Влияние дидактической игры в познавательном развитии ребенка

МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая Рыбка»

Статья на тему:

«Влияние дидактической игры на познавательное развитие детей раннего возраста»

Выполнила: воспитатель первой    квалификационной категории

Быстрых Е.В.

Нижний Новгород

2017г.

Аннотация. В данной статье рассмотрено, способна ли влиять дидактическая игра на познавательное развитие детей раннего возраста. Описаны уровни, стадии и компоненты познавательного развития.

Показано, что дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка,  развивает его познавательные способности: учит сравнивать и  классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. Рассмотрено значение дидактической игры для социально-нравственного развития дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Кроме этого, выявлено, что дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.

Ключевые слова: познавательное развитие, ранний возраст, познавательная активность, познавательная задача,  дидактическая игра.

The effect of educational games on the cognitive development of children of early age

Fast E. V., student group WDO — 13,

Nizhny Novgorod state pedagogical

University. K. Minin

Abstract. In this article, are able to influence didactic game for cognitive development in young children. Describes the levels, stages and components of cognitive development.

It is shown that didactic game contributes to the accumulation of the experience of the child develops his cognitive abilities: learns to compare and classify things, Express their thoughts and draw conclusions, helps in learning the surrounding world, contributes to the development of speech. Discusses the importance of didactic games for social and moral development of the preschool child, because through it are formed and develop relationships between peers and adults. In addition, it was revealed that didactic games in a relaxed manner help children accumulate sensory experience.

Key words: cognitive development, infancy, cognitive activity, cognitive task, didactic game.

В настоящее время дошкольное образование, как и многие другие отрасли, интенсивно развивается в различных направлениях. Повышается интерес к развитию познавательных возможностей дошкольника, которые помогают сформировать целостную картину мира. При этом в процессе познавательного развития происходит приобщение дошкольника к накопленному человечеством опыту.

При анализе нормативных документов и различной литературы, можно сделать вывод, что несмотря на то, что изучением познавательного развития детей и познания в целом занимались многие учёные, начиная с древних (Сократ, Демокрит и др.), в современной науке нет однозначной трактовки этих понятий.

С точки зрения философии, психологии и педагогики «познание» —  это процесс и деятельность субъекта в получении нового знания или информации об окружающем мире.

В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо считали, что  познавательное развитие – это естественное стремление детей к познанию.

В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.). Так, согласно Ж. Пиаже: «познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретение знания как эволюционный процесс»[2,с.154]. Наиболее значимой является культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Он считал, что «познавательное развитие как ученичество, когда дети, пребывающие в положении учеников, продвигаются вперед в сотрудничестве с другими, более умелыми людьми»[3,с.107].

Познавательное развитие дошкольника, его феномен, заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира, при этом  процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого.

В своих исследованиях такие учёные, как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, П.Г. Саморукова и др. выявили, что наиболее высокий уровень познавательного развития будет только тогда, если дети будут получать не разрозненные сведения, а систему знаний, которые отражают существенные связи и зависимости в различных областях действительности.

В связи со всем выше сказанным, можно сделать вывод, что:  понятие «познавательное развитие детей дошкольного возраста»  — это процесс  развития ребёнка, когда, при участии взрослого, он способен раскрыть в себе многогранность познавательных возможностей и принять активное участие в познании окружающего мира, проявляя любопытство и любознательность.

Ранний возраст – это начальный и очень важный этап в воспитании подрастающего поколения, где интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, при этом для них характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, когда дети больше действуют руками, нежели размышляют. Важно, чтобы ребёнок использовал разнообразные способы чувственного познания, так как при этом полнее становится его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее и разнообразнее  становятся его представления о мире.

Важным моментом в развитии ребёнка данного возраста является развитие его сенсорной чувствительности.

Одним из уровней познавательного развития детей является познавательная активность, основой которой является познавательная деятельность, а источником — познавательная потребность, а процесс удовлетворения этой потребности  — это поиск, выявление, открытие и усвоение неизвестного. Все стадии познавательного развития взаимосвязаны друг с другом и  на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи, которые характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

 Познавательное развитие детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

—  получение ребенком информации об окружающем мире (через решение сенсорных, познавательных и интеллектуальных задач) и формирование целостной картины мира;

— организацию исследовательской, проектной деятельности, организацию экспериментирования; формирование познавательной активности ребенка;

— формирование эмоционально-чувственного отношения ребенка к познанию окружающего мира.

Таким образом, в процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.  

Исходя из задач, каждый педагог при подготовке образовательного процесса должен ориентироваться на познавательные возможности каждого дошкольника, и их реализацию в полном объёме. Взаимодействие с ребёнком нужно организовывать так, чтобы сформировать и (или) совершенствовать его познавательный интерес, познавательную самостоятельность и инициативность.

Как известно, основой познавательного развития является образовательная познавательная задача, которая  предполагает наличие поисковых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.  Поэтому воспитателям важно с малых лет научить детей не просто усваивать информацию, а уметь её целенаправленно искать, для чего необходимо применять различные средства.

 «Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения»[8, с.23] .

Главной особенностью дидактических игр является то, что это игры обучающие, которые несут в себе задачи обучающего характера. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия. Дидактическая игра помогает ему чему — либо научиться в доступной для него форме, что впоследствии приводит к «автодидиктизму»[3, с.67].

Важным свойством дидактических игр является то, что они способны обучать посредством активной, интересной для детей деятельности, но приобретённые знания воспринимаются детьми как «побочный продукт», так как для них главными являются игровые действия, решение игровой задачи и выигрыш.

«Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как — будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях»[3, с.16].

Дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка,  развивает его познавательные способности: учит сравнивать и  классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира. Она является одним из лучших средств для корректировки и преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Немаловажную роль она играет и в развитии речи детей. В ходе игры можно пополнить и (или) активизировать словарь, сформировать правильное звукопроизношение, развить связную речь. Многие игры направлены на  развитие фонематической стороны языка, они через игровое действие побуждают детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, причём повторение звуков не надоедает детям, так как им нравится сама игра и та роль, которая принадлежит ребёнку. И чем больше увлечён ребёнок, тем выше педагогический эффект, так как в момент наивысшего увлечения игрой ребёнок намного активнее произносит нужные звуки.

В дидактической игре происходит и  социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются  взаимоотношений между сверстниками и (или) взрослыми. Через игру познаётся чувство товарищества, у ребёнка формируется чувство справедливости, он учится уступать, когда это необходимо, помогать в беде и т.д.

Такая игра способствует и художественному воспитанию – «совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа»[5, с.75].

Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт, уточняя знания о свойствах предметов, формировать знания о сходстве (различии) предметов, развивают глазомер, мелкую моторику и координацию движений. Кроме этого, они направлены на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания и памяти (произвольной и непроизвольной).

Итак, дидактическая игра способствует накоплению опыта ребёнка,  развивает его познавательные способности: учит сравнивать и  классифицировать предметы, высказывать свои мысли и делать выводы, помогает в изучении окружающего мира, способствует развитию речи. В дидактической игре происходит социально-нравственное развитие дошкольника, так как через неё формируются и совершенствуются взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Дидактические игры в непринуждённой форме помогают детям накапливать сенсорный опыт.

Подытоживая выше сказанное можно отметить: в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмысливать правила, последовательности действий, преодоления трудностей. Дидактические игры формируют у детей память, наблюдательность, сообразительность. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых ситуациях, активизируют разнообразные психические процессы и доставляют эмоциональную радость ребятам — в этом их развивающая роль.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития /пер. с англ. – М.: «Когито – Центр», 2000.

3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Инфра-М, 2001.

4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982–1984.

5.  Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. – Тбилиси: Гора, 2007.

6.  Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.

7.  Гризик Т.И. «Познавательное развитие». Учебное издание. Радуга: познавательное развитие детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. — М.: Просвещение, 2011.

8. Кругликов В.Н. 1988. Дидактические игры. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Источник

Сообщение из опыта работы:

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад №58

Муравьева Елена Геннадьевна

Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе  дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться  к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в  познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена  на получение новых впечатлений об окружающем мире.  

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное  значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.  В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Особое место среди игр дошкольников  занимают дидактические игры. Дидактическая игра — это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.       Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой  парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,  .

Игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры — построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра  является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

       Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Второй год я работаю  по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.

Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•       в умении  анализировать и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление  заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер;
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи — словаря);
  • Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

В процессе дидактических игр  у ребенка  развивается внимание, память, речь, мышление.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры — путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно  с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие.  В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми   стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.

В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка.  При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка»  также использовала дидактические игры.

Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей  в жизнь группы детей.

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше  задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки»,

«Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?».

 В заключении  хочу отметить, что именно  дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Источник