Влияние игры на развитие ребенка из опыта работы

Влияние игры на развитие ребенка из опыта работы thumbnail

Александра Плеханова
Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме.

Преимуществом интеллектуального развития детей в игре является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Игра есть средство познания действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.

Игра Воскобовича – это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.

С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьеныша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Игры тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют детям поверить в себя и свои способности. Играя в игрушки тренажеры, дети становятся умнее и рассудительней, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

Конструирование из счетных палочек – способствует развитию мышления, внимания, мелкой моторики и пространственной ориентировки.

Игры Никитина развивают любознательность, творческий склад ума.

Развивают способности создавать новое, решать незнакомые задачи. При этом каждая игра не только развивает разные стороны интеллекта, но и воспитывает самостоятельность, целеустремленность, аккуратность, умение концентрироваться.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры с использованием интерактивной доски позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Игра «Зоркие глазки» – это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление. Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Все предложенные игры представляют собой систему, в процессе которой дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, учатся выполнять различные действия, получают знания, делают открытия, развивают память, мышление, творческие способности.

В ходе игр осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. И это способствует интеллектуальному развитию детей в игре.

Источник

Татьяна Грачева
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.Исследования отечественных психологов: Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского и других показывают значимую роль игровой активности в деятельности дошкольника. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники ещё не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

Ребенок в игре развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Так в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. В коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

В младших группах дети играют чаще всего рядом. Поэтому воспитателю нужно учить детей не мешать друг другу, формировать доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучать их играть небольшими группами, согласовывать свои действия и радоваться совместным результатам.

Читайте также:  Развитие самосознания ребенка раннего года

Воспитателю необходимо проявлять интерес к игре, эмоционально выражать свое отношение к детям и к совершаемым действиям. Стараться не настаивать, чтобы дети сразу же проявляли самостоятельность и активность.

Организация игровой деятельности оказывает большое значение в дошкольном возрасте. Руководство игровой деятельностью требует большого мастерства и педагогического такта. Эффективным способом руководства является участие самого воспитателя в игре, Также немаловажным является оформление предметно развивающей среды в группе и подбор игрушек. Руководство игрой детей должно быть направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли.

Когда ребенок играет ту или иную роль в игре, он не просто фиктивно переносится в чужую личность. Ребенок, принимая на себя роль и входя в нее, расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны. В игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

В дошкольном возрасте игра теснейшим образом связана с развитием личности. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Общаясь со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В дошкольном возрасте игровая деятельность развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, которые влияют на его развитие.

В игре формируются все стороны психики ребенка. Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Также в игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, игра имеет большое значение в развитии ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра – это самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Источник

Небольшой рассказ из опыта работы на тему:

«Влияние игровой деятельности на всестороннее развитие дошкольников «

Мы все знаем, что игра — это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательных интересов, в игре усваиваются и закрепляются полученные умения и навыки, формируются социально значимые черты личности. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

Учить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт нужно с раннего детства. Этому я убедилась, когда пришла работать в детский сад. Свою педагогическую деятельность начала с младшего возраста.

В работе с малышами, я обратила внимание, что играя с той или иной игрушкой или предметом, дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий. Для успешного решения воспитательных и образовательных задач в процессе обучения детей игровым действиям, необходимо выстроить систему работы.

В первую очередь, я изучила:

— теоретический материал по данной проблеме;

— подобрала методическую литературу по игровой деятельности;

— составила перспективный план работы;

— составила работу с родителями;

В своей работе использовала разнообразные формы,  методы и приемы такие как:

— непосредственно образовательная деятельность;

— игровая деятельность;

— самостоятельная деятельность детей;

— рассматривание;

— чтение художественной литературы.

Большой интерес на игру, представляют взгляды видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой, она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В своей работе, большое внимание обращаю на организацию предметно-развивающей среды. В группе присутствуют все виды игр и игрушек (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и так далее); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр. Учу детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе есть разнообразный строительный материал — дети не только создают постройки, но и используют строительный материал для игровой планировки. Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, поэтому в игровых наборах для детей есть куклы разных размеров, наборы мебели, посуды, одежды, аксессуаров, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений предоставляем в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных.

Читайте также:  Центр развития ребенка умница курск

В соответствии с замыслом сюжета формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама — папа — сын, дочка; продавец — покупатель — кассир, врач — больной — аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы — заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик — чик, это чек», «Один, два — ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с детьми включаю разные ролевые диалоги, меняю содержание диалога в зависимости от смены ролей. Взаимодействие в ролевом диалоге учу детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.

Я как педагог постоянно забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности. Это позволяет воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

К сожалению, родители редко играют с детьми дома. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. На вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома?», родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Поэтому, одной из задач, выступает: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. В планировании работы с родителями нашли отражение такие формы, как анкетирование,
фотовыставки «Мы играем», распространение памяток и рекомендаций, библиотечка. Родителям была представлена картотека игр, которые можно провести в домашних условиях, беседы и консультации для родителей.

Результат моей работы показала положительная динамика игровой деятельности детей. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Повысился интерес к играм, дети стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. В течении каждого учебного года происходили качественные изменения всестороннего развития детей.

Можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа по влиянию игровой деятельности на всестороннее развитие детей, повышает уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощению в своей творческой деятельности путем необычных идей.

Источник

Файруза Ахметзянова
Сообщение из опыта работы «Игра как средство развития младших дошкольников»

Сообщение из опыта работы на тему: «Игра, как средство развития младших дошкольников».

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ – дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – другому, чем взрослыми, ребенок в игре делает «открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких – либо целей, чем цель – играть. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те, явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, и в процессе игры формируют умение распоряжаться знаниями в различных условиях.

У детей младшего дошкольного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ведь обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятиях ребенок выполняет задания взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. А для того чтобы игра действительно увлекла детей, я лично затронула каждого из них, чтобы ребенок стал непосредственным ее участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекала их в собственную деятельность, делала ее важной и значимой для них. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой. Организуя игру – помогаю детям преодолеть затруднения, одобряю их хорошие поступки и достижения, поощряю соблюдение правил, отмечаю некоторые ошибки детей. И это совмещение двух разных ролей (участника и организатора) – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающей игра становится лишь в том случае, если она интересна. А интересной ее может сделать только воспитатель.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка раннего возраста

Изучив уровень развития большинства детей, на начальном этапе своей работы применила совместные игры, помогающие сблизить детей друг с другом и с воспитателем, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Это игры – забавы, хороводы. Эти игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусель». Общность движений и игровых интересов помогли мне усилить радостные переживания и эмоциональный подъем у детей, кроме того, дети учились согласовывать свои действия друг с другом, ориентироваться на пространственные условия движений. Затем постепенно стала применять игры, в которых нужно было действовать по очереди. («Зайка беленький сидит», «Подарки» и т. д, т. е более сложные. Не все малыши сразу включаются в игру, они только наблюдают за игрой, но постепенно, без принуждения и они втянулись в игру.

В работе с малышами также широко использовала игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия. Цель этих игр – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем – то важном. Для формирования целенаправленного восприятия цвета применяла такие игры, как «Бегите ко мне!», «Ищи свой дом», «Найди такой же» и др. Немаловажную роль в развитии детей отводила играм, развивающим восприятие формы.Это такие игры как: «Отгадай, что в мешочке?», «Есть у тебя или нет?», «Где твой дом?», «Принеси и покажи», «Геометрическое лото» и др. Для того чтобы своевременно развивать у детей целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и умение управлять ими, применяла специальные игры, как «Раз, два, три говори», «Прятки с игрушками», «Отзовись не зевай». Характерным для этих игр является наличие текста, который направляет внимание детей, напоминает правила игры и те условия выполнения, которые связаны с управлением внимания, так в игре «Поехали коробочки наши»читала стихотворение: На донышке в коробке

Огонек горит

Какие брать игрушки,

Он нам говорит

Смотри не перепутай,

Внимательно следи,

И что такого цвета

В коробочку клади.

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции и расширение связной речи, т. е умение выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. На отработкуартикуляции и уточнение произношения проводила игру: «Где спрятался зайка?» дети усваивали значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, над, под, за и т. д.). Это обогащало словарь детей и развивало пространственные представления. В игре «Где мы побывали, что мы повидали?», связь речи и движения являлась основой развития мышления детей: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют те слова конкретным содержанием.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности отводила такой игре, как «Отгадай – ка!».В этой игре пример синтезирования дала я сама: перечислила характерные особенности предмета, т. е загадывала загадку, а дети отгадывали.

Для развития памяти (а без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами) применяла игры, содержащие необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти. В игре «Переполох» я помогала связывать между запоминаемым и припоминаемыми объектами, руководила умственной активностью детей, направляла ее и дала необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делал умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными. А в игре «Кто здесь прячется?» дети учились уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот прием облегчает процесс запоминания и припоминания. В своей работе на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математики широко использую дидактические игры, этот способствует повышению интереса детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. При этом стараюсь,чтобы в игре присутствовали элементы занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания. В играх – занятиях я целенаправленно воздействую на мышление малышей, продумываю содержание игр, методические приемы их проведения, добиваюсь, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Ведь особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Содержание игр постепенно, по мере усвоения расширяю. Постепенно детей знакомлю с новыми дидактическими играми, в которых дети учатся выполнять роль ведущего.Очень нравятся детям настольно печатные игры: «Найди свой цвет», «Парочки» и т. д. В этом возрасте уже повышены требования к умению детей выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их, классифицировать.

Таким образом, правильно организованная игра воспитывает активное стремление детей что – то узнать, искать, проявлять усилие и находить; обогащает духовный мир детей.

Источник