Влияние эмоционального общения матери с ребенком на его развитие

Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет

Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку.И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.

Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.

Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.

Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»

Как говорила Мария Монтессори: «Все мы ошибаемся, но только те, кто с детских лет знал «вкус Победы», «вкус Удачи», каждый раз ошибаясь и «падая» будет вставать идти дальше, чтобы вновь и вновь пробовать и пробовать, чтобы опять ощутить это состояние Я сделал это Сам, у меня Получилось, Я смог!»
Источник: https://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199%3A2014-04-08-05-32-03&catid=4%3A2011-05-21-06-22-28&Itemid=25

Источник

https://is.gd/FsQBKG

Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.

Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.

Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.

Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.

Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.

Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.

Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.

Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.

Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.

Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.

Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.

https://is.gd/hNOqoY

Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.

Читайте также:  Правильное воспитание и развитие ребенка

Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.

В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.

Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.

Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.

Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.

Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.

Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.

Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!

Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!

Источник

Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях[3, с.71].

Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2—20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

  • — мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
  • — мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
  • — мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

L.J. Yarrow указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта[8, с.92].

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать—дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг),происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на рукаху матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды[9, с.106].

Читайте также:  Проблема развития и саморазвития ребенка

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  • 1) здоровые отношения между матерью и ребенком;
  • 2) качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  • 3) положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  • 4) реципрокность и синхрония отношений «мать—дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  • 5) несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  • 6) снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

Источник

Ýìîöèîíàëüíûå ñâÿçè ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì. Ðîëü ìàòåðè è îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èçó÷åíèå ñòåïåíè ðåàãèðîâàíèÿ íà îáùåíèå ìàòåðè è äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè ñ ìëàäåíöåì ïîñðåäñòâîì âûðàæåííîñòè êîìïîíåíòîâ êîìïëåêñà îæèâëåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ñîâåò ìàìå: Ñîâìåñòíîå è íåòîðîïëèâîå ðàñêà÷èâàíèå â êðåñëå èëè íà êà÷åëÿõ ïîìîãóò ðåáåíêó îùóòèòü ñåáÿ åäèíûì öåëûì âìåñòå ñ ìàòåðüþ êàê íà ôèçè÷åñêîì, òàê è íà ýìîöèîíàëüíîì óðîâíå.

4. Âçãëÿäû. ×åì ÷àùå ìàìà çàãëÿäûâàåò â ãëàçà ìàëûøó, òåì áûñòðåå îí íà÷èíàåò ôîêóñèðîâàòü ãëàçêè íà åå ëèöå. Ïðèâëå÷åíèå âíèìàíèÿ ìëàäåíöà íåæíûìè ñëîâàìè è çâóêàìè, ÿðêèìè èãðóøêàìè, ïîâòîðåíèå ìèìè÷åñêèõ äâèæåíèé ìàëûøà ïðèâîäÿò ê óäëèíåíèþ ïåðèîäîâ çðèòåëüíîãî êîíòàêòà. Òåëåñíûé êîíòàêò âî âðåìÿ îáùåíèÿ ãëàçàìè òàêæå ñïîñîáñòâóåò óäåðæàíèþ âçãëÿäà ìëàäåíöà.

Ê 2 ìåñÿöàì ðåáåíîê íà÷èíàåò ðåàãèðîâàòü óëûáêîé ñíà÷àëà íà ëþáîå ÷åëîâå÷åñêîå ëèöî, à ïîòîì, áëèæå ê 5 ìåñÿöàì — îòëè÷àòü ìàìó îò äðóãèõ ëþäåé, îòäàâàÿ åé ÿâíîå ïðåäïî÷òåíèå. Ïî ìåðå óêðåïëåíèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñâÿçè ìåæäó ìàìîé è ìàëûøîì îáùåíèå ãëàçàìè è ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå íà åå îñíîâå ïðîõîäèò íåñêîëüêî ñòàäèé:

* ôèêñàöèÿ âçãëÿäà íà ëèöå ìàòåðè è èãðóøêå, ïîìåùåííîé ïåðåä ãëàçàìè ðåáåíêà;

* ïðîñëåæèâàíèå âçãëÿäîì çà ëèöîì èëè ïðåäìåòîì, ìåíÿþùèì ïîëîæåíèå;

* àêòèâíûé ïîèñê ìàìèíûõ ãëàç èëè èíòåðåñóþùåãî ïðåäìåòà.

Ñîâåò ìàìå: Íàäåíüòå íà ëèöî ÿðêèé êëîóíñêèé íîñ è ïðîäåìîíñòðèðóéòå ðåáåíêó «ôîêóñ»: ïóñòü âàø ñîáñòâåííûé íîñ òî ñêðûâàåòñÿ çà êðàñíûì øàðèêîì, òî âíîâü ïîÿâëÿåòñÿ. Òî æå ñàìîå ìîæíî ïðîäåëàòü ñ ëàäîíÿìè, çàêðûâàþùèìè ëèöî âî âðåìÿ èãðû â «êó-êó». Ïîäîáíûå ìåòàìîðôîçû ïðèâåäóò ìàëûøà â âîñòîðã, è îí áóäåò ñ íåòåðïåíèåì æäàòü î÷åðåäíîãî ìàìèíîãî ïîÿâëåíèÿ.

5. Óëûáêà. Ïåðâûå óëûáêè ìàëûøà ïîÿâëÿþòñÿ ñïîíòàííî â ñîñòîÿíèè êîìôîðòà. Îäíàêî áëàãîäàðÿ ñî÷åòàíèþ ãëàçíîãî êîíòàêòà, âèäà óëûáàþùåéñÿ ìàòåðè, åå ïîãëàæèâàíèé è çâóêîâ åå ãîëîñà, óëûáêà ñòàíîâèòñÿ ñðåäñòâîì îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Ïî ìåðå óêðåïëåíèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñâÿçè ìåæäó ìàìîé è ìàëûøîì, ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî óëûáêó íà÷èíàþò âûçûâàòü:

* ùåêîòêà;

* áûñòðûå ïîâòîðíûå äâèæåíèÿ;

* èãðû, ñîïðîâîæäàåìûå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêîé (ïîäòÿãèâàíèå íà ðóêàõ, ïðûæêè íà êîëåíÿõ ó ìàòåðè) èëè ìàññàæ;

* ïðîñòûå èãðû («ëàäóøêè», «ñîðîêà êàøêó âàðèëà» è äð.);

* óçíàâàíèå çíàêîìûõ ëèö è ïðåäìåòîâ.

6. Çâóêè. Ïðèðîäà ïîçàáîòèëàñü î òîì, ÷òîáû ìëàäåíöû ÷óòêî ðåàãèðîâàëè íà âûñîêèé òîí æåíñêîãî ãîëîñà. Êîììåíòèðóÿ ñâîè äåéñòâèÿ âî âðåìÿ êóïàíèÿ, ïåðåîäåâàíèÿ è äðóãèõ ïðîöåäóð óõîäà, âû òåì ñàìûì ñòèìóëèðóåòå ìàëûøà ê ðå÷åâîìó îáùåíèþ. Ñîâñåì ñêîðî ðåáåíîê íà÷íåò «ãóëèòü», ïðèãëàøàÿ ìàìó ê äèàëîãó.

Ñîâåò ìàìå: Ïðèäóìàéòå «ñâîþ» ïåñåíêó äëÿ êóïàíèÿ, óêëàäûâàíèÿ â êðîâàòêó è äðóãèõ äåéñòâèé ñ ðåáåíêîì. Ïðîéäåò íåìíîãî âðåìåíè, è ïðè ïåðâûõ çâóêàõ çíàêîìîé ìåëîäèè ìàëûø áóäåò ïðåâðàùàòüñÿ âî âíèìàòåëüíîãî ñëóøàòåëÿ.

7. Çàïàõè. Ïîëüçóÿñü ðàçëè÷íûìè ñðåäñòâàìè ïî óõîäó çà ðåáåíêîì è çà ñîáîé, ìîæíî óâèäåòü, ÷òî ðåáåíîê âçäðàãèâàåò è îòâîðà÷èâàåòñÿ, åñëè çàïàõ ñëèøêîì èíòåíñèâíûé, è óëûáàåòñÿ, ïðèíèêàÿ ê òåëó ìàòåðè, êîãäà àðîìàò íåíàâÿç÷èâ. Ïðèâûêíóâ ê îïðåäåëåííûì çàïàõàì è èõ ïîñëåäîâàòåëüíîñòè â ïðîöåññå ïîâñåäíåâíîãî óõîäà, ìàëûø ñìîæåò çàðàíåå «íàñòðàèâàòüñÿ» íà êóïàíèå èëè ñîí, ïðîÿâëÿÿ ìåíüøå áåñïîêîéñòâà.

Ðàçëè÷íàÿ êîíöåíòðàöèÿ âåùåñòâ, âûðàáàòûâàåìûõ îðãàíèçìîì, ñîñòàâëÿåò îñîáóþ «õèìè÷åñêóþ ïîäïèñü», ñâîéñòâåííóþ êàæäîìó ÷åëîâåêó. Èìåííî ýòó «ïîäïèñü» íîâîðîæäåííûé ðàçëè÷àåò ê 10-ìó äíþ æèçíè, âûäåëÿÿ çàïàõ ìàòåðè ñðåäè äðóãèõ.

Ñîâåò ìàìå: Ìëàäåíöàì íðàâÿòñÿ ëåãêèå è åñòåñòâåííûå àðîìàòû, íàïðèìåð, çàïàõ ðîìàøêè, çåëåíîãî ÷àÿ èëè ëàâàíäû.

8. Âêóñû. Ìàòåðèíñêîå ìîëîêî, à ÷óòü ïîçæå è äðóãàÿ åäà, ïîëó÷åííàÿ èç ìàìèíûõ ðóê, âîñïðèíèìàþòñÿ ðåáåíêîì êàê èñòî÷íèê óäîâîëüñòâèÿ. Äîâîëüíî ñêîðî ê ÷óâñòâó óìèðîòâîðåíèÿ äîáàâëÿåòñÿ áëàãîäàðíîñòü, êîòîðóþ ìàëûø âûðàæàåò âñåìè äîñòóïíûìè åìó ñïîñîáàìè: êëàäåò ãîëîâó ìàìå íà ïëå÷î, ïðèæèìàåòñÿ ùåêîé ê åå ùåêå è ò.ä.

Ñîâåò ìàìå: Åñëè ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ åñòü, íå çàñòàâëÿéòå åãî. Ñäåëàéòå íåáîëüøîé ïåðåðûâ, ïîîáùàéòåñü èëè ïîèãðàéòå ñ íèì, à çàòåì ïðåäëîæèòå åäó ñíîâà.

Íà ÷òî âëèÿåò ýìîöèîíàëüíàÿ ñâÿçü?

1. Ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü.

Äîêàçàíî, ÷òî äåòè, êîòîðûì óäåëÿåòñÿ ìíîãî âíèìàíèÿ, ïðîÿâëÿþò ãîðàçäî áîëüøå èíòåðåñà ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Íàïðèìåð, ïî ñðàâíåíèþ ñ ìàëûøàìè, îñòàâøèìèñÿ áåç ïîïå÷åíèÿ ðîäèòåëåé, äåòè, âîñïèòûâàþùèåñÿ â ñåìüå «àãóêàþò» â 3 ðàçà áîëüøå. Òàê ïðîèñõîäèò ïîòîìó, ÷òî ïðè âèäå ìëàäåíöà æåíùèíà èíñòèíêòèâíî íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü îñîáûå èíòîíàöèè, ðèòì ðå÷è, è íà÷èíàåò ãîâîðèòü áîëåå âûñîêèì ãîëîñîì. Ìàëûø îñîáåííî àêòèâíî ðåàãèðóåò èìåííî íà òàêóþ ðå÷ü ñî ñòîðîíû ìàòåðè. Ðåáåíîê, èìåþùèé îïûò ïîëó÷åíèÿ îòâåòà íà ñâîå «îáðàùåíèå», âñêîðå íà÷èíàåò äåëàòü ïàóçû, äîæèäàÿñü ðåàêöèè ìàìû. Ïîäîáíûå «ðàçãîâîðû» ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îñíîâó äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è.

Ïñèõîëîãè è ôèçèîëîãè òàêæå çàìåòèëè, ÷òî êîãäà ðåáåíîê îêàçûâàåòñÿ íà ðóêàõ ó ìàòåðè èëè ðÿäîì ñ íåé, îí íà÷èíàåò àêòèâíåå èíòåðåñîâàòüñÿ èãðóøêàìè è äðóãèìè ïðåäìåòàìè. Ýòî ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ îùóùåíèþ áåçîïàñíîñòè, êîòîðîå äàåò ìàòåðèíñêîå ïðèñóòñòâèå. Ðåáåíêó íå ïðèõîäèòñÿ îòâëåêàòüñÿ íà òî, ÷òîáû çàùèùàòü ñåáÿ, è âñþ ñâîþ ýíåðãèþ îí íàïðàâëÿåò íà ïîçíàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà.

2. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå.

Àêòèâíîå èçó÷åíèå íîâîãî íåâîçìîæíî áåç äâèæåíèé. Ìàëûø òÿíåòñÿ çà èãðóøêîé, ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò, ÷òîáû äîïîëçòè äî çàèíòåðåñîâàâøåãî åãî îáúåêòà, ñàäèòñÿ, âñòàåò è ò.ä. ×óâñòâî íåóâåðåííîñòè è ñòðàõ «ïàðàëèçóþò» ðåáåíêà â áóêâàëüíîì ñìûñëå ñëîâà. Óñïîêàèâàþùèå äåéñòâèÿ è ñëîâà ìàòåðè âîçâðàùàþò åãî ê àêòèâíûì äåéñòâèÿì ñ íîâûìè ïðåäìåòàìè.

3. Îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè.

Îáùåíèå ñ ìàòåðüþ — ïåðâûé îïûò ìàëûøà âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ÷åëîâå÷åñòâîì. Ïîëó÷åííûå çíàíèÿ è âïå÷àòëåíèÿ ðåáåíîê â äàëüíåéøåì ïåðåíîñèò íà îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Òàê, åñëè ìàìà îòíîñèëàñü ê íåìó áåðåæíî è çàáîòëèâî, ìàëûø ñìîòðèò íà ìèð øèðîêî îòêðûòûìè ãëàçàìè, íå îæèäàÿ ïîäâîõà. Åñëè æå ìàòü ÷àñòî áûâàëà íåñïðàâåäëèâîé, ðàçäðàæèòåëüíîé, ðåáåíîê ìîæåò ïðîÿâëÿòü â îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæàþùèìè íåóâåðåííîñòü èëè äàæå àãðåññèþ.

4. Îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ ñîáñòâåííûìè äåòüìè â áóäóùåì.

Ýìîöèîíàëüíàÿ ñâÿçü ìîæåò ïðîíèçûâàòü íåñêîëüêî ïîêîëåíèé. Ëþáÿùàÿ ìàìà ñâîåé çàáîòîé è âíèìàíèåì ïîêàçûâàåò ìàëûøó ïðèìåð òîãî, êàê íóæíî îáùàòüñÿ ñ äåòüìè. Ïðîéäåò âðåìÿ, è îí òî÷íî òàê æå ïðîäîëæèò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ñîáñòâåííûì ðåáåíêîì.

Ïñèõè÷åñêàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ äåïðèâàöèÿ ìîæåò áûòü è â ïîëíûõ ñåìüÿõ, ãäå åñòü ìàòü è îòåö, áàáóøêè è äåäóøêè, à ìàëûø ÷óâñòâóåò ñåáÿ îäèíîêèì, íåëþáèìûì,îòâåðæåííûì.  ÷åì æå ïðè÷èíà òàêèõ ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé ó ðåáåíêà.

Ïðè÷èíà îäíà — â íàñ, ðîäèòåëÿõ. ×åëîâåê òÿíåòñÿ ê íàì, óëûáàåòñÿ, òðåáóåò èãðû, à ìû ðàñòåðÿíû, èíîãäà ðàçäðàæåíû. Íàñ ìîæíî ïîíÿòü: òàê êàê ðàáîòû ìíîãî,ñåìåéíûõ çàáîò, äà åùå çíàåì ëè, êàê èãðàòü ñ ðåáåíêîì, ðàçãîâàðèâàòü è ïðî÷åå?

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам майл

Ýìîöèîíàëüíûå áàðüåðû, âîçíèêàþùèå ìåæäó ðîäèòåëÿìè è ðåáåíêîì, òîðìîçÿò ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ïîðîé ðîäèòåëè íå çàìå÷àþò, ÷òî ïðåâðàùàþòñÿ â «èñêóññòâåííûõ ðîäèòåëåé», èëè «ðîäèòåëÿìè çà ñòåêëîì». Òàêèå ðîäèòåëèóäîâëåòâîðÿþò âñå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà, ðåâíèâî ñëåäÿò çà åãî óñïåõàìè â øêîëå,âîäÿò ðåáåíêà â êðóæêè, íàíèìàþò êâàëèôèöèðîâàííûõ íÿíü è ãóâåðíàíòîê. Óðåáåíêà åñòü âñå, íî íåò ãëàâíîãî — èñòèííîé ëþáâè ðîäèòåëåé; ðîäèòåëü íå÷óâñòâóåò ðåáåíêà, îí ýìîöèîíàëüíî ãëóõ ê åãî ïðîáëåìàì.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñêàçàòü, ýìîöèîíàëüíûå êîíòàêòû ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì â áëàãîïîëó÷íîé ñåìüå íàìíîãî âûøå, ÷åì ñ äðóãèìè ÷ëåíàìè ñåìüè. Ïðè õîðîøèõ îòíîøåíèÿõ â ñåìüÿõ, ïðè àäåêâàòíîì âîñïðèÿòèè ìàòåðüþ ñâîèõ äåòåé, ëè÷íîñòü ðåáåíêà ôîðìèðóþòñÿ ãàðìîíè÷íî, áåç ïàòîëîãèé.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïñèõîëîãè è ïñèõèàòðû âûÿâèëè íàëè÷èå ñóùåñòâåííîãî ôàêòîðà-êà÷åñòâà ýìîöèîíàëüíîé ñâÿçè, ñóùåñòâóþùåé ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì. Ëþáîâü, ñ êîòîðîé îíà âûíàøèâàåò ðåáåíêà; ìûñëè, ñâÿçàííûå ñ åãî ïîÿâëåíèåì; áîãàòñòâî îáùåíèÿ, êîòîðîå ìàòü äåëèò ñ íèì, îêàçûâàþò âëèÿíèå íà ðàçâèâàþùóþñÿ ïñèõèêó ïëîäà è åãî êëåòî÷íóþ ïàìÿòü, ôîðìèðóÿ îñíîâíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, ñîõðàíÿþùèåñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé ïîñëåäóþùåé æèçíè.

Âçðîñëåíèå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò âñëåäñòâèå åñòåñòâåííîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ íà îñíîâå ïðàâèëüíîé ðîäèòåëüñêîé ëþáâè. Ìíîãîå çàâèñèò îò òîãî, êàê è êàêèå îòíîøåíèÿ ñêëàäûâàþòñÿ ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ, ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ðåáåíêà. Â ñâîé ïåðâûé ãîä æèçíè ðåáåíîê áåñïîìîùåí, ïîëíîñòüþ îïèðàåòñÿ íà ðîäèòåëüñêóþ îïåêó, åãî âûæèâàíèå è ðàçâèòèå çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî õîðîøî ïîçàáîòÿòñÿ î íåì âçðîñëûå.

 ìëàäåí÷åñòâå ðîäèòåëüñêàÿ ëþáîâü èìååò ÷óâñòâåííûé ýëåìåíò è âûðàæàåòñÿ â ôèçè÷åñêîì óõîäå ïðè îñóùåñòâëåíèè òåëåñíîãî êîíòàêòà è çàáîòû. Îñíîâíàÿ çàäà÷à ìàòåðè â ýòîò ïåðèîä îòêðûòü ñâîþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü íàâñòðå÷ó ïîòðåáíîñòÿì ðåáåíêà. Ïîääåðæèâàòü ñ íèì íàñòîëüêî òåñíóþ ýìîöèîíàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñâÿçü, ÷òîáû ñóìåòü ïðàâèëüíî óãàäûâàòü ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà è ïðåäóãàäûâàòü ëó÷øèå ñïîñîáû óäîâëåòâîðåíèÿ ýòèõ ïîòðåáíîñòåé.  ïñèõîòåðàïèè ýòî íàçûâàåòñÿ ýìïàòè÷åñêîå â÷óâñòâîâàíèå.

Òåñíàÿ ôèçè÷åñêàÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ, ÷óâñòâåííàÿ ñâÿçü ãëóáîêî íåîáõîäèìà äëÿ ðåáåíêà â ýòîò ïåðèîä, îíà ÿâëÿåòñÿ æèâèòåëüíîé ñèëîé äëÿ åãî âûæèâàíèÿ è ðàçâèòèÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîé ñâÿçè, ÷åðåç êîíòàêò ñ ìàòåðüþ, ðåáåíîê íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü è ïîíèìàòü ñåáÿ, ñâîå òåëî. Ðàâíîäóøèå âçðîñëûõ â ýòîò ïåðèîä — ñàìûé îïàñíûé âðàã äëÿ ðåáåíêà, ýòî ãðîçèò îñòàíîâêîé â ðàçâèòèè, èíîãäà äàæå îñòàíîâêîé æèçíè. Äàæå íåäîñòàòî÷íî âíèìàòåëüíàÿ ìàòü, â ÷åì-òî íåóäîâëåòâîðèòåëüíûå, ôðóñòðèðóþùèåäëÿ ðåáåíêà îòíîøåíèÿ ñ ìàòåðüþ — ýòî âñå ðàâíî ëó÷øå, ÷åì èõ îòñóòñòâèå.

Îñíîâíîå îáùåíèå, îñíîâíîé äèàëîã ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì â ýòîò ïåðèîä ñòðîèòñÿ ÷åðåç ïðèêîñíîâåíèÿ, óõîä, ãîëîñ ìàòåðè, åãî èíòîíàöèè. Âî âñåì ýòîì ðåáåíîê ÷óâñòâóåò îòíîøåíèå ìàòåðè ê íåìó, åå ëþáîâü, íåæíîñòü, çàáîòó, à òàêæå è ðàçäðàæåíèå, óñòàëîñòü, ãðóñòü, íåóäîâëåòâîðåííîñòü è äðóãèå ýìîöèè. Òàê îí ïîçíàåò ìèð, çíàêîìèòñÿ ñ ìàòåðüþ è ñ ñîáîé, ÷óâñòâóåò îòíîøåíèå ìàòåðè ê íåìó, íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ÷óâñòâîâàòü ïðî îòíîøåíèÿ â ñåìåéíîé ñèñòåìå, â êîòîðóþ îí ïîñòåïåííî íà÷èíàåò âïèñûâàòüñÿ èëè íå âïèñûâàòüñÿ.

Ðåáåíîê ÷óâñòâóåò îòíîøåíèå ìàòåðè ê ñåáå, âïèòûâàåò åãî â ñåáÿ. ×åì âíèìàòåëüíåå è çàáîòëèâåå ìàòü ê ðåáåíêó â ýòî âðåìÿ, òåì ëó÷øå ðåáåíîê áóäåò îòíîñèòüñÿ ñàì ê ñåáå è, êàê ñëåäñòâèå, ê äðóãèì. Íî çàáîòà è âíèìàíèå äîëæíû áûòü àäåêâàòíû ïîòðåáíîñòÿì ðåáåíêà, òî åñòü íå áîëüøå è íå ìåíüøå, ÷åì ýòî íåîáõîäèìî ðåáåíêó íà êàæäîì ýòàïå åãî âçðîñëåíèÿ.

Ãèïåðîïåêà è ãèïåðñòèìóëÿöèÿ ðåáåíêà ìàòåðüþ, òî åñòü êîãäà ìàòü äàåò áîëüøå îïåêè è çàáîòû, ÷åì îí ìîæåò âûäåðæàòü, ÷åì åìó íåîáõîäèìî, ìîæåò ïðèâåñòè ê àïàòè÷íîìó, îò÷óæäåííîìó è çàêðûòîìó õàðàêòåðó ðåáåíêà.  îòíîøåíèÿõ ñ òàêîé ìàòåðüþ åäèíñòâåííîé âîçìîæíîñòüþ ïîääåðæèâàòü êîìôîðòíóþ äëÿ ñåáÿ äèñòàíöèþ — ýòî ïðÿòàòüñÿ âíóòðè ñåáÿ. Âíóòðåííèé ìèð ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ åãî óáåæèùåì îò èíòåíñèâíîñòè, íàâÿç÷èâîñòè è íåïðèÿòíûõ ñòîëêíîâåíèé ñ áîëåå ñèëüíûì âçðîñëûì. Òàê ôîðìèðóåòñÿ çàìêíóòûé, çàêðûòûé õàðàêòåð.

Åñëè çàáîòà ìàòåðè â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà áûëà àäåêâàòíà, òî ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ îùóùåíèå áåçîïàñíîñòè, áàçîâîå äîâåðèå ê ìèðó. Ýòî çíà÷èò, ÷òî îí, ñòàâ óæå âçðîñëûì, áîëüøå áóäåò äîâåðÿòü ñåáå, îêðóæàþùåìó ìèðó, à çíà÷èò ëåã÷å àäàïòèðîâàòüñÿ â îòíîøåíèÿõ ñ äðóãèìè ëþäüìè è â ðàçëè÷íûõ æèçíåííûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ. Ëþäè, ïîëó÷èâøèå «ïðàâèëüíóþ» ðîäèòåëüñêóþ ëþáîâü», æèâóò â ýòîì ìèðå ëåãêî, ñëîâíî ðûáà â âîäå. Êàê îäíàæäû çàìåòèë Ôðåéä, «ðåáåíîê, êîòîðûé îùóùàåò áåçóñëîâíóþ ëþáîâü ñâîåé ìàòåðè, áóäåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ íåïîáåäèìûì».

Ýòè ôàêòû áûëè ïîäòâåðæäåíû â õîäå íàøåãî èññëåäîâàíèÿ. Íà ãîëîñ ìàòåðè äåòè î÷åíü áóðíî ðåàãèðîâàëè ýìîöèîíàëüíî. Óëûáàëèñü, ãóëåëè. Íà ãîëîñ äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè äåòè ðåàãèðîâàëè íå òàê áóðíî.

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Àâäååâà, Í.Í. Çàâèñèìîñòü òèïà ïðèâÿçàííîñòè ðåáåíêà êî âçðîñëîìó îò îñîáåííîñòåé èõ âçàèìîäåéñòâèÿ (â ñåìüå è äîìå ðåáåíêà) / Í.Í. Àâäååâà, Í.À. Õàéìîâñêàÿ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 1999. — Òîì 20, ¹1 — Ñ. 39-48.

2. Áîóëáè, Äæ. Ñîçäàíèå è ðàçðóøåíèå ýìîöèîíàëüíûõ ñâÿçåé / Äæ. Áîóëáè ; ïåð. Â.Â. Ñòàðîâîéòîâîé. — 2-å èçä. — Ì. : Àêàäåìè÷åñêèé ïðîåêò, 2004. — 232 ñ.

3. Âàëèòîâà, È.Å. Âëèÿíèå äåòñêî-ìàòåðèíñêèõ îòíîøåíèé íà ðå÷åâîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà / È.Å. Âàëèòîâà // Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ðå÷åìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ îñîáåííîñòÿìè ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ : ìàòåðèàëû Ìåæäóíàð. íàó÷.-ïðàê. êîíô., ïîñâ. 75-ëåòèþ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ Ê.Ã. Åðìèëîâîé / ÍÈÎ — Ìèíñê, 2004. — Ñ. 42-45.

4. Ãîðëîâà, Å.Ë. Õàðàêòåðèñòèêà ðîäèòåëüñêîé êîìïåòåíòíîñòè êàê ôàêòîðà íîðìàòèâíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà / Å.Ë. Ãîðëîâà // Ïñèõîëîã â äåòñêîì ñàäó. — 2006. — ¹4. — Ñ. 59-65.

5. Çàõàðîâ, À.È. Êàê ïðåäóïðåäèòü îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà : êíèãà äëÿ âîñïèòàòåëÿ äåòñêîãî ñàäà / À.È. Çàõàðîâ. — Ì. : Ïðîñâåùåíèå, 1986. — 128 ñ.

6. Çîòîâà, Ê.À. Âëèÿíèå ïîçèöèè ïåäàãîãà íà ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ / Ê.À. Çîòîâà // Ìàòåðèàëû V ãîðîäñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè ìîëîäûõ ó÷åíûõ è ñòóäåíòîâ ó÷ðåæäåíèé âûñøåãî è ñðåäíåãî îáðàçîâàíèÿ ãîðîäñêîãî ïîä÷èíåíèÿ [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]. — 2006. — Ðåæèì äîñòóïà :https://www.childpsy.ru/index.php — Äàòà äîñòóïà: 23.10.2008.

7. Èëüèíà, È.Þ. Àôôåêòèâíîå ïîâåäåíèå è åãî êîððåêöèÿ â ìëàäøåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå : àâòîðåô. äèñ. … êàíä. ïñèõîë. íàóê : 19.00.07 / È.Þ. Èëüèíà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ]. — Ì., 1996. — Ðåæèì äîñòóïà: https://childpsy.ru/dissertation/id/22754.php. — Äàòà äîñòóïà : 16.09.2010.

8.Èñàåâ, Ä.Í. Ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ, ïñèõîñîìàòè÷åñêèå è ñîìàòîïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ó äåòåé / Ä.Í. Èñàåâ. — ÑÏá. : Ðå÷ü, 2005. — 400 ñ.

9. Êóáàí, Ñ. Ðóêîâîäñòâî ïî îêàçàíèþ ïîìîùè äåòÿì, ïåðåíåñøèì ïñèõî-ýìîöèîíàëüíóþ òðàâìó / Ñ. Êóáàí ; ïåð. Ì. Êîçþê [è äð.]. — Ìèíñê : ÎÁÎ «Áåëîðóññêèé äåòñêèé õîñïèñ», 2009. — 45 ñ.

10. Ëåáåäèíñêèé, Â.Â. Àôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â íîðìå è ïàòîëîãèè / Â.Â. Ëåáåäèíñêèé, Ì.Ê. Áàðäûøåâñêàÿ // Ïñèõîëîãèÿ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà : Õðåñòîìàòèÿ : â 2 ò. ; ïîä ðåä. Â. Â. Ëåáåäèíñêîãî, Ì. Ê. Áàðäûøåâñêîé. — 2-å èçä. — Ì. : ×åÐî : ÌÏÑÈ. : Èçä-âî ÌÃÓ, 2006. — Ò. 1. — Ñ. 582-681.

11. Ìèêèðòóìîâ, Á.Å. Êëèíè÷åñêàÿ ïñèõèàòðèÿ ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà / Á.Å. Ìèêèðòóìîâ, À.Ã. Êîùàâöåâ, Ñ.Â, Ãðå÷àíûé. — ÑÏá. : Ïèòåð, 2001 — 256 ñ.

12. Ìóõàìåäðàõèìîâ, Ð.Æ. Ìàòü è ìëàäåíåö : ïñèõîëîãè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå / Ð. Æ. Ìóõàìåäðàõèìîâ. — ÑÏá. : Èçä-âî Ñ.-Ïåòåðá. óí-òà, 2001. — 265 ñ.

13. Ïàïóøåê, Õ. Çíà÷åíèå íåâåðáàëüíîãî îáùåíèÿ â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ / Õ. Ïàïóøåê, Ì. Ïàïóøåê, Ì. Ñîëîåä // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 2000. — Òîì 21, ¹3. — Ñ. 65-72.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник