Влияние интернет и развитие личности ребенка

Здравствуйте, мамы и папы!  Сегодня в каждой семье есть компьютеры, ноутбуки, планшеты и телефоны. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. Поэтому сегодня затронем эту тему – влияние интернета на ребенка.  Как всемирная паутина будет влиять на ребенка, определяется установленными правилами, действующими в вашей семье.

Одни дети пользуются интернетом для поиска полезной и интересной информации, другие впитывают весь «хлам», опубликованный в сети.

Как поступить правильно, когда без пользования интернетом нельзя, а уберечь свое чадо хочется?

Содержание статьи

Положительное влияние интернета на ребенка

  •  сегодня интернет необходим детям для учебы (от поиска информации для реферата до сведений для лабораторных работ).
  • общение с родственниками и друзьями из других городов, стран.
  • интернет – место, где можно найти специальные программы для обучения детей читать и считать, для развития логического и стратегического мышления. Обучения иностранным языкам и другое.
  • умение ловко использовать функции и программы компьютера и интернета – вклад в будущее вашего гения, ведь мир прогрессирует и интернет – неотъемлемая его часть.
  • ознакомление с другими странами (виртуальные путешествия), изучение исторических фактов расширит мировоззрение ребенка.
  • для детей – инвалидов, интернет чуть ли не единственная возможность общаться со сверстниками и не чувствовать себя изгоем.

Если вы предполагаете, что ребенок использует интернет не по необходимости, а для просмотра «взрослой информации, видео», нелишним будет установить на компьютере функцию родительского контроля, но и это не будет 100% защитой любознательного чада. Влияние интернета на ребенка тем выше, чем меньше внимания ребенок получает от родителей и чем меньше контроля этому моменту с их стороны.

Отрицательное влияние интернета на ребенка

  • любопытство деток часто заводит их на сайты с пропагандой алкоголя, курения и наркотиков. На сайты со «взрослым» видео контентом.
  • искривление различных отделов позвоночника, снижение остроты зрения и другие сопутствующие заболевания подстерегают несмышленыша, долго сидящего перед монитором компьютера или планшета.
  • всё больше на просторах всемирной паутины появляется web-страниц и групп, оказывающих психологическое влияние на настроение и поведение ребёнка. Подталкивают на необдуманные и опасные поступки.
  • постоянное «сидение в интернете» вызывает дефицит живого общения со сверстниками и может стать причиной асоциального поведения.

Чтобы обойти стороной возможные проблемы при взаимодействии чада с интернетом, важно завоевать его доверие и стать примером и авторитетом почемучки.

Хотите отучить малыша проводить все время за компьютером? Перестаньте сами пользоваться социальными сетями и другими интернет-ресурсами. Наглядный пример будет лучше и безболезненнее восприниматься.
Влияние интернета на ребенка – вопрос важный и многогранный. Он несет с собой как положительную, так и отрицательную стороны. Важно понимать, что в современном мире интернет не только помощник в поиске ответов на вопросы, но и «скрытый учитель», принимающий участие в формировании мировоззрения ребенка и социальных ценностей.

Влияние интернета на подростка

Родителям детей переходного возраста нужно быть особе терпеливыми и стойкими, так как переход от детства ко взрослой жизни не так легко принимается подростками.  Особенности функционирования гормональной системы накладывают свой отпечаток на поведение школьника: нелогичные и необдуманные поступки и резкость в высказываниях лишь малая часть перестройки психики подростка. Последствия у этих перестроек не всегда благоприятные.

Неприятие подростка сверстниками – одна из причин «зависания» в сети, а не во дворе с друзьями. Так юноша или девушка убегают от насмешек и оскорблений своих товарищей. Если вовремя не обратить на это внимания, то может привести к интернет-зависимости подрастающего поколения.

Дружеская и искренняя беседа родителей с подростком могут исправить его психологическое состояние и помочь преодолеть этот нелегкий период.

Споры о социальных ценностях ведутся на протяжении столетий, но единого мнения так и не сложилось ведь отчасти, мы все заложники прогресса. Так что решение о пользовании интернетом и его запретом только за вами. Главное, помните, что влияние интернета на ребенка зависит от того, насколько теплые и доверительные отношения в семье.

Взаимопонимания вам с детьми, дорогие родители! =)

Больше интересных статей у нас на сайте: https://solnze-vdom.ru

Источник

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Ребёнок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Читайте также:  Отставание в развитие недоношенного ребенка

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» . Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Читайте также:  Центр развития ребенка светлячок

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни.

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Читайте также:  Значение интеллекта в развитии ребенка

Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Поделитесь в комментариях:
— Считаете ли вы, что ограничивать время пребывания ребенка в сети Интернет необходимо?
— Сколько времени ваш ребенок проводит перед экраном информационных устройств?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

Источник

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты влияния интернета на формирование личности школьников.

  • 1.1. Проблема формирования личности школьника в психолого – педагогической литературе.
  • 1.2. Функции Интернета в формировании личности школьников.

2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме влияние Интернета на формирование личности школьников.

  • 2.1. Организация и проведение опытно – экспериментальной работы по изучению влияния Интернета на формирование личности школьников.
  • 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов влияния Интернета на формирование личности школьников.
  • 2.3. Рекомендации для подростков по использованию Интернета во внешкольной деятельности.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена исследованию влияния Интернета на формирование личности школьников. Компьютеризация и информатизация стала неотъемлемой частью современного общества, что представляет собой область активных исследований в педагогике и психологии.

Информатизация – это процесс, затрагивающий все сферы общества (социальную, экономическую, техническую и научную) и направленный на создание лучших условий для удовлетворения информационных потребностей всех видов организации и людей.

Компьютеризация – процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности. Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Исследования Интернета становятся все более актуальными. В настоящее время развитие информационных технологий повлияло на появление новых развлечений, поиска информации, как для детей, так и взрослых. Поэтому данный вопрос рассматривается на государственном уровне, что нашло отражение в нормативно – правовых актах, таких как ФЗ «О средствах массовой информации», указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации», которые регулируют деятельность в Интернете для безопасного использования и без нарушения авторских прав.

Особое место в законодательстве РФ занимает рассмотрение вопроса о безопасном и практичном использовании Интернета детьми. Данная тема нашла отражение в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который в первую очередь ограничивает допуск к информации по возрастной категории, а также соблюдение контроля над деятельностью детей в Интернете со стороны государства и общества.

В силу сказанного представляется актуальным изучать влияние Интернета на формирование личности школьников, ведущих активную деятельность в глобальной паутине.

Тема исследования – Влияния интернета на формирование личности школьников.

Цель исследования – выявить как влияет Интернет на формирование личности школьников.

Объект исследования – формирование личности школьников.

Предмет исследования — функции Интернета в формировании личности школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что Интернет значительно влияет на формирование личности школьников.

Задачи исследования:

  • 1. Рассмотреть проблему формирования личности школьников в психолого – педагогической литературе.
  • 2. Проанализировать функции Интернета в формирование личности школьников.
  • 3. Организовать и провести опытно – экспериментальную работу по изучению влияния Интернета на формирование личности школьников.
  • 4. Разработать рекомендации для подростков по использованию Интернета во внешкольной деятельности.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, рассмотрение функции Интернета, выявление положительных и отрицательных последствий влияния Интернета на формирование личности школьников.
  • 2. Эмпирические: опрос, тестирование, интервью.

Теоретическую базу исследования составляют идеи формирования личности школьников (Д. И. Фельдштейн, А.В. Мудрик и др.); воздействие Интернета на формирования личности школьников (Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский и др.); о влиянии Интернета на психологические аспекты личности (А. Е. Жичкина, О. В. Лутовинова, Н. В. Чудова и др.).

Научная новизна заключается в конкретизации материала по вопросу безопасного использования сети Интернета для разностороннего развития личности школьников и предотвращения Интернет – зависимости.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по влиянию Интернета на формирование личности школьников, а также рекомендации по предотвращению появления зависимости от Интернета.

Эмпирическая база исследования ¬– МБОУ СОШ № 73 г. Кирова В исследовании принимали участие учащиеся 9-го классов, в количестве 26 человек.

Источник