Влияние языка на развитие ребенка

Влияние языка на развитие ребенка thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 5 лет девочку для общего развития

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

— игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

— проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

— разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие
projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий»,
«бросающийся в глаза». Применительно к уроку иностранного
языка, проект — это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов — это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей — расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

Читайте также:  Развитие аффективной сферы ребенка

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. — 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

На особом «родительском» языке говорят по всему миру. Эта манера речи призвана привлечь внимание маленького ребенка: упрощенная грамматика и простые слова, растянутые слоги. Взрослые переходят на «родительский», общаясь с детьми, практически не задумываясь об этом.

Но что если бы родители знали, что такая их речь помогает ребенку быстрее осваивать новые навыки? Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что родители, хорошо информированные о позитивном эффекте «родительского», который он оказывает на развитие детей, чаще использовали этот особый язык в общении со своими детьми. Ученые также установили, что дети, с которыми взрослые общались на «родительском» языке, в дальнейшем демонстрировали лучшие языковые навыки.

Прежде считалось, что «родительский» язык помогает детям лучше освоить язык взрослый благодаря своей упрощенной грамматической структуре и подчеркнуто четкому произношению слогов. По итогам нового исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые предположили, что «родительский» язык играет для маленьких детей роль некоего «социального якоря» — высокий тон и замедленный темп речи как бы приглашают ребенка к социальному взаимодействию.

Евгения Шишова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании», международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS:

— В настоящее время многочисленные исследования посвящены проблеме влияния «родительского» языка на когнитивное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка. «Родительский» язык или речь, адресованная ребенку, «родной» язык, психолингвисты называют «нянькиным» языком. «Родительский» язык — это прежде всего форма коммуникации с ребенком, при которой речь родителей подстраивается под язык ребенка. Чаще всего рассматривается как предусмотренный природой инстинктивный механизм измененной речи. Проявляется в слабо контролируемом инстинктивном повышении частотности голоса человека, выделении гласных звуков и упрощении речевых конструкций при общении с младенцами и детьми.

Исследования подтверждают, что именно к такой речи дети наиболее восприимчивы. Так вербальная стимуляция со стороны родителей в сочетании с теплым и позитивным стилем родительской речи будет позитивно влиять на развитие ребенка.

Мы говорим об исследованиях, направленных на изучение роли взрослого в развитии ребенка и влиянию этих процессов на речевое развитие ребенка. Проведенные исследования показывают, что такие характеристики связной речи, как тематическое и смысловое единство, межфразовая связь, композиционная и логическая последовательность описания, повествования, рассуждения, стилистическое единство речи, зависят от речевого окружения и языковой среды. Так, например, основными условиями целенаправленного формирования раннего билингвизма у детей являются создание сбалансированных условий для одновременного формирования двуязычия с самого рождения (язык среды воспитания, язык общения, уровень речевой культуры окружающих) и обучение второму языку на базе устойчиво сформировавшихся речевых умений и навыков на первом языке. Эти исследования подтверждают важность социального взаимодействия, о котором говорил Лев Выготский, и находят экспериментальное подтверждение в современных зарубежных исследованиях. Анализ работ, связанных с исследуемой проблемой, позволяет предположить, что существует несколько подходов к влиянию «родительского» языка на когнитивное и языковое развитие ребенка: негативный, нейтральный, позитивный.

Некоторые психолингвисты не отрицают существенную роль родителей в успешности овладения языком, однако отмечают, что если потребности в речевой практике не удовлетворяются, то ребенок становится не способным усвоить язык в достаточном объеме, а невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей, сюсюканье негативно влияют на речевое развитие детей и может способствовать возникновению логопедических проблем. Сторонники второго подхода полагают, что «родительский» язык не играет важной роли. Третья группа исследователей, подтвердили позитивное влияние «родительского» языка на психическое развитие, отмечая, что оно способствует не только речевому, но и познавательному развитию ребенка. Однако важно помнить, что есть своя специфика роли взрослого на разных этапах развития. Так, «родительский» язык будет эффективным только до трех лет. Это связано с тем, что ранний детский возраст (один–три года) является сензитивным периодом для развития речи. Усвоение грамматического строя родного языка имеет свои периоды развития. Первый период — от одного года до двух лет — период предложений. В этом периоде выделяют однословные и двусловные предложения. Второй период — до трех лет — речь ребенка приобретает довольно связный характер. Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка. Речевой сигнал — это стимул, активирующий мозг ребенка, а без речевых сигналов не развивается мышление.

Интересен и тот факт, что чем раньше ребенок соприкасается со вторым языком, тем ярче раскрывается потенциал ребенка в будущем, закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей. Как отмечает Е. Ю. Протасова, основы языковой способности закладываются в дошкольном возрасте, и если она будет формироваться параллельно на двух языках, то можно ожидать более качественного вербального развития и познавательного эффекта. Противоречивость результатов, полученных в многочисленных исследованиях, делают необходимым проведение исследований с учетом преимуществ и ограничений, связанных с приобретением и использованием двух или более языков.

Читайте также:  Соска и развитие ребенка

Ирина Шляпникова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и возрастного консультирования Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета:

— В большинстве случаев мамы как бы автоматически переходят на «родительский» язык, потому что они получают от ребенка позитивную обратную связь: ребенок на такое общение с ним реагирует по-другому, слушает как завороженный, радуется такому общению. «Родительский» язык актуален для самого раннего возраста (младенчество и раннее детство), а в этом возрасте сохраняется еще тесная физическая связь мамы с ребенком, в силу беспомощности ребенка и круглосуточной потребности друг в друге между мамой и ребенком возникает крепкая эмоциональная связь, поэтому мама практически безошибочно распознает потребности ребенка и выстраивает с ним соответствующий его возможностям диалог.

В принципе любое позитивное эмоциональное общение родителя с ребенком является развивающим. Ведущая деятельность (деятельность, в которой происходит развитие и без которой развитие тормозится) в период младенчества так и называется — «непосредственное эмоциональное общение со взрослым». Но «родительский» язык является наиболее соответствующим возможностям и потребностям ребенка.

Такое общение развивает не только мозг и психику, но и укрепляет эмоциональную связь родителей с ребенком, что является необходимым фундаментом для будущего развития личности и социальных способностей ребенка.

Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):

— В моем понимании «родительский» язык — это культуральная форма устного диалога с ребенком, которая помогает выстроить более грамотные детско-родительские отношения в семье. Наиболее актуален такой диалог в раннем возрасте, когда идет формирование речевых центров и структур мозга.

Самым плодотворным является возраст от полутора до пяти лет. Наиболее продуктивно использовать «родительский» язык с детьми, которые имеют слабо выраженные коммуникативные навыки и способности.

Важно дозировать «родительский» язык и нагрузку в общении с детьми, в разговоре не переходить на упрощенный диалог с ребенком и не коверкать взрослый язык.

То есть, например, когда ребенок не выговаривает букву «р» и другие звуки, то родители могут из добросердечных чувств к своему ребенку начать также не выговаривать. Это может привести к стойким дефектам в развития речи и закрепить негативный паттерн неправильного произношения. В более позднем возрасте ребенку может быть сложно переобучиться, так как родитель является очень значимой «патернальной» фигурой и то, что родитель транслирует ребенку при помощи речи, усваивается очень прочно и надолго.

Но «родительский» язык хорош тем, что взрослый может с помощью «мягких интонацией» быть в особом контакте с ребенком. В речи важно использовать техники эмпатического слушания (например, фразы «Ага, да, молодец, продолжай / я тебя слушаю / правильно ли я тебя понял(-а)»). Для каждого родителя свой малыш уникален, и именно родитель знает, как общаться со своим ребенком. Даже если в семье несколько детей, то под каждого из детей родители подстраивают свою речь. Использование родительского языка наиболее плодотворно в общении с мальчиками. У мальчиков зона речи находится только в одном полушарии мозга, и поэтому речь физиологически развивается у большинства мальчиков более медленно. Поэтому чем дольше и чаще будет открытый и доверительный разговор с родителями, тем быстрее и комфортнее будет развиваться речь мальчика.

«Родительский» язык не является инстинктивной формой общения, а вырабатывается как социально приобретенный навык. Безусловно, родительский язык является ценностью. Очень важно общаться на равных с ребенком. Это влияет на развитие его интеллекта. Речь должна быть понятна ребенку, это усилит качество межличного взаимодействия со значимым взрослым и будет способствовать грамотному формированию здоровой привязанности. Постепенная нагрузка и расширение словарного запаса очень эффективны.

В 1958 году вышла книга Даниила Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте», которая не теряет своей актуальности и в наше время. Автор отмечает, что речь активно формируется в игре. Игр достаточно много, и они специфичны для каждого возраста, каждый вид игры по-своему важен.

«Родительский» язык способен развить речь ребенка. Дети начинают усваивать те модели поведения, которые им передают родители. Например, дети играют в сюжетно-ролевую игру «дочки-матери» и, как правило, используют речь родителей, повторяют, копируют родителей, их модели поведения, реакции и проч. Ребенок в игровой и шуточной форме транслирует те языковые средства, которые он получает в семье. Поэтому очень важно бережно относиться к психике ребенка и его речи.

Скудный запас слов, использование жаргонизмов и ненормативной лексики приводит к недоразвитию речи у ребенка, чем богаче и интеллектуальнее языковая среда, в которой развивается ребенок, тем быстрее и качественнее развиваются высшие психические функции мозга, такие как речь, сознание и мышление.

Так что родительский язык закладывает очень важные ценности, направлен на поддержку привязанности и на развитие коммуникативных способностей.

Подготовила Мария Грибова

Источник