учащихся, прежде всего, зависит от:

· содержания урока;

· личности и мастерства учителя;

· компетентности учителя и его ораторских способностей;

· познавательного интереса школьника;

· формы и метода организации урока;

· времени проведения урока;

· настроения и состояния здоровья ученика и т.д.

Диагностика учащихся в ходе наблюдения и проведенный анализ ее результатов позволяют с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы. Т.е. при создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.
Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему формирования познавательного интереса школьников и только открывает новые направления ее изучения.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности — не самоцель. Цель учителя — воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Литература:

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2001. — 544с. (с. 420-424)

2. Управление качеством: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М.М. Поташника.- М.: Пед. об-во России, 2000. — 448с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с. (гл. XI, §3,4,5)

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.:Просвещение,1979.-160с.

Содержание.

1. Цели и задачи исследования                            

2. Активность ребенка и ее роль в процессе развития

3. Методы формирования познавательного интереса

4. Результаты наблюдений

5. Выводы

6. Литература                                                       

Источник