Влияние драматизации на развитие ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Ласточка»
Консультация для воспитателей
Тема: « Драматизация как средство развития игровой деятельности и творческих способностей детей».
Драматизация как средство развития игровой деятельности и творческих способностей детей
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие,на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.
Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их — движениях, мимике, интонациях. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
- включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок-“актер”, ребенок-“зритель”, ребенок-“оформитель” декоратор” спектакля).
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
- исполнительское (речевое, двигательное)
- оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия — индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности — и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством .Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.
Художественная деятельность состоит из трех этапов; восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества.
Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Ребенок- “режиссер” — имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок-“актер” — наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля — в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Источник
Солодовникова Светлана Алексеевна
Консультация для родителей «Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»
Художественно-эстетическое развитие ребенка – это одно из основных направлений деятельности детского сада. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.
Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.
Надо отметить, что художественно-эстетическое развитие не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.
Грамотно организованная театрализованная деятельность в ДОУ может помочь решить ряд образовательных и воспитательных задач,а именно:
• развитие познавательной активности (знакомство с новыми писателями, композиторами, художественными произведениями, музыкальными и театральными терминами, активизация словаря);
• развитиепсихологических процессов: памяти, воображения, мышления, восприятия;
• развитие специальных способностей (музыкальных, актерских);
• развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Существует много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты – каждый ребенок выполняет свою роль. В других действуют,как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Одним из любимых видов театрализованных игр у детей является кукольный театр (театр Петрушки или театр бибабо,где используются игрушки перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма — большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из–за ширмы: кукловоды держат куклу над головой.
Существует еще один вид кукольных театрализованных игр – театр марионеток, которыми кукловоды управляют при помощи ниточек, дергая за которые они «оживляют» кукол, помогают им двигать руками, ногами, головой.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Еще одной сложностью управления куклами является координация движений и речи детей. Таким образом, работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы. Эта работа развивает произвольное внимание и мышление.
Особое значение следует уделить изобразительной деятельности, направленной на изготовление афиш, пригласительных билетов, кукол, костюмов, декораций, атрибутов для спектакля. В этой части подготовки к спектаклю можно задействовать всех детей группы, особенно тех, кто не выступает как артист и тем самым создать и для них ситуацию успеха, собственной значимости, что необходимо для благополучной психологической обстановки в группе.
Итак, театрализованные игры имеют огромное значение в жизни детей дошкольного возраста. Они в полном объеме развивают речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок смог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную роль может оказать театрализованная деятельность в детском саду.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная память и для того, чтобы дети специально что-либо запомнили, педагогу необходимо продумать постановку каких-либо специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, когда юному артисту нужно выйти именно в тот момент, когда зазвучит соответствующая музыка, или сказать свою реплику после какого – либо действия и т. д. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Театрализованная деятельность также оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей. Ведь для того, чтобы дети смогли глубже понять смысл происходящих событий, сумели бы объяснить мотивы поступков героев, смогли бы предположить, как выглядят их герои, в каких условиях живут, необходимо подключить работу воображения. И тогда один и тот же герой у разных артистов будет отличаться манерой поведения, внешним видом, а возможно, и характером.
Необходимо также отметить, что театрализованная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие эмоциональной сферы детей, заставляет их сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события, а значит, помогает формировать у детей толерантное отношение к людям, чувство эмпатии. Можно утверждать, что данный вид деятельности является источником развития чувств, глубоких переживаний. Благодаря содержанию художественных произведений, дети познают мир не только умом, но и сердцем, учатся выражать свое собственное отношению к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Тематика и содержание художественных произведений, на которых основывается театрализованная деятельность в детском саду, как правило, имеют нравственную направленность, а значит, театрализованная деятельность способствует расширению воспитательных возможностей педагогов.
Следует отметить еще один неоспоримый «плюс» театрализованной деятельности. Это эстетическое развитие детей. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение к спектаклю, со вкусом оформленные декорации, атрибуты, аккуратно изготовленные костюмы – все это сказывается на развитии художественного вкуса детей, учит быть более наблюдательными, замечать красоту в окружающей действительности и в простых вещах. Все перечисленное вызывает эстетическое наслаждение у детей, которое, в свою очередь, создает радостное настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус.
Таким образом, театрализованная деятельность – эффективное средство активизации творческого потенциала детей,
развития общей культуры и личности в целом.
Все мы – педагоги и родители – хотим видеть детей старшего дошкольного возраста хорошо подготовленными к обучению в школе, всесторонне развитыми личностями с ярко выраженными музыкальными и актерскими способностями, сообразительными, активными и не боящимися выступать перед аудиторией. Но надеяться на такой результат, доверив своих детей руководителю по театрализованной деятельности и не прилагая для этого своих усилий, будет не оправданно. Ведь всем известно, что формирование личности ребенка происходит не за один день, не за одно занятие, и даже не за один год. На становление всесторонне гармонично развитой личности влияет множество факторов,таких как: психологическая атмосфера в семье и в группе детского сада, взаимоотношения детей с родителями, воспитателями, педагогами дошкольного учреждения и со сверстниками, физические и интеллектуальные возможности детей, психологические особенности. Но не менее значимо в жизни детей присутствие небезразличных, заботливых взрослых, которые готовы помочь малышам сделать первые шаги в познании мира, попасть в прекрасный мир музыки, живописи, литературы и театра.
Исходя из этого, можно дать следующие рекомендации педагогам ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для педагогов ДОУ:
• Проводить итоговую беседу после прочтения художественных произведений, анализируя поступки и характеры героев для более глубокого понимания смысла прочитанного.
• Рисовать иллюстрации к прочитанным художественным произведениям.
• На занятиях по развитию речи разучивать небольшие сценки (диалоги, озвучивать их, меняясь ролями.
• Применять на занятиях из разных образовательных областей творческие задания, развивающие воображение: например, на занятии по развитию речи — придумать новое окончание знакомой сказки, сочинить новую коллективную сказку «по цепочке» (каждый ребенок придумывает одно предложение); на занятии по изобразительной деятельности – нарисовать фантастическое животное, дорисовать незаконченный рисунок; на занятии по ФЭМП – составить из геометрических фигур домик, ракету, паровозик и т. д.
• Предлагать детям во время физ. минуток упражнения на расслабление мышц,например: заснуть на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды, в паре поиграть в игру «тряпичная кукла».
• Предлагать детям во время отдыха на занятиях упражнения на развитие воображения,например: передать воображаемые предметы – хрупкую фарфоровую чашку, холодный снежок, тающее мороженое.
Рекомендации для родителей:
• Больше читать детям литературные произведения, беседуя после прочтения, анализируя характеры и поступки героев.
• Чаще бывать в театре и на концертах, тем самым обогащая детей яркими художественными впечатлениями.
• Обыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, имеющихся дома.
• Изготовить совместно с ребенком разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой.
• Разучить с ребенком небольшие сценки, и проигрывать их, меняясь ролями.
• Поощрять любые творческие проявления ребенка.
• По возможности всегда присутствовать в качестве зрителей на утренниках и театральных постановках в детском саду.
• Вовлекать в участие в домашнем театре всех членов семьи.
• Организовывать выступления домашнего театра для родственников и друзей.
Желаю творческих успехов и полезного время провождения с детьми!
Источник