Речевое развитие грудного ребенка

Речевое развитие грудного ребенка thumbnail

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка с рождения до года

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

 Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

ВозрастРечьПсихологические процессыНавыки по ВОЗ
1-й месяцК концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей.Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду.Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали.
2-й месяцС 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке.Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание.Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс.
3-й месяцКроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н.Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой.Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать.
4-й месяцПоявляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление.На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания.Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе.
5-й месяцГулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками.Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться.
6-й месяцВ полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма.Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие.Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым.
7-й месяцМалыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д.Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение.Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов.
8-й месяцПоявляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека.Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье.Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола.
9-й месяцС малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции.Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение.Ползет и тянется к интересующим предметам.
10 месяцевВ словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля.Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки.Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай.
11 месяцевВ словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации.Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой.С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед.
12 месяцевМалыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?».Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем.Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи.
Читайте также:  Нормативное развитие ребенка младшего

Стадии речевого развития

Этапы формирования речи

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3.  От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять  с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Грудничок на прогулке

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

Источник

Младенческий возраст включает в себя период от рождения до 1 года. В это время проходит так называемый довербальный этап развития речи: от первого крика до первого слова.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития для логического мышления у ребенка

Ступени речевого развития:

  1. Крик.
  2. Гуление.
  3. Лепет.
  4. Лепетные слова.
  5. Первые слова.

А теперь перейдём непосредственно к календарю (в конце расскажу о «тревожных звоночках» в поведении малыша, при которых необходимо обратиться к дефектологу, поэтому если не все месяцы интересуют — пролистайте вниз — это очень важно).

Первый месяц

Крик младенца — чистый, громкий и звонкий. При резком звуке он вздрагивает и моргает глазками.

Примерно со второй недели — замолкает при звуковом раздражителе, прислушивается.

А уже в 3-4 недели Вы можете заметить «ротовое» внимание (малыш приоткрывает ротик, когда с ним общается взрослый).

Второй месяц.

Крик ребёнок становится дифференцированным: вы уже можете по интонации определить, что малыш голоден или его что-то очень беспокоит (крик резкий и непрерывный) или что он просто устал (приглушённый, мягкий крик, ребёнок будто жалуется).

В момент речи взрослого сосредотачивается (причём больше внимания уделяется тихому голосу, недели громкому), а, начиная с 6-7 недель, малыш будто пытается «отвечать» короткими гласными на речь взрослого.

Звуки, которые произносит: а, э в сочетании с похожими на согласные г, х (например: эхе, ге), гортанные звуки (эк-хе, эррхе).

Третий месяц.

Голосовые реакции становятся интонационно выразительными.

Уже появляется гуление (певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к а, у, ы, часто в сочетании с похожими на согласные звуками г, х, к).

Интересный факт: младенцы разных народов гулят одинаково.

А к 10-12 неделям ещё и громко смеётся.

Четвёртый месяц.

Младенец, услышав речь, начинает издавать звуки, а также уже начинает произносить свои первые слоговые цепочки (сочетания согласных в, ф, м, б с гласными)

Младенец активно гулит, радостно вскрикивает. Уже вы можете наблюдать «комплекс оживления».

Реклама:

«Комплекс оживления» у младенцев — что мамы должны об этом знать: узнать подробнее.

В ответ на ласковую речь мамы малыш поворачивает голову и улыбается ей.

Пятый месяц.

Наступает — истинно певучее гуление.

Малыш протяжно и длительно произносит слоговые цепочки (складывается впечатление, что он «поёт»), даже когда остаётся предоставленным самому себе.

Новые звуки, которые мы можем услышать: п, б, в, ф, м, т, д..

Интересный момент: когда говорит взрослый, младенец внимательно следит за его губами, а также пытается повторить его интонации.

Шестой месяц.

Вступает в «диалог» со взрослым (отвечает звуками гуления на обращённую речь взрослого).

Появляется лепет.

Чем лепет отличается от гуления?

Если при гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные (г, к, х) в сочетании с гласными, то лепет характеризуется большим разнообразием (подключаются фрикативные и переднеязычные согласные — м, п, т, д, б и др.).

Малыш произносит слоги, состоящие из согласных п, б, м, г, д и др. в сочетании с гласными. Слоговые цепочки произносит выразительно, меняя интонацию, пробует произносит новые звуки.

Седьмой месяц.

Уже реагирует на своё имя (услышав, поворачивает голову). Узнаёт голоса близких взрослых, даже если их нет в поле зрения.

Начинает искать маму на вопрос «где мама?».

Пытается издавать несколько звуков на одном выдохе.

Совершает попытки произносить «случайные» слова родного языка (но происходит это неосознанно).

Восьмой месяц.

Лепет становится ещё активнее и разнообразнее, эмоциональнее и громче, пытается участвовать в «беседе» мамы и папы.

Малыш будто подражает сам себе.

Иногда вокализации наблюдаются и при манипуляции с игрушками.

По просьбе взрослого находит глазами знакомые предметы.

Девятый месяц.

Вы можете услышать слоговые сочетания «ма-ма», «па-па». При поощрении речевой активности (взрослый хвалит) старается говорить ещё больше и чаще.

Малыш использует речь как средство взаимодействия со взрослым.

Вокализирует при манипуляции с игрушками.

Десятый месяц.

Малыш начинает подражать фонемам родного языка, старается повторять за взрослым новые слоги. 

Старается выполнять простые просьбы: показывает части лица у взрослого или у куклы. Понимает значения слов «дай» и «нельзя».

Одиннадцатый месяц.

Малыш начинает осваивать интонации (удивления, отказа, просьбы и др.).

Начинает произносить первые осмысленные слоги (простые лепетные слова, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (гуси), «ко-ко» (курочка) и т.п.).

Двенадцатый месяц.

Начинает пользоваться жестами (например: «пока» — машет ручкой, «нет» — качает головой и т.д.). Малыш подпевает песенкам на своём языке. Уже гораздо лучше владеет интонацией (лучше, чем произношением).

По просьбе взрослого выполняет действия с игрушками.

Начинает произносить первые осмысленные слова («мама», «папа», «дай»).

«Тревожные звоночки»: в каких случаях обращаться к дефектологу?

Не смотря на то, что границы нормы немного размыты и у каждого отдельно взятого ребёнка развитие протекает индивидуально, — всё-таки на нормативы (на которые опираются специалисты в области медицины и педагогики) закрывать глаза не стоит. Лучше лишний раз проконсультировать с неврологом и дефектологом, чем потом услышать «А где ж вы, мамочка, раньше были? Почему не забили тревогу?»

Читайте также:  Особенности развития ребенка пятимесячного ребенка

Что же вас должно насторожить?

1. В 4-5 месяцев у ребёнка отсутствует «комплекс оживления».

2. В 4 месяца ребёнок не гулит.

3. В 6-7 месяцев ребёнок не реагирует на речь, адресованную ему (не поворачивает голову). 

4. В 8-9 месяцев ребёнок не лепечет.

Не ждать появления тревожных звоночков и обратиться за консультацией к дефектологу необходимо в случае, если у ребёнка нарушение слуха или зрения, расщелина губы и нёба, синдром Дауна и др.

На консультации дефектолог даст рекомендации по организации дома занятий для профилактики речевых нарушений, расскажет о том, как создать благоприятную среду для развития речи и ответит не все интересующие вас вопросы.

Благодарю за внимание и за каждый «лайк».

Если вам интересна тема детского развития, подписывайтесь на мой канал!

Источник

Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.

Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.

Дарья обращает внимание родителей:

Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения. 

По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку». 

© Depositphotos

3 месяца

Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:

Пение гласных звуков (о, а, у, и).

  • Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
  • Пение колыбельных песен.
  • Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
  • Делайте паузы, чтобы малыш смог вам «ответить» на своём языке.
  • Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
  • Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
© Instagram @sweet_businca

35 месяцев

  • Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
  • Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
  • Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
  • Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
  • Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
© Instagram @little_card_for_baby

59 месяцев

Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам. 

  • Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
  • Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
  • Потешки, прибаутки
  • Игра в «Ку-ку» (спрятать лицо, игрушку)
  • Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
  • Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
  • Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
  • Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
© Depositphotos

912 месяцев

Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.

 Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед. 

  • Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
  • Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
  • Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
  • Развиваем моторику
  • Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
  • Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
  • Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
  • Задавайте вопросы ребёнку: «где?», «что это?», «кто это?», «где зайка, а где киска»?
  • Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?

Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.

А как вы развиваете речь ребенка?

Фото на анонс: © Depositphotos, Instagram @shonnanikita

Источник