Влияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Влияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка thumbnail

Впервые 3 года жизни (особенно в первый год) ребенок крайне нуждается в прямом контакте с матерью: ласках, прикосновении, поглаживании, укачивании, ношении на руках, речевом и зрительном контакте. Исследования показали, что кормление материнским молоком способствует эмоциональному и психическому здоровью ребенка, улучшает его память и интеллект, снимает стресс.

Кроме того, дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют более высокие показатели по части остроты зрения и психомоторного развития, что связано с наличием в молоке ненасыщенных жирных кислот. У них уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и развитию челюстей. Получающий грудное молоко ребенок меньше подвержен инфекционным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, респираторным инфекциям, менингитам, отитам и пневмониям, развитию пищевой аллергии.

Характер вскармливания на первом году жизни в значительной степени определяет состояние здоровья ребенка не только в раннем возрасте, но и в последующие периоды его жизни. Обменные нарушения, возникающие при нерациональном вскармливании младенцев, являются фактором риска развития в будущем ожирения, заболеваний сердечнососудистой системы, в частности гипертонической болезни, сахарного диабета, бронхиальной астмы, онкологических и других заболеваний.

Структура заболеваемости детей первого года жизни

Проведено исследование по формам 112у детей, рождённых в 2013 и 2014 году. Проведена оценка физического развития по центельным таблицам в возрасте первого года и заболеваемость этих детей по листу диспансеризации на первом году в зависимости от видов вскармливания. Полученные данные приведены ниже.

Таблица 2

Год

Всего детей

Не болели

ОРВИ

Бронхит

Заболевания органов пищеварения

Аллергические заболевания

Заболевания мочеполовой системы

Другие заболевания

2013

93

18

14

3

7

5

6

7

2014

87

12

10

1

4

3

7

9

Из таблицы видно, что в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (ОРВИ). В число других заболеваний входит железодефицитная анемия. Железодефицитной анемией чаще всего болеют дети после 6 месяцев, здесь соотношение детей находящихся на грудном и искусственном вскармливании 1:1, так как после 6 месяцев материнское молоко полностью не удовлетворяет потребность организма в железе.

После выхода «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в Российской Федерации 2011год, в поликлинике и на участке активизировалась работа по поощрению грудного вскармливания, регулярно проводятся конференции со средними медицинскими работниками, выпускаются санбюллетени, проводятся беседы в КЗР (кабинете здорового ребёнка) для родителей. Я решила выяснить, насколько эффективно и активно внедряется национальная программа в практику здравоохранения на примере педиатрического участка.

Я провела анализ Историй развития ребенка (Форма112-у) детей участка, родившихся в 20013 — 2014 гг.

Цель исследования историй развития ребенка (по форме 112у): установить зависимость показателей физического развития и заболеваемости от вида вскармливания.

За 2 года на участке родилось 180 детей, из них:

— в 2013 году — 93

— в 2014 году — 87.

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается снижение рождаемости.

Все дети были распределены по видам вскармливания.

Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентахВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Рис. 2. Структура распределения детей первого года жизни по видам вскармливания в процентах

Анализируя данные, представленные на диаграммах, можно сказать, что не отмечено значительного роста числа детей, получающих грудь матери не менее 6 месяцев по сравнению с 2013 годом, однако снизился показатель детей, не получавших грудное молоко до 3 месяцев.

Отмечен рост после выхода приказа числа детей, получающих грудное молоко не менее 3 месяцев, что может свидетельствовать о целенаправленной работе, проводимой в родильных домах и в период новорожденности на педиатрическом участке по поддержке грудного вскармливания.

Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентахВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Рис. 3. Сравнительная характеристика видов грудного вскармливания в 2014 году в процентах

Изучив динамику видов вскармливания на участке, я попыталась проанализировать зависимость между характером вскармливания на первом году жизни и показателями физического развития.

Мною были оценены показатели физического развития:

— масса

— рост

— окружность груди

По центильным таблицам, данным, которые были зафиксированы в Историях развития ребенка (Форма 112-у) в возрасте 12 месяцев жизни.

Анализируя данные центильных таблиц, я распределила всех детей в 3 группы:

— среднее развитие (4 коридор)

— выше среднего (5,6,7 коридор)

— ниже среднего (1,2,3 коридор)

Полученные данные представлены в диаграммах:

Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливанияВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенкаВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Рис. 4. Распределение детей по уровню развития (масса тела) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о высоком проценте детей, находящихся на грудном вскармливании, имеющих средние показатели нарастания массы тела, а на искусственном вскармливании больше детей имеют показатели ниже среднего (50%).

Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Рис. 5. Распределение детей по уровню развития (длина тела) в зависимости от вида вскармливания

Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливанияВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенкаВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенкаВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенкаВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Рис. 6. Распределение детей по уровню развития (окружность груди) в зависимости от вида вскармливания

Полученные данные свидетельствуют о том, что на грудном вскармливании показатели роста имеют среднее развитие (68,4%), 33% детей на искусственном вскармливании имеют показатели роста выше среднего, что соответствует литературным данным.

Нарастание показателей окружности груди менее всего зависит от характера вскармливания. Определение уровня физического развития по отдельным показателям антропометрии оказалось более информативным, чем определение соматотипа, поскольку при определении соматотипа суммируются три показателя и в итоге у меня более 80% детей имели мезосоматотип на разных видах вскармливания. Поэтому я решила провести анализ по отдельным показателям антропометрии.

Читайте также:  Для развития речи ребенка с 1 года до 3 лет

Анализируя гармоничность развития, мне удалось установить, что дети на искусственном вскармливании в 62% имеют дисгармоничное развитие, на грудном вскармливании дисгармоничное развитие наблюдается у 28% детей.

Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливанияВлияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Рис. 7. Распределение детей по гармоничности развития на разных видах вскармливания

Следующим этапом анализа Историй развития ребенка, стало выявление уровня заболеваемости детей первого года жизни на участке в зависимости от вида вскармливания.

Индекс здоровья составил 24%. Средний показатель по городу Омску за 2014 год составляет 20%. У детей на искусственном вскармливании он составил 22,5%, а у детей на грудном вскармливании составил в среднем 24,5%. Анализ полученных данных показал, что 42% детей, находящихся на грудном вскармливании страдают аллергическими заболеваниями (чаще всего атопический дерматит).

Считаю, что этот показатель можно снизить, если при проведении дородовых патронажей к беременным, новорожденным и детям грудного возраста более тщательно собирать анамнез, научить маму вести пищевой дневник, ознакомить с продуктами — облигатными аллергенами. У 16% детей на участке выявлен дисбактериоз, четкой зависимости от характера грудного вскармливания не прослеживается.

А вот кишечные инфекции и острые расстройства пищеварения у детей, которые находились на грудном вскармливании не менее 6 месяцев, встречаются в 2 раза реже, чем на искусственном вскармливании и у детей, получающих грудь матери только до 3 месяцев. Считаю, что в данных семьях необходимо больше внимания уделять при беседах вопросам:

— санитарного эпидемического режима

— правилам приготовления и хранения смесей

— правилам кормления продуктами детского консервированного питания

— правилам обработки бутылочек и сосок

Заболеваемость ОРВИ и отитом практически одинаково часто встречается у детей на грудном и искусственном вскармливании. При анализе заболеваемости железодефицитной анемией прослеживается четкая зависимость от характера вскармливания. Как видно из рисунка № 8, железодефицитная анемия (ЖДА) встречается почти в 2 раза чаще у детей на искусственном вскармливании и при раннем переводе на искусственное вскармливание.

Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Рис. 8. Заболеваемость на разных видах вскармливания (на сто детей)

Действительно, у детей, которые находились на грудном вскармливании, значительно реже встречаются аллергические заболевания.

Источник

Кормление грудью повышает IQ детей

Крупнейшее исследование по грудному вскармливанию, которое когда-либо проводилось в мире, показало, что кормление грудью повышает IQ детей (коэффициент интеллектуального развития) и улучшает их успеваемость в школе.

Как сообщает агентство Science Daily, в рамках этого исследования врачи наблюдали за более чем 14 000 детей в течение 6,5 лет.

«Наше исследование ясно свидетельствует о том, что длительное и эксклюзивное грудное вскармливание делает детей умнее», – утверждает ведущий автор работы доктор Крамер, профессор педиатрии, эпидемиологии и биостатистики медицинского факультета Университета МакГилл.

Доктор Крамер и его коллеги наблюдали за детьми в 31 больнице.

Половина молодых матерей прослушали курс лекций, поощрявших эксклюзивное грудное вскармливание и объяснявших преимущество кормления грудью. Вторая половина рожениц подвергалась обычному осмотру и обычным медицинским процедурам в роддоме.

Такое деление позволило исследователям оценить влияние грудного вскармливания на умственное развитие детей без вмешательства таких факторов, как ум и образование матери или ее способ общения с ребенком.

В дальнейшем умственное развитие детей оценивалось с помощью IQ тестов, проведенных детскими педиатрами. Кроме того, школьные учителя детей оценили их способности в чтении, письме, математике и других предметах. Обе оценки были значительно выше в той группе детей, матери которых в ходе случайной выборки подверглись «агитации» за грудное вскармливание в роддоме.

«Хотя за последние 30 лет намного больше матерей начинают кормить грудью, длительность и эксклюзивность грудного вскармливания выросла незначительно», – отмечают авторы работы.

«Влияние грудного вскармливания на развитие мозга и умственные способности давно является популярной темой для дебатов», – говорит доктор Крамер. – «Однако, в то время как большинство исследований всего лишь проводили ассоциативную связь между кормление грудью и умом ребенка, наша работа установила четкое соответствие благодаря случайной выборке матерей».

На физическое развитие, в частности, на координацию движений, длительность грудного вскармливания не влияла.

Грудной ребенок растет спокойным

Другое исследование также подтверждает преимущества грудного вскармливания: оказывается, дети, которых кормили грудью, меньше хулиганят в более старшем возрасте.

Ученые из Оксфордского университета установили связь между длительностью грудного вскармливания и поведением ребенка в возрасте 5 лет. Авторы исследования утверждают, что дети, которых кормили грудью как минимум 4 месяца, были спокойнее и имели меньше проблем с поведением в пятилетнем возрасте.
Такой вывод был сделан даже после «скидки» на то, что матери, которые кормили грудью, были в основном старше, образованнее и больше зарабатывали.
Исследование показало, что 16% детей-«искусственников» оказались хулиганами в возрасте 5 лет или имели другие различные проблемы с поведением. Среди детей, питавшихся грудным молоком как минимум 4 месяца, таких «отпетых» хулиганов оказалось всего 6,5%.

Ученые предполагают, что причиной такой разницы может быть состав грудного молока: там есть вещества, улучшающее развитие нервной системы. Кроме того, тесный физический контакт кормящей грудью матери и ребенка может привести к более эффективному взаимодействию между мамой и малышом. Также меньшее количество инфекций и заболеваний, перенесенных детьми на грудном молоке, приводит к лучшему развитию нервной системы, считают ученые

Читайте также:  Ребенок 1год 8месяцев развитие

А как дела обстоят в нашей стране??

Современные российские исследования поддерживают эти данные: так, в г. Волгограде в 2005 г. был проведен ретроспективный анализ 414 историй развития годовалых детей. Целью исследования являлось изучение заболеваемости, нервно-психического и физического развития в зависимости от типа вскармливания детей: грудного, смешанного или искусственного.

Детей (доношенных и практически здоровых при рождении) поделили на три группы:

-первая – на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев;

-вторая – кормление грудью плюс допаивание водой и прикорм в возрасте 3-4 месяца;

-третья группа – искусственное вскармливание.

Опережение развития к году продемонстрировали 11,9% грудничков, 9,7% деток на смешанном вскармливании и 1% искусственников.

А задержку в развитии к 1 году показали, соответственно, 1% грудничков, 2,9% малышей на смешанном вскармливании и 14% искусственников.

Еще одно интересное исследование было сделано в Астрахани – это наблюдение за группой детей из 124 человек на протяжении 16 лет.

Сравнивались детки, которых кормили грудью от года до полутора лет, и те, что в первый месяц жизни были переведены на искусственное вскармливание.

Вот лишь некоторые из результатов:

-в два года задержку в речевом развитии показали 27,7% искусственников и
17,9% грудничков.

-истериоформное поведение (недоброжелательное поведение к окружающим, слабая познавательная активность, драчливость, истеричность – словом, худшие проявления т.н. «кризиса двух лет») показали 6,9% грудничков и 17,9% искусственников.

-в три года тест активной речи хорошо выполняли 79% грудничков и 54% искусственников, хорошее сенсорное развитие показали 77,6% грудничков и 51,4% искусственников.

Но самые, наверное, ошарашивающие данные — о числе подростков, состоящих на учете в милиции: это 2 ребенка из тех 64, что находились когда-то на естественном вскармливании (причем матери этих двоих были отнесены в группу «ненадежных», то есть с нарушениями материнского поведения), и 11 из 60 «искусственников»

Почему так происходит?

Главная причина — неполноценность состава любой смеси по сравнению с составом грудного молока. В то время как грудное молоко содержит порядка 400 компонентов, соотношение которых меняется в зависимости от потребностей каждого конкретного малыша, в смесях самых передовых разработок таких компонентов всего от 40 до 50.

Так, таурин, непосредственно влияющий на развитие головного мозга, совсем недавно добавили в некоторые смеси. При этом остается еще очень много нужных ребенку компонентов, которые в смеси так и не добавили. Во многих смесях таурина нет до сих пор. Так же как в некоторых смесях есть селен, в некоторых нет, в некоторых есть бифидобактерии, в некоторых нет, и так далее.

Так же рекламируется добавление в смеси олигосахаридов — «как в грудном молоке». Но фактически добавлены только 2 олигосахарида из 130, имеющихся в грудном молоке…

Не так давно в интернете появились статьи опровергающие данное влияние, в ней говорилось, что грудное молоко никак не влияет на ребенка. Одним из «аргументов» являлось то, что матери на ГВ, как правило, сами более образованны и внимательны к детям, соответственно их дети воспитываются в благоприятной среде и это является фактором их высокого интеллекта.

К слову — даннное исследование было проведено сотрудниками компании выпускающей различное детское питание…

Источник

По оценкам,
недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей,
или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление
детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в
области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и
развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное
питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и
смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию.
Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было
бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет. (1)

По оценкам, в 2016 году
во всем мире у 155 миллионов детей в возрасте до пяти лет наблюдались задержки
в росте (слишком низкий рост для своего возраста) у 52 миллионов детей было
низкое соотношение веса к росту, в то время как у 41 миллиона детей имелся
избыточный вес или ожирение.

Более 820 000 детей до 5 лет можно было бы ежегодно спасать благодаря оптимальному грудному вскармливанию всех детей с рождения до 23 месяцев. Грудное вскармливание повышает коэффициент умственного развития, улучшает посещаемость школ и связано с более высоким доходом во взрослой жизни.

Рекомендации ВОЗ и
ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются
в следующем:

  • раннее начало грудного
    вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
  • исключительное грудное
    вскармливание в течение первых шести месяцев жизни;
  • введение надлежащего
    питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с
    продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и
    больше.
Влияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

О ВАЖНОСТИ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

Грудное молоко является
самым лучшим питанием для грудных детей, так как обеспечивает ребенка всеми
питательными веществами, которые ему нужны в первые 6 месяцев (26 недель)
жизни. Кроме того, в нем содержатся питательные вещества, которые удовлетворяют
уникальные потребности маленького человека, – некоторые незаменимые
полиненасыщенные жирные кислоты, некоторые молочные белки и железо в легко
усвояемой форме. Грудное молоко также содержит иммунологические и биологически
активные вещества, которых нет в детских питательных смесях промышленного
производства и которые обеспечивают защиту о микробных и вирусных инфекций, а
также могут способствовать адаптации и развитию кишечника новорожденного.

Читайте также:  Нормы пренатального развития ребенка

Оптимальным продуктом питания для ребенка первых месяцев жизни является материнское молоко, соответствующее особенностям его пищеварительной системы и обмена веществ, обеспечивающее адекватное развитие детского организма при рациональном питании кормящей женщины. Все нутриенты женского молока легко усваиваются, поскольку их состав и соотношение соответствуют функциональным возможностям желудочнокишечного тракта грудного ребенка, а также благодаря наличию в женском молоке ферментов (амилазы, липазы, фосфатазы, протеаз и др.) и транспортных белков. Грудное молоко является источником гормонов и различных факторов роста (эпидермального, инсулиноподобного и др.), которые играют важнейшую роль в регуляции аппетита, метаболизма, роста и дифференцировки тканей и органов ребенка. За счет присутствия антител, иммунных комплексов, активных лейкоцитов, лизоцима, макрофагов, секреторного иммуноглобулина А, лактоферрина и других биологически активных веществ грудное молоко повышает защитные функции детского организма. Олигосахариды, а также уровни белка и фосфора в женском молоке способствуют росту здоровой кишечной микрофлоры. В последние годы бифидо- и лактобактерии, определяющие становление иммунитета, обнаружены непосредственно в женском молоке.

Поэтому дети,
находящиеся
на естественном вскармливании, значительно реже болеют инфекционными
заболеваниями, развивают более стойкий поствакцинальный иммунитет. Протективные
свойства женского молока не ограничиваются только противоинфекционной защитой.
Грудное вскармливание снижает риск развития в последующие годы таких
заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая
болезнь, сахарный
диабет, ожирение, лейкозы и др. У детей
на грудном вскармливании реже регистрируются случаи внезапной смерти.

Естественное
вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие центральной нервной системы
ребенка и
его психический статус. Единение матери и ребенка в процессе кормления грудью
оказывает глубокое взаимное эмоциональное воздействие. Отмечено, что дети,
которые вскармливались материнским молоком, отличаются гармоничным физическим
развитием, они более спокойны, уравновешены, приветливы и доброжелательны по
сравнению с детьми, находившимися на искусственном вскармливании, а
впоследствии сами становятся внимательными и заботливыми родителями. По
некоторым данным у детей, получавших грудное вскармливание, выше коэффициент
интеллектуального развития, что, возможно, отчасти связано и с наличием в
грудном молоке длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДПНЖК),
необходимых для развития клеток головного мозга и сетчатки. В крови детей,
находящихся на грудном вскармливании, количество ДПНЖК достоверно выше, по
сравнению с детьми, получающими искусственное вскармливание.(2)

Преимущества грудного вскармливания для здоровья грудных детей и матерей

Влияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Некоторые защитные и другие биологические активные факторы, присутствующие
в грудном молоке

Влияние грудного вскармливания на физическое развитие ребенка

Одним из важнейших
факторов хорошего самочувствия и здоровья младенцев является грудное
вскармливание. Большинство семей, впервые столкнувшись с этой темой,
задаются целым рядом вопросов: почему грудное вскармливание так важно? как
правильно готовиться к кормлению малыша? как держать ребенка во время
кормления? как кормление влияет на кормящую
маму и многими другими.

Продолжительность
грудного вскармливания во многом зависит от техники прикладывания ребенка к
груди. Поэтому важно соблюдать следующие правила:

  1. возьмите малыша на руки
    и примите удобное положение;
  2. выдавите из соска каплю
    молока и поведите соском по нижней губе малыша;
  3. дождитесь, когда малыш
    широко откроет рот;
  4. вложите сосок ему в рот
    так, чтобы нижняя губа ребенка была низко под соском;
  5. проверьте, чтобы малыш
    правильно захватил грудь; его губы вывернуты и захватывают ареолу;
  6. вам не должно быть
    больно, когда малыш сосет грудь.

Помощь при
гипогалактии (недостатке молока)

  1. Положительный настрой и
    уверенность в своих силах. Поддержка в семье и общение с мамами, имеющими
    положительный опыт грудного вскармливания.
  2. Знание о лактационных
    кризах (временное уменьшение выработки молока): на 3-6 неделе, 3,4, 7, 8
    месяцах лактации. Продолжительность их не более 3-7 дней. Они не представляют
    опасности для здоровья ребенка. В эти периоды надо увеличить частоту
    прикладывания ребенка к груди. Нельзя предлагать ребенку молочную смесь из
    бутылочки (в крайнем случае, можно предложить ее из ложечки).
  3. Организуйте «свободный»
    режим кормления. Не пропускайте ночные кормления. Увеличьте частоту
    прикладывания к груди. Предлагайте обе груди в одно кормление.
  4. В то время, когда
    ребенок сосет одну грудь, проводите массаж другой груди и стимуляцию соска с
    помощью пальцев.
  5. Если ребенок долго спит,
    а в груди есть молоко, сцедите его молокоотсосом.
  6. Принимайте до 1,5-2
    литров жидкости в сутки (за 10-15 минут до кормления и после кормления
    выпивайте стакан теплого напитка).
  7. Принимайте
    специализированные продукты питания для кормящих матерей, лактогонные чаи,
    витаминно-минеральные комплексы для кормящих женщин.
  8. Перед каждым кормлением
    производите орошение молочных желез теплым душем с их последующим массажем
    мягким махровым полотенцем по часовой стрелке и продольными движениями от
    основания груди к соску.
  9. Полноценно питайтесь,
    старайтесь высыпаться и избегать чрезмерной физической нагрузки.(3)

Источники

  1. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/infant-and-young-child-feeding 
  2. https://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/nacprog.pdf
  3. https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/98303/WS_115_2000FE_R.pdf

Шейкина Нина
Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

Источник