Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка

Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка thumbnail

Елена Репецкая
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Четыре возможных стиля общения матери и ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль — «Мать агрессивна».

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль общенияНарушение речи, % — Нет — Слабые — Сильные

«Оптимальный» — 48% —39% — 13%

«Мать молчит, ребенок говорит» — 30% — 53% — 17%

«Оба молчат» — 27% — 43% — 30%

«Мать агрессивна» — 33% — 40% — 27%

При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

        Влияние общения  на развитие речи

    ребёнка  в возрасте с рождения

             до трёх лет

            Консультация логопеда

     На первом году жизни происходит эмоциональное общение ребёнка и взрослого. Ребёнок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ («комплекс оживления»).Малыш не понимает ещё речи взрослого и не умеет говорить, но именно в процессе такого общения складываются условия для последующего овладения речью. Постепенно слово для ребёнка становится обозначением предмета, определённого действия с этим предметом или действия самого предмета. (Это кукла. Кукла спит. Возьми (дай)куклу.) Ребёнок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, улыбкой, движением. У него развиваются понимание речи, а затем и инициативное обращение к взрослому.

     К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые слова (мама, папа, дай, ав-ав), однако для речевого общения их недостаточно. Вместе с тем малыш активнее начинает реагировать на просьбы и требования взрослого в хорошо знакомых ему ситуациях.

      Для развития слухового восприятия очень важно научить ребёнка находить источник звука (погремушка, часы, пение взрослого), а в момент разговора он должен видеть лицо взрослого, следить за тем, как тот говорит. Так развиваются понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.

Читайте также:  Центра естественного развития и здоровья ребенка

     Во время одевания надо называть части тела малыша (ножки, ручки), предметы одежды (рубашка, колготки).Ориентировка в окружающем осуществляется путём воздействия на зрение, слух, осязание.

Широко используются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», при этом сначала слова сопровождаются действиями ребёнка, а затем даются только словесные указания («Дай ручку», «Покажи, какой ты большой»). Можно показать малышу действия игрушек (зайчик прыгает, кошка спряталась).

     Появляются первые предложения. Нужно использовать это умение и учить детей обращаться к взрослому, задавать вопросы, высказывать свои мысли, желания, просьбы.

     Широко используются для развития речи произведения устного народного творчества: потешки, попевки, сказки, песенки, прибаутки. При этом ребёнок учится одновременно со словом выполнять движение.

     Особое внимание следует уделить развитию речи в совместной игре взрослого и ребёнка. В ходе игры он выполняет определённые действия (кормит куклу, укладывает её спать).

     К трём годам словарь ребёнка насчитывает более 1000 слов, в которых есть все части речи, в том числе и служебные (предлоги, союзы, частицы). Речевая активность детей третьего года жизни значительна. Они по разным поводам обращаются к взрослому с вопросами «когда», «где», «куда». Но и взрослый должен задавать ребёнку вопросы, вызывая его на разговор, диалог. Ребёнок двух-трёх лет достаточно хорошо понимает речь взрослого и, конечно, может выполнять различные задания и поручения. Когда взрослый в таких случаях что-то говорит малышу (а тот может спрашивать, что-то уточняя), то речь здесь выступает в своей обычной функции – в роли средства общения. Но детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них – повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку». Подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической и т.д. правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, и осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам.

     Звуковая сторона речи ребёнка третьего года жизни во многом несовершенна. Это объясняется тем, что недостаточно точна артикуляция, движение органов речи – языка, губ. Самую характерную для этого возраста черту звуковой стороны речи ребёнка называют общей смягчённостью. Он произносит, например, «лёзецька», а не «ложечка». Многие звуки, трудные для не сформировавшегося ещё речевого аппарата, пропускаются, заменяются другими. Прежде всего это свистящие (с,з,ц), шипящие (ш,ж,ч,щ) и звук «р».

     Эти несовершенства речи впоследствии (на четвёртом-шестом году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того, как ребёнок, постоянно слыша речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названии которых есть тот или иной звук, непроизносимый или неправильно произносимый ребёнком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш) и т.п.

     Чтение детям народных песенок, потешек, разучивание их детьми способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из них, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.

Чики-чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки.

С уважением учитель-логопед ДОУ «Солнышко»

          Степанова Инна Викторовна

Источник

Диана Никульникова
Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Консультация для родителей:

«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Семья для ребенка – это его первая школа. Общение с родителями, бабушками и дедушками изначально закладывает в ребенке его будущее. Каким оно будет, как ребенок войдет в самостоятельную жизнь во многом зависит от родителей, от климата в семье. Любовь родителей, их постоянная забота и внимание, уделяемые малышу – основа его внутреннего развития. В семье, где царит доброжелательная атмосфера, дает ребенку чувство уверенности, защищенности, способствует позитивному восприятию мира.

С самого рождения ребенок прислушивается к окружающим звукам, реагирует на голоса, различает их. Благоприятная обстановка в семье создает среду для формирования будущей личности. Общение в семье должно занимать первое место в воспитании ребенка и развитии его речи. В семье, где богатый духовный мир, где ребенку уделяется много внимания и заботы, созданы все условия для того, чтобы у него постоянно повышался его интеллектуальный уровень, формировалась грамотная речь и способность к дальнейшему совершенствованию, как личности.

Читайте также:  Курсовая влияние родителей на развитие ребенка

Но, к сожалению, существует и негативный опыт развития малыша. Когда в семье создается дефицит общения, когда ребенку уделяют минимум внимания – кроме как одеть, накормить, уложить спать и т. п., ребенок замыкается, становится обидчивым, зачастую агрессивным, общение с окружающими постепенно становится ему не интересно. Бытовые проблемы, работа зачастую удаляют нас от ребенка, а ему в этот начальный период жизни, как никогда необходимо именно общение, именно наша забота и внимание. Ещё хуже ситуация в тех семьях, где «жесткая» обстановка, состоящая и конфликтов, постоянных перебранок и прочего негатива. Такая обстановка способствует тому, что у детей создается постоянное чувство страха, подавленности и ненужности. Очень ранимая психика ребенка получает в данной обстановке тяжелую эмоциональную травму. Все это является подавляющим фактором в развитии речи и интеллекта ребенка. Если в семье на ребенкасыплются только отдельные реплики типа: «Отстань», «Замолчи», «Иди сам поиграй», то о каком развитии может идти речь?

Много зависит и от образованности самих родителей. Ребенка, который не видит, что родители читают, обсуждают что-то, дискутируют на какие-либо темы, очень трудно будет приучить к чтению, развить в нем интерес не только к книгам, но и к стремлению познать окружающий мир.

Отдельно хочется остановиться на таком «печальном» факторе, как просмотр ребенком телевизионных передач. Во многих семьях ребенок гораздо больше сидит у телевизора, чем общается с родителями. Это, как считают многие, «безопасное» занятие хранить в себе много печальных последствий. Развитие речи ребенка серьезно тормозится. Их речь бедна, она сплошь напичкана фразами из мультиков, зачастую, примитивных. Экран телевизора часто вытесняет такие формы общения, как сказки, колыбельные песенки и просто диалоги с ребенком. Ребенок, который проводит в среднем у телевизора около 2-4 часов в день, в дальнейшем может серьезно отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Об это нужно помнить всем родителям.

Очень важно научиться слушать ребенка. Когда малыш пытается что-то объяснить, зачастую торопясь, не находя сразу нужных слов,не надо говорить ему: «Отстань, потом расскажешь». Ведь это серьезно ударяет по его самолюбию. Ребенок обижается, даже может проявить агрессию. Родителям крайне необходимо научиться выслушивать ребенка до конца, вникать в то, что он говорит, дать ему понять, что вам тоже это интересно, что вы сопереживаете ему и готовы всегда обсудить с ним затронутую им тему. В таком общении обогащается словарный запас ребенка, он учится правильно излагать свои мысли, иметь свою точку зрения по тому или иному вопросу.

Подводя итог, в заключении можно выделить основные направления правильного развития речи ребенка, берущие свое начало именно в семье:

1. Необходимо наладить позитивный эмоциональный климат в семье, оградить ребенка от конфликтов, ссор и семейных перепалок, сформировать благоприятную для него атмосферу;

2. Снизить до минимального «общение» ребенка с телевизором и компьютером. Вы, а не они должны занимать большую долю времени общения с малышом.

3. Повышать свой интеллектуальный уровень. Это позволит и ребенку «тянутся» за вами в получении новых знаний, развитии своих способностей и склонностей.

4. Всегда стараться найти время на общение с ребенком, уделять ему больше внимания, даже не смотря на загруженность в работе, различные жизненные неурядицы и прочее.

И последнее – не существует какой-то универсальной, «шаблонной» методики воспитания и развития ребенка, его речи и мышления. Каждый родитель должен понимать, что только любовью, лаской, позитивным личным примером и, конечно же, постоянным общением с ребенком, можно вырастить грамотного, всесторонне развитого человека.

Источник

Консультация

для педагогов

«Влияние стиля

общения с матерью

на формирование

речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Стили общения пар «мать — ребенок»

Стиль

Условные названия

Частота встречаемости, %

1-й

«Оптимальный»

47,7

2-й

«Мать молчит, ребенок говорит»

29,7

3-й

«Оба молчат»

14,1

4-й

«Мать агрессивна»

8,5

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

Читайте также:  Щитовидная железа и развитие речи ребенка

2-й спяль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно восстанавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в оду сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

Исследование показано, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7 %). Большинство (523 %) испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7 %) старается оттолкнуть ребенка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребенок не сдается: он пытается объяснить матери, что любит ее и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но его экспрессия дает обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком, поэтому пытается подавить его активность с еще большей силой. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая (14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребенку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Даже было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребенка. Полученные данные приведены в таблице, где для каждого стиля указано процентное соотношение детей имеющих нормальную речь, слабые и сильные речевые нарушения.

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль

Нарушение речи, %

Нет

Слабые

Сильные

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит,

ребенок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27

При оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39 % отмечаются слабые нарушения и у 13 % — сильные.

При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5 — 2 раза. При 2-м стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53 %). Увеличивается количество детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17 %). Еще более серьезное положение складывается при 3-м стиле: число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27 %), а тяжелые нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при 1-м стиле, и составляют 30 %.

Интересное явление обнаруживается при 4-м стиле общения. Здесь намечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счет того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжелых речевых нарушений остается стабильно высоким (27 %).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественный тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникшие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник