Влияние качелей на развитие ребенка

Качели — вовсе не бесполезная забава, как может показаться. Это важный этап развития любого ребенка. Качели тренируют многие полезные навыки, способствуют физическому, умственному и даже социальному развитию крохи.
4 июня 2019·Фото:
GettyImages
Помните детские ощущения от качелей? Когда сжимается все в животе, и холодок расползается в разные стороны. Но зато какой восторг, какая радость от чувства полета, а двор и деревья мелькают вокруг, и теплый летний ветерок треплет волосы…
Качели делают ребенка счастливым, потому что поход в парк с аттракционами вместе с любимыми мамой и папой или прогулка во дворе в погожий солнечный денек — это ли не счастье! Так чем же полезны малышу всевозможные качели, карусели, качалки, прыгалки, гамаки и прочие «качательные» приспособления?
для тела
Прежде всего, качели развивают ловкость. Особенно если мама будет поменьше помогать подросшему карапузу взбираться на качели и слезать с них. Часто мы выполняем за ребенка то, что он давно уже может делать и самостоятельно, тем самым мешая ему развиваться.
Пусть, взбираясь на сидение, малыш учится подтягиваться на руках, а слезая — разворачиваться спиной вперед и, таким образом, легко спускаться даже с довольно высоких качелей.
Есть много способов и самого катания. Можно облокачиваться на спинку или садиться «задом наперед», а также раскачиваться стоя! Причем обычно малыши сначала учатся раскачиваться именно стоя, так им легче понять принцип управления качелями. Это вполне по силам малышам с 2,5–3 лет. Не бойтесь за них, просто стойте рядом. Раскачивание стоя отлично развивает и силу, и ловкость, и координацию движений, учит ребенка преодолевать страх, что немаловажно для воспитания характера. А чуть позже малыш научится раскачиваться и сидя. Но для этого маме нужно почаще «забывать» его раскачивать. А то, если мама все время качает, какой смысл напрягаться?
Объясните малышу, что нужно поджимать ножки, когда качели движутся назад и вытягивать, когда летишь вперед. Можно на первых порах командовать: «Вперед-назад, вперед-назад!» Сначала малыш научится попадать в ритм, а потом поймет, что нужно не просто болтать ногами, но и, добавляя к ним движения тела, толкать качели. А как весело качаться вместе с приятелями! Так малыш не только получает удовольствие, но и учится взаимодействовать с другими детьми, находить с ними общий язык.
А когда на море качка…
Качели и карусели помогают укрепить вестибулярный аппарат. Этот маленький орган, расположенный в среднем ухе, отвечает за чувство равновесия и помогает нам ориентироваться в пространстве. Вестибулярный аппарат интенсивно развивается в детском возрасте и окончательно формируется к 10–15 годам. Именно его некорректной работе многие ребятишки (а часто и взрослые) обязаны возникновением «укачивания» в самолете, автомобиле, на корабле. Но, к счастью, вестибулярный аппарат поддается тренировкам. А какое лучшее средство для его тренировки? Правильно, качание и кручение! Не зря же в систему подготовки летчиков и космонавтов входят специальные упражнения на вращающемся кресле. Так что регулярное катание на всевозможных качелях — это еще и отличная профилактика вестибулярных расстройств у малыша. Если кроху достаточно качали в детстве (в коляске и на руках), если он любитель качелей — ему не страшны никакие дальние странствия.
для ума
Оказывается, качание на качелях полезно не только для физического воспитания малыша, но и для формирования его интеллекта. Всевозможные исследования доказали, что раскачивание и кручение стимулируют развитие определенных участков головного мозга ребенка, которые отвечают за чтение и письмо. Покачивание активизирует творческое мышление и даже улучшает кровообращение и обмен веществ. Мало того, качание на качелях и каруселях — одно из упражнений, которые рекомендуются для гиперактивных ребятишек и малышей с синдромом дефицита внимания. Развитие вестибулярного аппарата одновременно стимулирует и лобные доли головного мозга, которые отвечают за функцию самоконтроля. А для гиперактивных малышей весьма важно научиться контролировать свое поведение. Кроме того, ритмичное покачивание помогает успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение.
Учимся дружить!
Качели — отличный «тренажер» детской коммуникабельности, т.е. умения общаться. Научите малыша не ругаться с другими детьми у качелей, не лезть без очереди, не толкаться. Расскажите, что нужно подойти, вежливо поинтересоваться «кто последний» и стать в очередь. Учите ребенка пропускать вперед самых маленьких, мальчика — уступать место девочке. Объясняйте, что долго кататься можно только тогда, когда возле качелей нет очереди. Одним словом, при правильном подходе, качели научат малыша общению, вежливости, культуре поведения.
Для катания на качелях-доске просто необходимо четкое взаимодействие с партнером. Ведь для того, чтобы самому взлететь повыше, нужно не только хорошенько оттолкнуться ногами от земли, а и посильнее надавить на сидение всем весом и поднять приятеля вверх. Качаться на таких качелях получается только у дружных ребятишек. Казалось бы — это всего лишь качели, но сколько полезных навыков приобретает кроха развлекаясь на них!
Вместе с ребенком можно порассуждать, почему лучше всего получается качаться у ребятишек примерно одного возраста. А вот с папой качаться тяжело: папа все время перевешивает, и поднять его вверх практически невозможно. Вот вам и повод поговорить о весе и весах. А что если посадить на одну сторону качелей папу, а на другую четырех ребятишек?
Безопасные качели
Как хорошо, что в наших дворах есть детские площадки с качелями и каруселями! Но при несоблюдении простых правил безопасности они могут травмировать малыша. Опасность подстерегает не только крошечных несмышленышей, которые подобрались близко к качелям, пока их мамы увлеченно общаются на лавочке. И ребятишки постарше порой не могут правильно оценить безопасное расстояние. Поэтому вы четко должны объяснить ребенку, что подходить к качелям можно только сбоку, а обходить их — на большом расстоянии. Садиться и слезать нужно только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае нельзя с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести нарушения этих правил.
Веселого и безопасного катания!
слово о каруселях
Сильно ударить малыша могут и карусели. Хорошо, если карусели соответствуют безопасным стандартам (сидения расположены на высоте не более 8—10 см от земли). В этом случае, даже если малыш с них упадет, он практически не ударится. Так же, как и в случае с качелями, почаще напоминайте крохе, что подходить к крутящимся каруселям опасно. Сначала нужно дождаться их остановки, и только потом усаживаться на сидение. И, конечно, крепко держаться.
Источник
Погрузившись в глубины науки “Сенсорная интеграция” я с каждой страницей все больше хотела начать возмущаться и кричать: “Почему мне на приеме у педиатра/невролога не сказали этого и того?” или “Зачем отменили пеленание в роддомах, а потом удивляются нервности современных дошкольников?”
Дочитав три толмута про балансирование нервной системы у детей по принципу сенсорной интеграции, я вывела для себя истину про пеленание, мультики, массаж и рисование. И если вам тоже интересно, почему всё же пеленание младенцев так важно в жизни каждого человека, то читайте дальше. Скажу сразу, я не спорю и не борюсь за правду жизни, потому что у каждого своя правда. Я рассказываю про те моменты, которые откликнулись в моем сердце и в которые я отныне верю. И проверила практикой, что
эти научные факты из книг по сенсорной интеграции, не просто факты, а кладезь золота для запуска речи.
Почему пеленание всё же полезно для развития речи с младенчества?
Потому что нервная система нормализуется и развивается, когда на мышцы идёт давление. Пеленание как раз дает эффект давления. Волшебство этого эффекта легко проверить и на дошкольнике, и даже на школьнике. В момент их истерики, прижмите к себе крепко-крепко и начните поглаживать по спине с надавливанием. И вы почувствуете, как ребенок постепенно успокаивается и начинает адекватно реагировать на окружающий мир. Просто в момент объятий под давлением нейроны выстроились по порядку и исчез хаос в их обработке. Начинается равновесие в нервной системе и её оздоровление. Здоровая нервная система — залог быстрого старта речи. Кстати, именно благодаря эффекту давления во время массажа многие ощущают релакс и приток новых сил.
Почему нельзя делать массаж раньше 3 месяцев?
Потому что формируется нервная система. Начав делать массаж раньше, в мозг начнут поступать больше нейронов на ощущения, движения. В итоге случится пробка нейронов. И вместо развития нервной системы ей придется разбираться с пробкой.
Можно ли смотреть мультики малышам?
При просмотре мультфильмов у малыша внутри происходит очень большая нагрузка на визуальные нейроны. Яркие картинки мелькают каждую миллисекунду. Из-за чего внутри нервной системы случается настоящая пробка из нейронов. Наверное, вы замечали, что малыш вас не слышит, когда смотрит мультики. Это лишь потому что аудионейроны не успевают добежать до мозга, так как впереди пробка из визуальных нейронов. Если после мультиков ребенку предложить занятия, то внутри случится коллапс. И взрыв эмоций у ребёнка. Что тогда делать? Я для себя нашла выход — включаю мультики лишь перед сном ребёнка, точнее за час до сна. Во время сна мозг разгружается и готов с утра работать без сбоев. Поэтому все развивашки великолепны после сна малыша.
Как качели развивают речь?
Речь развивается через движения. Причем движения интегрированные в работу вестибулярного аппарата, слуховых нейронов и тактильных ощущений. Такие движения в жизни малыша, как раз и дарят качели. Например, качаем ребёнка на качелях и поем песню «Крылатые качели» при этом время от времени потыкивая малыша пальчиком то в ножки, то в животик и т.п. Подробнее про качели я рассказывала в статье “#22 Качели дают толчок в развитие речи, так гласит истина сенсорной интеграции”
. . .
p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога в яндекс.дзене, в котором собраны лайфхаки по запуску речи у малыша из жизни мамы-нелогопеда, которая прочитала сотню книг по дефектологии, нейрологопедии и неврологии за первые два года в декрете.
Попробуйте сами запустить речь вашего малыша! У вас получится! Ведь у меня получилось запустить речь малыша-молчуна к 1,5 годам. Правда начала я этим активно заниматься с его 9 месяцев тишины в голосе.
В жизни я сейчас III год в декрете и пишу книги с лайфхаками для мам и пап. Если вам нравятся мои рассуждения и мысли в текстах, то вам точно понравится моя книга «52 фишки адаптации ребёнка к детскому саду» и другие на ЛитРес.
© Яна Терентьева
Источник
Качаться на качелях – полезно для здоровья.
Кто изобрел первые качели, неизвестно. Некоторые историки считают, что в глубокой древности подбрасывание различных предметов и подпрыгивание являлись некими магическими действиями. Интересно, что эти древние ритуалы встречались практически у всех народов. Такие обряды относились к аграрной магии — их проводили для того, чтобы стимулировать рост всходов на полях. Люди полагали, что от этого зависит будущий урожай, а значит — и сама жизнь. Качели ассоциировались с путешествием к Солнцу. Словом, качались на качелях и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и на Руси. В Древней Руси без качелей невозможно было представить себе ни одной ярмарки, ни одного народного гулянья.
Помните детские ощущения от качелей? Когда сжимается все в животе, и холодок расползается в разные стороны. Какое чувство восторга, какая радость от полета, мелькают вокруг двор и деревья! Неповторимые ощущения!
Вспомните, как меняет настроение во время качания, особенно если у вас сильные эмоциональные переживания. Эти действия укачивают наши волнения, успокаивают, помогают обдумать и справиться с переживанием.
Небольшой страх, ощущение взлета и падения стимулирует выброс адреналина, что благотворно влияет на нервную систему. Адреналин вызывает изменения в теле:
увеличивает частоту сердечных сокращений,
расслабляет дыхательные пути,
происходит всплеск энергии, увеличивает силу,
обостряет внимание, что позволит человеку быстро мыслить.
Для маленького неокрепшего существа качели выступают в качестве относительно дешевого тренажера широкого спектра действия. Пока малыш визжит от восторга и просто получает удовольствие от качания, формируется его вестибулярный аппарат, который, кроме всего прочего, отвечает за удержание головы и глаз в неподвижном состоянии. Этот маленький орган, расположенный в среднем ухе, отвечает за чувство равновесия и помогает нам ориентироваться в пространстве. Вестибулярный аппарат интенсивно развивается в детском возрасте и окончательно формируется к 10–15 годам. Именно его некорректной работе многие ребятишки (а часто и взрослые) обязаны возникновением «укачивания» в самолете, автомобиле, на корабле. Но, к счастью, вестибулярный аппарат поддается тренировкам. А какое лучшее средство для его тренировки? Правильно, качание и кручение! Не зря же в систему подготовки летчиков и космонавтов входят специальные упражнения на вращающемся кресле. Так что регулярное катание на всевозможных качелях — это еще и отличная профилактика вестибулярных расстройств у малыша. Если кроху достаточно качали в детстве (в коляске и на руках), если он любитель качелей — ему не страшны никакие дальние странствия.
Параллельно ребенок учится бороться с негативными эмоциями: восторг от качания сильнее, чем страх упасть. Вне всякого сомнения, воспитывается чувство храбрости.
Во время раскачивания укрепляются мышцы спины, шеи, рук, ног, мышцы живота и разрабатываются суставы, развивается моторные навыки, ловкость и координация движения всех частей тела. Особенно если мама будет поменьше помогать подросшему карапузу взбираться на качели и слезать с них.
Такие движения, как раскачивание и кручение, ускоряют развитие тех отделов мозга, которые отвечают за речь, чтение и письмо. Покачивание активизирует творческое мышление. Мало того, качание на качелях и каруселях — одно из упражнений, которые рекомендуются для гиперактивных ребятишек и малышей с синдромом дефицита внимания. Развитие вестибулярного аппарата одновременно стимулирует и лобные доли головного мозга, которые отвечают за функцию самоконтроля. А для гиперактивных малышей весьма важно научиться контролировать свое поведение. Кроме того, ритмичное покачивание помогает успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение.
Возможно, именно поэтому дети инстинктивно предпочитают эти занятия многим другим. Вспомните, как радуется малыш, когда его подбрасывают вверх, укачивают, раскручивают.
Есть много способов катания. Но сначала, надо забраться на сидение. И первое, что учиться малыш – взбираясь на сиденье подтягиваться на руках, а слезая – разворачиваться спиной вперёд и, таким образом, легко спускаться с любых качелей. Сесть можно облокачиватясь на спинку или «задом наперед», главное крепко держаться руками! Объясните малышу, что нужно поджимать ножки, когда качели движутся назад и вытягивать, когда летишь вперед. Можно на первых порах командовать: «Вперед-назад, вперед-назад!» Сначала малыш научится попадать в ритм, а потом поймет, что нужно не просто болтать ногами, но и, добавляя к ним движения тела, толкать качели. И скоро ребёнок начнет раскачиваться сам, достаточно только немного придать движение качели. Но для этого маме нужно почаще «забывать» его раскачивать. А то, если мама все время качает, какой смысл напрягаться?
Качели — отличный «тренажер» детской коммуникабельности, т.е. умения общаться. Как весело качаться вместе с приятелями! Так малыш не только получает удовольствие, но и учится взаимодействовать с другими детьми, находить с ними общий язык.
Качели принесут нам радость, если МЫ будем помнить и соблюдать правила безопасности! Говорите об этом с ребенком.
Список литературы:
- Журнал «Счастливые родители»
- Сайт «Дидактика средней школы» https://didaktica.ru/
- О. Лоскутова«Узнай все» https://uznayvse.ru
- Сетевое издание Medical Insider https://medicalinsider.ru/
Источник
Принцип обратной связи между плодом и мамой
Кажется невероятным тот факт, что всем известные ещё с детства качели способны принести ощутимую пользу по улучшению деятельности мозга и работоспособности глаз.
Медицинская статистика свидетельствует, что почти 90 процентов детей рождаются с различного рода недостатками физиологической природы, так называемой, физиологической незрелости. К сожалению, следует признать тот крайне тревожный факт, что абсолютно здоровым рождается всего лишь один ребенок из десяти.
Генетики полагают, что число наследственно обусловленных патологических состояний уже превышает цифру в 2 тысячи. Сложившееся такое крайне критическое состояние представляет огромную опасность для человечества, так как под угрозой оказалось самое большое наше богатство – генофонд, доставшийся нам от предшествующих поколений. Об этом здесь в статье «Выживание и сложившаяся среда обитания».
Однако научным анализом факторов, оказывающих повреждающее действие на генофонд, доказано, что на долю истинно генетических повреждений приходится всего лишь 5 процентов случаев, которые принято считать наследственными. Все остальные повреждения у будущего ребёнка происходят в дородовом периоде. Эти повреждения, в силу самых различных причин, случаются и могут быть даже, несмотря на то, что родители будущего ребенка благополучны в наследственном отношении.
К сожалению, из-за возникающих повреждающих факторов, ни природе, ни медицине не удаётся в полной мере реализовать благоприятную наследственную программу. Исходя из этого, необходимо особое внимание уделять девяти месяцам внутриутробного развития плода. На периоде, как этих девяти месяцев беременности, а также периоду ей предшествующему, особую значимость приобретает соблюдение режима здорового образа жизни.
Режим здорового образа жизни обязателен и для мужчины, пожелавшего стать отцом. Если он курит, пьёт, подвержен гипокинезии, не закалён, немощен и нервозен, то риск, что у него родится слабый и болезненный ребенок в значительной степени возрастает. Если родители желают видеть своего будущего ребенка абсолютно здоровым, полноценным человеком, то они должны задолго до его зачатия избрать и строго следовать по пути здорового образа жизни. Об этом тут в статье «Здоровый образ жизни в философии сайта dolgo-zivi.ru».
Древняя Русь славилась своими богатырями. В ту пору действовал мудрый обычай: на свадьбе запрещалось давать молодым спиртные напитки. В принципе – то ведь планирование семьи не ограничивается только заботой о бытовых удобствах и сносной жилплощадью, но и, конечно, требуется обеспечение максимально благоприятных условий для сохранения в генофонде того многообразия наследственных особенностей, которые перешли к нам от предшествующих поколений.
Плод – не является пассивным потребителем. Если он ощущает нехватку каких- либо питательных веществ, то старается их добыть при помощи той же активизации движений. Но так как размеры плаценты невелики, то из-за этого плод периодически испытывает дефицит в питательных веществах и кислороде.
Чтобы исключить этот дефицит, плод старается двигаться и тем самым заставляет организм матери поставлять ему всё необходимое. Двигательная активность плода компенсируется тем, что полученные питательные вещества и кислород идут не только на обеспечение самих двигательных усилий, но и на физиологический рост организма.
Однако здоровье будущего ребенка и его физическая активность всецело зависит от физической активности беременной женщины. Здесь срабатывает принцип обратной связи. Так как к мышцам физически активной беременной женщины организм старается подать артериальной крови в большем объёме, то соответственно происходит отток крови от матки. Но в то же время возникший для плода дефицит кислорода и питательных веществ, вынуждает его в таких условиях проявлять собственную двигательную активность и тем самым восстанавливать прежний кровоток в матке.
Если мама будущего ребенка переедает и большую часть времени проводит в постели или же в кресле, то ведёт она себя неразумно и во вред плоду. Такой неправильный образ жизни матери, при котором возникает избыточное питание плода, создаёт условия к неполноценному развитию плода.
Будущей матери необходимы регулярные прогулки на свежем воздухе, посильная двигательная активность, лёгкая домашняя работа.
Об эффекте качания
В художественной литературе, в биографических зарисовках быта дворянства России XIX–XX веков часто описывается такой вид активного отдыха, как качели. Наши предки чисто эмпирическим способом установили, что длительное качание производит благотворное успокаивающее действие не только на младенцев, но и на взрослых.
Уникальность качания, как способа воздействия на тело человека в том, что оно строго периодично. При укачивании младенца в люльке, подвешенной через стропы к потолку, период качания зависит от длины руки няньки, занятой ребенком. Период же качания на садовых качелях зависит фактически от длины строп, которые подбираются в зависимости от высоты до верхней перекладины трапеции.
При раскачивании тело то ли младенца, то ли взрослого человека вовлекается в движение в зависимости от направления качания. Когда же направление движения меняется на противоположный ход, то клетки органов и тканей человека испытывают толчок. Такие толчки разового воздействия испытывают пассажиры как во время разгона транспорта, так и его торможения.
Но толчки от качелей не разового воздействия, а многократно повторяющиеся. Такие разнонаправленные, но ритмично повторяющиеся и следующие друг за другом толчки оказывают приятно – успокаивающее воздействие на внутренние органы.
Особенностью таких многократно повторяющихся толчков будет возникновение на физиологическом уровне эффекта возбуждения внутренних рецепторов тела. Известно, что при длительном качании не только младенцы засыпают, но и взрослые впадают в расслабленно-спокойное состояние.
Когда же качание по времени длительно, то от воздействия качаний, во всё большем числе внутренних органов и тканей, возникает эффект возбуждения внутренних рецепторов, связанных с центральной нервной системой. Обычно процесс возбуждения рецепторов происходит уже у заснувших младенцев, в то время как у взрослых процесс возбуждения рецепторов приводит к расслаблено – умиротворённому (иногда тоже к спящему) состоянию. Но в каждом случае организм на поддержание внешней работы на качание фактически не расходует никакой энергии. Поэтому вся энергия при эффекте качания идёт на внутреннее обустройство организма.
По мнению специалистов, уникальность качелей в том, что качания по силе своего воздействия сродни действию музыкальных ритмов. Действие качания на психику человека способствует мобилизации его внимания на восприятие информации, возникновению положительных эмоций.
Так как качели, в принципе это тот же маятник, то эффект их действия полностью подчиняется законам механики и зависит как от частоты, так и от размаха колебаний. Наиболее приемлемым будет режим действия качелей с частотой 20 колебаний туда и обратно в минуту при размахе между конечными положениями от 20 до 60 сантиметров. Рекомендуемая длительность процедуры качания 30–60 минут.
Людям, испытывающим головокружения, следует воздержаться от качания. Как уже отмечалось, качели могут быть не только доступны, но и полезны младенцам, подросткам и людям при любых состояниях организма.
Немаловажной особенностью в пользу качелей выступает тот факт, что в наш век, когда люди испытывают дефицит времени и ведут малоподвижный образ жизни, эффект качания будет тем средством, которое устранит негативные последствия такого образа жизни. Эффект качания в состоянии решить задачу, так называемого дефицита возбуждения, являющегося порождением проблемы гиподинамии. При качании на качелях на физиологическом уровне наступает эффект возбуждения рецепторов тела, которые, совпадая по своим временным параметрам с биоритмами внутренних органов, дают наибольшую пользу организму. Об этом тут в статье «Что же вызывает плохое самочувствие у людей?».
И в заключение о том, что древние греки высекли на камне следующую истину: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Но, потратив на бег энергию, – закрепи на качелях эффект противодействия гиподинамии.
Была ли статья «Качели против последствий гиподинамии» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.
Если Вам понравилась статья «Качели против последствий гиподинамии» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.
Источник