Развитие речевой среды для ребенка в семье

Елена Глухова
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенкаформируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родителям необходимо понимать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!

Источник

Консультация для родителей.            

         Речевая среда в семье и ее влияние на           развитие ребенка.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

      Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему  одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха  в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.         

      Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

Читайте также:  Этапы развития недоношенного ребенка по месяцам

        В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание  в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать  их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Итог.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;
  2. Иметь нормальные умственные способности;
  3. Иметь полноценный слух и зрение;
  4. Обладать достаточной психической активностью;
  5. Обладать потребностью в речевом общении;
  6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно. Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1.   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2.   В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3.  Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4.  Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5.  Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Итак ,блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения

Итак, перед взрослыми стоит цель: 
• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь; 
• в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи); 
• в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма). 
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада. 

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

    Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать  хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще  хвалите  ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный  настрой – залог  успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей! 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А. В. , Лисиной М. И. М. ,1964.
2.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.

  3.Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.

Источник

  Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно.  И что чтобы развивать речь  ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр,  игрушек и «учебников» для малышей.

И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно!  А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних  затрат денег  и сил – просто  «по пути». И получать замечательный результат!

Читайте также:  Оценка развития ребенка неврологом

Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.

Не волнуйтесь! Всё необходимое для развития речи есть в каждой семье – Ваш голос и Ваша любовь к ребенку, стулья и кровать, посуда и игрушки, книжки, природа за окном, книжки, цветная бумага, мыло и другие бытовые мелочи, семейные праздники и многое другое. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий, если знать, как это использовать!

Развитие речи – это не только правильное звукопроизношение, это еще и:

— умение точно, ярко, метко, образно выразить свою мысль, 

— отстоять корректно своё мнение и обосновать его,

— умение слушать и слышать собеседника и вести диалог с ним,

— умение сравнивать, обобщать, делать выводы,  найти суть и отличить ее от неважных деталей и многое другое.

И закладывается всё это в обычном общении с малышом в дошкольные годы.

Важно:

 -Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства.

— Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись — бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня и договаривания фраз, а потом присоединяйте другие способы.

— Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится! 

Способ №1 Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

— обогащение словарного запаса ребенка

— накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов)

-.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова

Для малышей:

Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.). Как правильно подобрать и рассказывать потешки детям, чтобы они действительно развивали речь ребенка можете посмотреть здесь

Для детей постарше:

-называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение

-многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце-длинное, пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти?

-задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа-гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике)

Используем всегда:

-во время купания (какое полотенце-мягкое, пушистое, большое, красивое…, мыло-душистое, ароматное, белое, овальное…, действия-намылим, смоем, вытрем, включим…, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются)

-во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…)

-не кухне (комментируем, что делаем)

-в поездке (что видим за окном машины, автобуса)

Способ №2 Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-уточнение словаря

-умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…)

Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это»

Используем:

во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»)

-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»

-во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

Способ №3 «Непонимание речи малыша» (1-2 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-стимулировать активную речь ребенка

Эффективно:если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать:  ««Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?»

Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко».Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать.

Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу? Скажи — да? Нет?»

Неэффективно:«Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку».

-когда малыш обращается к Вам с просьбой

— в специально созданных ситуациях

Этот способ не сработает, если:

-сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость,

-этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать,

-предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться.

Способ №4А как ты думаешь? (с 3 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение

Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» — «А ты как думаешь?»

При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем  вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому

Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д.

-всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы

-когда ребенок обращается к Вам с просьбой

-в специально созданных ситуациях.

Для использования данного приема необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он  умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить

Способ №5Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (2-4 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-уточнение словаря и его активизация

-развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное

-развивать умение делать выводы. Обобщать

-развивать точность мышления и речи

-при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки)

-накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка-нет, чашка сделана из фарфора, стакан-из стекла)

-дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет)

-во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево (дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) и т.д

-во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем  тарелку и блюдце, чашку и стакан)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…)

-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)

Читайте также:  Развитие организма ребенка с рождения

 Способ №6 Точное называние всех предметов и их частей  в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие мышления и словаря

-ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных

Правильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?»

Неправильно:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)»

Правильно: «Надень брюки (шорты, гамаши)»

Неправильно:«Надень штаны»

В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении

 Способ №7 «Развернутый ответ» (с 3лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение

Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Неправильно:«Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?»

Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается.

-по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?»)

-дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?»)

-после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось?А что не понравилось?»)


 Способ №8 Общение с другими детьми вне занятий (с 2-3 лет, наиболее важно с 5 до 7 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие умения вести диалог

-освоение детьми сложных предложений

-в речи, обращенной сверстнику, ребенок употребляет в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем со взрослыми

-игры с правилами: подвижные (дети договариваются о том, в какую игру будут играть, выбирают водящих, проговаривают слова, предусмотренные игрой), театрализованные (договариваются, какой спектакль будут разыгрывать, распределяют роли, проговаривают реплики, слова, согласно своей роли)

-сюжетно-ролевые игры (распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры…)

-совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине…)

-во дворе

-в семейном клубе

-дома (с братьями и сестрами)

-в играх дома с соседскими детьми

Важно:

-имеется ввиду именно самостоятельное общение, а не их общение под руководством взрослого, который все планирует и организует за детей

-очень полезно общение с более старшими детьми по возрасту


 Способ №9 «Координация движений»(с первых месяцев жизни)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

Развитие речи тесно связано с развитием мозжечка, а значит, связано с развитием координации движений. В этих упражнениях мы не только развиваем движения, но и развиваем речь и создаем предпосылки для ее успешного усвоения.

Для самых маленьких: массаж и первые физические упражнения

Затем:активное ползание по дому, хотьба, ходьба на небольшой высоте (по бревну, скамейке), пролезание через воротца или туннель, игры с мячом, активное пользование ложкой, самостоятельное одевание, подвижные игры на координацию движений…

Для детей постарше:велосипед, коньки, ролики, лыжи, скакалка, «классики» и т. д.

-на прогулке

-по возможности дома

-на отдыхе

-в спортивном клубе


Способ №10 Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи.

Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой»

Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение — называем жанр). Она называется… Ее написал писатель…

Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки.

Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз.


Способ №13 Моторное планирование (любой возраст)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие мелкой моторики и речи связаны, но не каждое упражнение для развития мелкой моторики ведет к развитию речи ребенка.

Как их правильно отбирать для конкретного малыша, что такое моторное планирование читайте здесь

Развитие мелкой моторики: что важно знать и что делать

https://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/

https://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm

-Не тратьте время на упражнения в тех движениях, которые уже получаются у ребенка быстро и легко. Важно осваивать те движения, которые еще не получаются и доводить их до хорошего качества выполнения-легкого и точного. Пальчиковую гимнастику могут заменить лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги и природного материала, игры с мелкими деталями (мозаика и др.)

-По максимуму привлекайте малыша к труду (застегивание своей одежды и обуви, протирание пыли, полив цветов, стирка кукольной одежды, мытье игрушек), который развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию

 

Способ №14  «Письма» (с 4-5 лет)

Зачем нужен этот способ

Пример

Когда можно использовать

-развитие связной речи

-развитие умения строить сложные предложения, связывать их в единый текст, выстраивать речь логично и понятно для собеседника

Вы предлагаете ребенку написать письмо (кому и по какому поводу – обговариваете обязательно. Причем повод должен быть реальным, жизненным). Вы начинаете фразу, малыш ее заканчивает. Например, «Здравствуй… сегодня мы были… Сначала мы… Потом… И вдруг мы встретили…». Слыша постоянно связки между частями текста в Вашей речи, малыш постепенно их усвоит и начнет сам использовать в своих пересказах и рассказах.

Ребенку важно наглядно видеть результат своей речи (оформить историю в виде письма, сказку — в виде самодельной книжки). Диктуя Вам, ребенок получает паузу для обдумывания следующего предложения, чего в обычной речи не бывает. В результате речь становится более развернута.        

Можно

-под диктовку ребенка написать письмо бабушке, папе, который в командировке знакомому человеку в больницу

-записать сказку и оформить в виде книжки-самоделки (книжку со сказкой можно кому-нибудь подарить)

-написать поздравление на открытке к празднику.

Желаю успехов и радостного общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения! 

Буду рада, если мои рекомендации помогли Вам в развитии Ваших малышей.  

Оставьте комментарий

Источник