Влияние фольклора на развитие речи ребенка

 Консультация на тему  «Влияние детского музыкального фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста».

  «  Берегите наш язык, наш прекрасный русский

язык,   это клад,  это достояние, переданное

нам  нашими предшественниками.

Обращайтесь почтительно с этим

могущественным орудием в  руках умелых

оно в состоянии совершать чудеса.

Берегите чистоту языка, как святыню! »

( И.С. Тургенев.)

  Сейчас из нашей жизни уходят не только «милые с детства» слова, но и привычки, обычаи, народные песни, игры.

Сегодня педагоги и психологи, этнографы и фольклористы тоже с сожалением отмечают такие факты:

— игра уходит из быта детей, не занимает ведущего положения.

— дети теряют интерес к массовым, общим совместным играм- предпочтение отдается индивидуальным, компьютерным играм, не дающим опыта человеческого общения, коммуникации;

— предаются забвению многие рецепты и секреты воспитания детей созданные педагогическим талантом русского народа, апробированные и передавшиеся из поколения в поколение( современные мамы все реже поют детям колыбельные, а подчистую просто не знают их);

— наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, из него исчезает красота, образность.

  Истоки народного песенного творчества восходят к глубокой древности. Еще задолго до появления письменности у народов были свои обычаи и обряды, заговоры и заклинания, песни и поверья, трудовые припевки, сказки- все это определяется понятием «фольклор»- «народная мудрость».

  Песни передавались из уст в уста, от певца к слушателю, который сам становился исполнителем и обретал новых слушателей. « Беседа дорогу коротает, а песня- работу», — говорится в народной пословице.

   Песня не только облегчала труд, но и учила жизни. Фольклор это историческая память народа.

  Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. 
 Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором   развития ребенка,  в  частности его художественных, творческих, музыкальных способностей, речи.

  Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать мышление, целенаправленность, речь. В дошкольном возрасте закладываются основы речи, творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств посредством речи.

  Детский песенный  фольклор представляет собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни, частушки); и песенки, сочинявшиеся самими детьми (прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки). В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.  Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну, исполняли частушки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.

  Знакомство человека с лучшими образцами устного  и музыкального народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с маминых колыбельных песенок, потешек, пестушек. Например ,несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче заснет, а под пестушки и потешки легче проснется, даст себя умыть:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»,

и накормить:

«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капусту,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко».

  В потешках, пестушках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства  видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. С самого раннего детства мы хорошо помним  песенки- игры  «Ладушки», « Сорока белобока» и др.

Читайте также:  Развитие ребенка во время прогулке в доу

 Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел — пел, наша — Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!..»; «Чики, чики, чикалочки едет Ваня на палочке…»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу», « Сорока- сорока, где была?- Далеко». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

   Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия песенок, потешек, прибауток на ребенка. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

   Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского  пения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен — это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — «Наша Маша…», «Ладушки…», «Огуречик…» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу…», «Ты трава ли моя, травушка…»); интонацией (от ласковой лирической — «Потягунушки, потягунушки…» — до юмористической — «Ты умница, разумница…»).

  С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

  В своей работе я часто  использую все виды детского музыкального фольклора, это и в начале занятия, как песенки – распевки. «Петушок- петушок золотой гребешок», как  логоритмические упражнения для развития  ритмического слуха и движений детей. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.  Когда потешки, поговорки употребляются изо дня в день, они запоминаются детьми, и они уже сами начинают их повторять. Видя неаккуратно сложенную одежду, говорят: «Вот у Саши как: на скорую ручку, комком да в кучку». Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Петушок, петушок, /Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,/Деткам спать не даешь.

Наши уточки с утра:/Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:/Га-га! Га-га! Га-га! ,

Наши курочки в окно: /Ко-ко, ко-ко, ко-ко…

На дубочке, на дубочке/Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые, /У них перья золотые.

 Таким образом, речь их становится более красивой, образной.

  Пальчиковые игры, построенные на детском фольклоре – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

  Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой, Е.Железновой текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор.К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Кроме того, формирование речи детей идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например: «Лиса по лесу ходила». 
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания, речи детей.

Лиса по лесу ходила, (Дробный шаг по кругу )

Звонки песни заводила. ( Разворот лицом в круг, руки в стороны )

Лиса лычки драла, (Хлопки-тарелки)

Себе лапотки сплела. (наклон вперед руки вниз  и выставление

ног на пятку, как бы указывая на лапоток)

  Широко используются в моей работе с  ребятишками детские русские народные хороводы, хороводные игры- которые очень нравятся детям дошкольного возраста, начиная с младшей и заканчивая подготовительной к школе группе. Часто беру такие игры на праздники, где к игре с детьми привлекаю родителей. В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Читайте также:  Особенности роста и развития ребенка до одного года

  Песенки–потешки, народные хороводные игры- доставляют огромное удовольствие не только малышам, но и их родителям, ведь это прекрасная возможность насладиться общением друг с другом и выразить свою любовь. Потешки, песенки, частушки, пестушки, колыбельные, народные хороводные игры развивают у детей двигательные навыки координацию движений, мышление и самое главное речь. Почему? А потому что они придуманы специально для пестования детей, для того, чтобы укладывать  ребенка спать, играя подбрасывать на коленках( поехали, поехали за грибами, за орехами), загибать ему пальчики выполняя массаж, играя в пальчиковые игры, и в игре, в пении  непринужденно развивать память и речь детей. Незамысловатые песенки несут в себе огромное количество сведений об окружающем мире: знакомят с повадками  животных и птиц, рассказывают о характере людей, объясняют значение слов, предметов, действий.

  Разучивание веселых ритмичных песенок- попевок, потешек, пестушек- самая простая и доступная методика развития памяти и речи детей дошкольного возраста. И задача педагога, не столько научить детей, сколько приобщить к народной песне, да и вообще к народному творчеству, привить интерес, любовь и бережное отношение к своим корням. Сделать так, чтобы дети пели народные песни, играли в народные игры, водили хороводы в удовольствие, в радость, почувствовали их красоту, стали подлинными носителями народных песенных традиций, и языка. Фольклор обогащает духовный мир детей, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

  Детский музыкальный фольклор развивает устную речь детей дошкольного возраста.

Источник

Наталия Архипова
Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.

В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Расширить словарный запас помогут произведения устного народного творчества – фольклора. Именно фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.

Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.

В народных произведениях нет никаких прописных назиданий и нравоучений, однако, что хорошо, а что плохо легко читается между строк. Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа. Определено влияние произведений устного народного творчества на образность и выразительность речи детей. Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников — это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.

Колыбельные песни

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Много песен создано народом:

* пестушки и потешки,

* колыбельные,

* заклички,

* прибаутки,

* небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам,которые каждый из нас знает: с незапамятных времен. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка 104

* напевное выделение голосом гласных звуков,

* медленный темп,

* наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, заклички, прибаутки,

пестушки, считалки

* Потешки, прибаутки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.). Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

* обогащая словарь,

* развивая артикуляционный аппарат,

* фонематический слух,

* давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.

* Заклички — обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Фольклор для детей не исключение из общего правила — это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.

Потешки, заклички, прибаутки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение, развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Фольклорные произведения интересны детям, они быстро запоминаются ребенком.

Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно.

«Сказка — ложь,да в ней намек: добру молодцу — урок».

Сказка имеет специфический языковой стиль,которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.

Язык сказок очень красив:

* певуч и поэтичен,

* содержит много метафор, образных сравнений,

* метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались». Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов,припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли,много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки (используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи).

Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке;в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию литературных произведений, обогащается и расширяется словарный запас. Необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Источник