Влияние экспериментирования на развитие ребенка

Влияние экспериментирования на развитие ребенка thumbnail

Махаури Елена Владимировна
Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

«

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания,

полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментированиетесно связано со всеми сферами детской жизни:

1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.

2. Эксперимента без труда не бывает.

3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.

4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.

5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

Формы экспериментированиямогут быть различными:

• совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.

• самостоятельная деятельность детей.

Применение экспериментирования оказало влияние на:

• повышение уровня развития любознательности;

• исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;

• речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

• личностные характеристики (появление инициативы, самосто-

ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности

отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д;

• знания детей о неживой природе.

Проведите с детьми опыты:

Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет,а что нет:

• пластмассовая игрушка;

• камешек;

• губка;

• металлическая машинка.

•Опыт: «Что быстрее растворится?»

• морская соль;

• мыло;

• шампунь.

Кухня – тоже место для эксперимента.

•Опыт: «Растворяется… не растворяется». Что растворится,а что нет:

• соль;

• рис;

• сахар;

• мед;

• сода;

• мука.

•Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

•Опыт: «Почему идет дождь?».Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

Источник

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Мы определили основное направление своей педагогической идеи «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование». В основу работы положены идеи И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи

1.                             Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2.                             Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3.                             Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

4.                             Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5.                             Развитие у детей умственных способностей:

—          развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

—          формирование способов познания путём сенсорного анализа.

6.         Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.

Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям:

—          Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.

—          Человек функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

—          Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.

Читайте также:  Образец заполнения индивидуальной карты развития ребенка

Также разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:

—          Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

—          Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

—          Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групы. Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек».

Основное оборудование лаборатории:

—          приборы — «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

—          природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

—          утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

—          разные виды бумаги;

—          красители: гуашь, акварельные краски;

—          медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

—          прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Требования к объектам опытов и экспериментов:

1.         Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2.         Безопасность объекта для детей.

3.         Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз.

Целесообразным считаю применение следующих премов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей.

При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Очень эффективной формой работы, исходя из практики работы, наряду с занятиями, являются представленные проекты и мини-проекты.

Мини-проект «Экспериментирование с воздухом», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.

Мини-проект «Неизвестная соль», позволил узнать о новых качествах соли, дети применяли её в разных нестандартных ситуациях — выращивали кристаллы, окрашивали соль и декорировали интерьер и многое другое.

Мини-проект «Экспериментирование с водой» позволяет детям сравнить различные состояния воды («Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»).

Мини-проект «Экспериментирование с песком», даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок».)

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Можно выделить три основных вида экспериментов:

1.                  Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

2.                  Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

3.                  Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Опыт отслеживался с сентября 2013 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.

Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

—               повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей;

—               речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

—               развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

—               систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Читайте также:  Отвести ребенка в школу развития

Литература:

1.                  Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском садусост. Н. В. Нищева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство_Пресс», 2013. — 304с.

2.                  Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 128с.

3.                  Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 333 с.

4.                  Веракса Н. В., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для детей 4–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 80с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, развитие, Эксперимент, экспериментирование, неживая природа, подведение итогов.

Источник

Детское экспериментирование, его влияние и  значение на развитие познавательной активности ребенка.

 (Сообщение для педагогов на педагогическом совете)

   Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

    Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого — по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая  глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из под гуаши. На донышке — немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..

   Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.В. Запорожцем.

     Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.

    Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

    Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

     Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

     Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

     Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка

    Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

    Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования». Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования.

  Если проанализировать образовательные программы дошкольного воспитания 60 – 70х годов можно установить, что опираются они на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребенку. И большинству педагогов – дошкольников даже в голову не приходило рассматривать лужу как «источник» познания: перемажутся, ноги промочат.

   Таким образом, и родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.

Читайте также:  3 недели ребенку развитие в утробе это

    К этой мысли педагоги идут с разных сторон. По сути, такие идеи как:

  • создание развивающей среды;
  • личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;
  • природосообразное обучение;
  • педагогика сотрудничества;
  • раскрепощение детей;
  • Монтессори – педагогика;
  • детское экспериментирование –

представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: «позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной.

    Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду, индивидуального и коллективного во всех видах детской деятельности.

    Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

    Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

    Опыты для дошколят с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разрабатывал И.С. Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занималась С.Н. Николаева.

    Светлана Николаевна разрабатывала методики, которые позволяли педагогу выйти из привычного тоннеля вербализма (исключительно словесного обмена информацией). Ведь можно просто сообщить ребенку: бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому. В арсенале Николаевой было, например, такое пособие. Плоскость тонкого картона делилась на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещалась бабочка, которая могла перемещаться по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?

    В программе Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой «Детский сад – дом радости», в методическом пособии О.В. Дыбиной много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и на следующий раз возьмет такую, какую надо.

    Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка на занятии ничего не получилось, кажется им совершенно не приемлемым.

     Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения занятия по детскому экспериментированию на вопрос: «Что было самым трудным?», педагоги отвечают: «Молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Всё это было бы правильным, если бы было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление всё-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения.

   «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». /С.А. Рубинштейн/

   Настало время широкого внедрения проблемного обучения и экспериментирования как метода этого обучения в практику работы дошкольных учреждений.

Список литературы:

  1. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.
  2. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.
  3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
  4. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / 
  5. И.В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004. — 57 с.
  6. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л., 1959 — 126 с.
  7. Кудинов, С.И. «Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты». Монография / С.И. Кудинов — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. — 270 с.

Источник