Развитие ребенка пятого года жизни игры

Слепцова Юлия Геннадьевна
Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни

Значение сюжетно – ролевых игр в воспитании дружеских отношений детей пятого года жизни.

Пятый год жизни – период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с реальной действительностью: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребенок подвозит экскаватор к грузовичку другого и высыпает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей: «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку»(подразумевает куклу).

Дети становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течении года они могут меняться несколько раз, все более ярко проявляется предпочтение к играм одного пола. В игре дети «отрабатывают» различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки — девочек, да и игры мальчиков и девочек различны.

Сюжетно-ролевая игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Сюжетно — ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

Общаясь между собой в игре, дети радуются, огорчаются, учатся решать возникшие конфликтные ситуации. Дети учатся самостоятельно взаимодействовать друг с другом, распределять роли, уступать друг другу, решать возникшие конфликты, развивается целостная картина мира, расширяется и пополняется словарный запас детей. Дети усваивают нормы правил поведения как со сверстниками, так и со взрослыми. Играя в сюжетно-ролевые игры, они проживают, пропускают через себя различные бытовые, производственные, развлекательные ситуации которые не пройдут бесследно в дальнейшем.

Все вышеизложенное еще раз доказывает, что сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Сюжетно-ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Особенности сюжетно – ролевых игр детей пятого года жизни с учетом сформированности

игровой деятельности по программе «От рождения до школы»

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также о способах ее достижения.

Возраст 5 лет является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного Образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Программа «От рождения до школы» и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к рекомендованной министерством образования «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Основные цели и задачи развития игровой деятельности программы «От рождения до школы»:

Читайте также:  Методики для развития ребенка маленького

Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

Развитие у детей интереса к различным видам игр.

Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Анализируя данные задачи можно дать характеристику сформированности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.

Развивается и обогащается сюжет игр; используют косвенные методы руководства, учатся самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуется умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивается умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Создают постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.)Учатся договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Расширяется область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развиваются социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Приемы руководства сюжетно – ролевыми играми на разных этапах участия воспитателя.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Руководство игрой – тип педагогического взаимодействия, направленный па передачу детям способов игровой деятельности. Управление – косвенные методы воздействия на игру.

Руководство – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Такие авторы, как А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослых. Они раскрыли три направления руководства:

приёмы, направленные на формирование игры;

приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;

приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.

Названные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приёмы);

участие в игре (совет, напоминание и т. д.).

Т. М. Бабунова предлагает следующие приёмы руководства.

Обучение игровым действиям через развёртывание игровой деятельности.

Исполнение воспитателем главной роли.

Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Сюрпризное появление шутки.

Создание воображаемой ситуации.

Совет, напоминание.

Обновление игровых зон.

Введение игрового тренинга, правил поведения.

Разыгрывание воображаемой ситуации.

Внесение образных игрушек.

Для того чтобы данные методы и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой можно было легко осуществить, существуют некоторые педагогические рекомендации:

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Источник

Рекомендация для педагогов на тему: 

«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольного образования о игре как особое пространственное развитие детей пятого года жизни, в соответствии с ФГОС.

Литература: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб.:

ООО «Издательство «Детство Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Игра  сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными  игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Пятый год жизни. Средняя группа

В средней группе воспитатель продолжает обогащение игрового опыта детей.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды  игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
  • Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
  • Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
  • способы их игрового взаимодействия.
Читайте также:  Развитие ребенка по фрейду

Сюжетно-ролевые игры.

Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Поддержка эмоционального вовлечения в содержание, которое находит отражение в игре.

Освоение  новых  способов  ролевого  поведения:  способности  строить сюжеты  с  большим  количеством  персонажей,  самостоятельно  вести  ролевые диалоги,  выполнять  по  ходу  развития  сюжета  не  одну,  а  несколько  ролей. Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Самостоятельное    использование    и    играх    предметов-заместителей (разнообразные  кубики,  бруски,  флаконы,  веревки,  бечевки,  которые  могут быть использованы в качестве других предметов). По побуждению воспитателя использование  изобразительных  игровых  действий  («чик-чик,  это  чек»). Освоение  способа  развития  игрового  замысла  через  проблемную  ситуацию: потеря  какого-либо  предмета  (у  парикмахера  исчезли  все  расчески), невозможности достичь цель (корабль сбился с курса).

Развитие  умения  вести  разные  ролевые  диалоги –в  начале  года  в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии –в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях —мамы, папы, бабушки, детей).

Освоение  способа  сокращения  предметных  игровых  действий  детей  за счет  обозначения части  сюжета  в  речевом  плане  («Как  будто  мы  уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).

Самостоятельное  включение  в  игровой  сюжет  новых  событий,  ролей,  проявление творчества в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивать   комнату   для   кукол,   обстановку   магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.). Использование по собственной инициативе в играх ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).  К  концу  года  самостоятельное  придумывание  реплик игровых  персонажей,  использование  разных  интонаций  в  ролевых  диалогах, комбинирование в сюжете 3-4 эпизодов, разнообразного содержания,

Развитие  доброжелательности  в  игровом  общении  с  партнерами-сверстниками.  Проявление  инициативности  в игровом  взаимодействии  со сверстниками,  добрых  чувств  по  отношению  к  сверстникам  и  игрушкам, интереса к общему замыслу и к  согласованию действий с играющими детьми.

Режиссерские игры.

Участие  в  режиссерских  играх  на  основе  литературного  опыта, впечатлений  от  просмотра  мультипликационных  фильмов, комбинирования событий из разных мультфильмов или сказок. Отображение в индивидуальных играх  эмоционально  значимых  событий  (посещение  врача,  приход  гостей, поездка в поезде и пр.).Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю  (взрослому).  Проявление  самостоятельности  в  осуществлении режиссерской  игры  (передвижение  игрушек  по  игровому  полю,  озвучивание событий,  комментирование  происходящего   в  игре.)   По   побуждению воспитателя,  а  впоследствии  самостоятельно  озвучивание  диалога  между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий («Зайчик-трусишка, испугался волка, побежал»). Проявление инициативы в выборе необходимых материалов  и  игрушек  для  создания  обстановки  режиссерской  игры, использовании предметов-заместителей. Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета (например, в кроватке лежит мишка с перевязанной бинтом лапой; кукла Маша накрыла стол и ждет гостей). По побуждению воспитателя высказывание  предположений  о  том,  что  произойдет  дальше,  разыгрывание продолжение   ситуации,   передача   диалогов   героев.   К   концу   года самостоятельное   придумывание   и   создание   ситуаций-завязок   сюжета режиссерской  игры  при  помощи  игрушек  и  предметов,  их  показывают воспитателю, сверстникам.

Игровые импровизации и театрализация.

Участие в творческих имитационных играх, развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются). Использование жестов и движений  для  передачи  физических  особенностей  игрового  образа  (Летят большие  птицы  и  маленькие  птички,  идет  по  снегу  большой  медведь  и маленькая обезьянка). Освоение  умений жестом показать: маленькая бусинка, куколка —вот такая; огромный снежный ком, дом, гора —вот такие, передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и  дракон).  В  играх  на  темы  литературных  произведений  освоение  умений выразительно  передавать  особенности  движений,  голоса,  эмоциональные состояния. Участие в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух  и  лиса»,  «Колобок»).  Самостоятельное  использование  предметов  для ряженья:  элементов  костюмов  сказочных  героев,  масок  животных,  эмблем  с изображениями  любимых  литературных  персонажей  (Винни-Пух,  Буратино). Проявление  желания  самостоятельно  воспроизводить  в  играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры  с  водой,  снегом,  льдом.«Волшебная   вода»   (смешивание подкрашенной  воды  и  получение  разнообразных  «волшебных»  цветов  и оттенков). «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде  узоров  из  камешков,  бусинок,  листьев  и  рассматривание  их). «Освобождение   из   плена»   (размораживание      маленьких   игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет —не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка из снега  снежных  баб,  снегурочек,  зайчиков,  игра  в  снежное  царство),  Кто прошел? (узнавать следы на снегу по отпечаткам).

Читайте также:  Методика оценки развития ребенка

Игры с мыльной водой и пеной.«Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей  с  помощью  разных  предметов:  соломинок,  трубочек,  деревянных катушек  из-под  ниток  и  пр.).  «У  кого  пена  выше  и  пышней»  (выдувание воздуха  через  трубочку  и  т.  п.  в  мыльную  воду  с  целью  получения  самой «большой»).  «Подушка  из  пены»  (испытание:  какие  предметы,  из  каких материалов могут лежать на поверхности пены).

Игры с зеркалом.«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца  и  пустить  «зайчика»).  «Солнечные  зайчики» (воспитатель  и  дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).

Игры со светом.«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью), «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).

Игры  со  стеклами.«Мир  меняет  цвет»  (рассматривание  окружающего через  стекла разного  цвета).  «Таинственные  картинки»  (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на   картинке   становятся   невидимыми).   «Все   увидим,   все   узнаем» (рассматривание   предметов,   мелких   картинок,   знаков, узоров   через увеличительное стекло).

Игры со звуками.«Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук  издает  молоточек,  если  ударять  по  бутылочкам,  наполненным  водой, песком,  или  по  пустым).  «Угадай,  что  шуршит,  что  гремит»  (узнать  с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это —посуда, это —обувь; здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображение из 6—8  частей  («Составь  картинку»,  «Пазлы»);  выстраивание  «ряда»  из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по  размеру,  по  ширине,  высоте,  интенсивности  цвета  и  т.  д.);  составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).

Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности, реализация  образов  воображения  (развивающие  игры  «Сложи  узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Развитие умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей.

Освоение  правил  игр  в  настольно-печатные  игры:  объединяться  со сверстниками, действовать по очереди, по простой схеме и т.п. В совместной с воспитателем игре пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось  правильно —картинка  составлена»).  Самостоятельно  замечать неполное  соответствие  полученного  результата  требованиям.  Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Результаты развития игровой  деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует

совместных усилий педагогов и

родителей

  • В  играх  наблюдается  разно

образие сюжетов.  Ребенок  называет  роль  до начала  игры,  обозначает  свою  новую роль по ходу игры.

  • Проявляет самостоятельность в выборе

и      использовании      предметов-

заместителей, с интересом включается в

ролевой диалог со сверстниками.

  • Выдвигает     игровые     замыслы,

инициативен   в   развитии   игрового

сюжета  или  в  создании  интересных

(выразительных)   образов   игровых

персонажей.

  • Вступает в ролевой диалог, отвечает на

вопросы  и  задает  их  соответственно

принятой  роли.  Играя  индивидуально,

ведет  негромкий  диалог  с  игрушками,

комментирует  их  «действия»,  говорит

разными    голосами    за    разных

персонажей.

  • Проявляет   интерес   к   игровому

экспериментированию  с  предметами  и

материалами.

  • Проявляет   творчество   в   создании

игровой  обстановки,  в  театрализации

эпизодов любимых сказок,  в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

  • В   играх   с   правилами   принимает

игровую  задачу,  проявляет  интерес  к

результату, выигрышу.

  • Доброжелателен    в    общении    с

партнерами по игре.

  • В игре ребенок повторяет

однообразные сюжетные    эпизоды.    Затрудняется  исполнять   разные   роли   в   одной сюжетно-ролевой   игре,   придумать новый вариант сюжета или новую роль.

  • Испытывает      затруднения      в

согласовании   игровых   действий   с

партнерами-сверстниками,  вступает  в

конфликты,  не  пытается  вникнуть  в

общий  замысел.  Нуждается  в  помощи

воспитателя для установления игрового

взаимодействия со сверстниками.

  • В  игре  с  воспитателем  проявляет

интерес  к  его  игровым  действиям,

повторяет их, но испытывает трудности

в ролевом диалоге.

  • В   играх   с   правилами   путает

последовательность  действий,  вступает

в   игру   раньше   сигнала,   упускает

правила.

  • Затрудняется  назвать  и  перечислить

любимые игры.

Источник