Влияет ли культура на развитие ребенка

Изображения обезьяны бизнеса / Shutterstock

От обучающие игрушки в руководящие принципы правительства и подробные отчеты о прохождении питомника, есть много ресурсов, которые помогут родителям отслеживать и облегчать развитие своих детей. Но в то время как есть уловки, которые мы можем использовать, чтобы научить детей говорить, считать, привлекать или уважать других, удивительно большая часть того, как они развиваются, определяется культурой, в которой они растут.

Развитие ребенка — динамичный, интерактивный процесс. Каждый ребенок уникален в взаимодействии с окружающим миром, и то, что они призывают и получают от других и окружающая среда, также формирует то, как они думают и ведут себя. Дети, растущие в разных культурах, получают конкретный вклад от своей среды. По этой причине существует множество культурных различий в отношении убеждений и поведения детей.

Язык — один из многих способов, которыми культура влияет на развитие. Мы знаем от исследований взрослых что языки создают, как люди думают и рассуждают. Более того, содержание и фокус того, о чем люди говорят в своих разговорах, также различаются в разных культурах. Еще в младенчестве мамы из разных культур разговаривать со своими детьми по-разному, Немецкие матери склонны сосредотачиваться на потребностях, пожеланиях или их детях как личности. С другой стороны, матери африканской племенной группы Nso больше ориентированы на социальный контекст. Это может включать взаимодействие ребенка с другими людьми и связанные с ним правила.

Масаи дети. Синдромида / Shutterock

Это раннее воздействие влияет на то, как дети посещают себя или свои отношения с другими — формируют свой имидж и личность. Например, в странах Западной Европы и Северной Америки дети склонны описывать себя вокруг своих уникальных характеристик, таких как «Я умный» или «Я хорошо рисую». Однако в азиатских, африканских, южно-европейских и южноамериканских странах дети чаще описывают свои отношения с другими людьми и социальными ролями. Примерами этого являются «Я ребенок моих родителей» или «Я хороший ученик».

Поскольку дети в разных культурах отличаются тем, как они думают о себе и относятся к другим, они также запоминают события по-разному. Например, когда дошкольников попросили описать недавний особый личный опыт, европейско-американские дети предоставил более подробные описания, вспомнил более конкретные события и подчеркнул свои предпочтения, чувства и мнения об этом больше, чем китайские и корейские дети. Азиатские дети вместо этого больше ориентировались на людей, которых они встречали, и на то, как они связаны с самим собой.

Культурные последствия воспитания

Родители в разных культурах также играют важную роль в формировании поведения детей и моделей мышления. Как правило, родители — это те, кто готовит детей к взаимодействию с более широким обществом. Взаимодействие детей со своими родителями часто выступает в качестве архетипа о том, как вести себя по отношению к окружающим, изучая различные социокультурные правила, ожидания и табу. Например, маленькие дети обычно развивать разговорный стиль, похожий на их родителей, — и это часто зависит от культуры.

Получите последние новости от InnerSelf

Европейско-американские дети часто предоставляют длинные, продуманные, самофокусированные повествования, подчеркивающие личные предпочтения и автономию. Их стиль взаимодействия также имеет тенденцию быть взаимным, по очереди разговаривая. Напротив, учетные записи корейских и китайских детей, как правило, короткие, ориентированные на отношение, и проявляют большую озабоченность авторитетом. Они часто принимают более пассивную роль в разговорах. Те же культурные различия во взаимодействии также очевидны, когда дети поговорить с независимым интервьюером.

Дети в западном мире больше доверяют родителям. Gargonia / Shutterstock

Культурные различия во взаимоотношениях между взрослыми и детьми также влияют на то, как ребенок ведет себя социально. Например, в китайской культуре, где родители берут на себя большую ответственность и власть над детьми, родители более авторитетно взаимодействуют с детьми и требовать послушания от их детей. Дети, растущие в таких условиях, с большей вероятностью будут выполнять просьбы своих родителей, даже если они неохотно делают это.

В отличие от этого, китайские дети-иммигранты, которые растут в Англии, ведут себя так же, как английские дети, которые менее склонны следовать родительским требованиям если не желаете.

От класса к суду

По мере того, как мир становится все более глобализованным, знания о культурных различиях в мышлении детей, их памяти и о том, как они взаимодействуют со взрослыми, имеют важные практические последствия во многих областях, где вы должны понимать психологию ребенка. Например, учителям может потребоваться оценить детей, которые приходят из разных культур. Знание того, как дети, исходящие из другой культуры, думают и говорят по-разному, могут помочь учителю лучше взять интервью у них, например, в рамках устного академического теста.

Еще одна важная область — судебные расследования. Осознавая, что китайские дети склонны вспоминать подробности о других людях и быть краткими в своем первоначальном ответе на вопросы, могут позволить исследователю предоставить больше времени, чтобы описательная практика подготовила ребенка к ответам на открытые вопросы и предложила им последующие вопросы.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка автор гаврина

Кроме того, зная, что китайские дети могут быть более чувствительными и соответствовать авторитетным деятелям — и более послушны преступнику в семье — интервьюеру, возможно, потребуется больше времени на создание взаимопонимания, чтобы помочь ребенку расслабиться и уменьшить свой воспринимаемый авторитет. Они также должны быть готовы проявлять терпение с нежеланием раскрывать злоупотребления в семьях.

В то время как дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе, культурное влияние на их развитие явно значительно. Это может даже повлиять на то, как быстро дети достигают разных этапы развития, но исследования по этому сложному вопросу все еще неубедительны. Важно отметить, что знание культурных различий также может помочь нам определить, что общего у всех детей: ненасытное любопытство в мире и любовь к окружающим людям.

Об авторе

Чинг-Ю Хуан, преподаватель психологии, Борнмут университета

Эта статья изначально была опубликована в Беседа, Прочтите оригинал статьи.

Похожие книги:

{amazonWS: searchindex = Книги; ключевые слова = культурное обучение детей; maxresults = 3}

Источник

Влияние культуры на развитие ребенка

Современная психология развития признает, что «развитие в равной степени является и процессом биологического роста, и процессом присвоения ребенком культурных ценностей». Все основные теории развития подвергаются проверке все в новых и новых культурах.

Представляется очевидным, что на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Казалось бы, при анализе физического развития правомерна абсолютистская позиция, согласно которой оно инвариантно. В частности, есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного (сосательный, шагательный, прикосновения) не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение своих родителей. Но в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Во всяком случае, исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей.

Дж. Брунер полагает, что фактором, формирующим выбор стержневых для социального развития человека ценностных ориентации (индивидуалистической или коллективистической), является интерпретация взрослыми ранних действий ребенка.

Не вызывает сомнений, что культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. В результате проведения большого количества исследований в странах с разными культурными традициями установлено, что последовательность развития комплекса привязанности универсальна, но существуют и значительные межкультурные различия.

Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. В частности, как уже отмечалось, всесторонней проверке во многих культурах подверглась теория Ж. Пиаже. Цель сравнительно-культурных исследований в этом случае состоит в попытке четко и недвусмысленно ответить на вопрос: является ли последовательность развития женевских детей, установленная Пиаже, действительно универсальной или на нее каким-либо образом влияет культура? Представляется, что прийти к разрешению этой сложной проблемы можно, лишь ответив на ряд более частных вопросов, которые и ставятся в конкретных исследованиях.

Первый вопрос – неизменен ли порядок следования стадий интеллектуального развития? Отвечая на этот вопрос, психологи единодушно признают, что стадии интеллектуального развития во всех – или, по крайней мере, во всех исследованных – культурах протекают в зафиксированном Пиаже порядке.

Второй вопрос – един ли для всех культур возраст, который Пиаже связывает с каждой стадией интеллектуального развития? Так как между культурами выявлены серьезные возрастные различия в достижении детьми стадий конкретных и формальных операций, исследователи отвечают на этот вопрос отрицательно. В целом во всех случаях темп развития в неевропейских культурах оказался более медленным, что, безусловно, свидетельствует о значительном влиянии культуры и среды.

М. Коул и С. Скрибнер выделили три вида факторов, влияющих на результаты в решении задач Пиаже детьми, принадлежащими к традиционным культурам.

1. Характер деятельности членов определенной культуры (или ее отдельной группы). Так, дети мексиканских гончаров в сравнении с детьми, родители которых имели другую профессию, достигали значимо лучших результатов в решении задач на сохранение массы и количества предметов из глины.

2. Участие в учебных ситуациях, которые характерны для школ западного типа. Действительно, дети из Сенегала и с Новой Гвинеи, посещавшие подобную школу, использовали в своих суждениях конкретные операции намного эффективнее, чем их не ходившие в школу сверстники из тех же деревень.

3. Участие в социальном взаимодействии с людьми из западных культур или соприкосновение с западными интеллектуальными ценностями. Например, результаты группы австралийских аборигенов со средней степенью контактов с европейско-австралийс-кой культурой были во всех случаях лучше результатов детей с низкой степенью контактов. А результаты не обучавшихся в школе китайских детей из Гонконга, страны, где закреплены западные интеллектуальные ценности, сопоставимы с результатами западных школьников, обучавшихся в школе.

Читайте также:  Ребенок в 1 год и 1месяц его развитие

Третий вопрос – существуют ли межкультурные различия в результатах решения задач разного типа внутри каждой стадии интеллектуального развития? На этот вопрос можно дать положительный ответ, так как во многих исследованиях обнаружены значительные вариации порядка, согласно которому дети приобретают различные познавательные навыки в рамках каждой из стадий. Полученные данные подтвердили гипотезу Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми навыками и познавательными навыками ее членов.

В целом следует признать, что проверка теории Пиаже в различных обществах выявила большее влияние культуры на интеллектуальное развитие ребенка, чем предполагалось первоначально.

Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский и его последователи. Исследование, проведенное А.Р. Лурия (1902-1977) в Узбекистане, со всей очевидностью показало, что с изменением основных форм деятельности в быстро трансформирующемся обществе радикально изменяется и структура познавательных процессов. Эти результаты позволяют сделать более общий вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой.

Источник

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Значение сказки.

Сказка- незаменимый инструмент развития нравственно- здоровой личности ребенка, «инструмент для наведения порядка в моей душе» — пишет автор Гладких Любовь Петровна кандидат педагогических наук старший научный сотрудник РАО.

В сказке в зашифрованной символической форме содержится информация о том: как устроен мир и кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие препятствия можно встретить в жизни и как с ними справиться, как приобретать и ценить дружбу и любовь, как строить отношения с родителями и другими детьми, как прощать. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, у детей развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. В сказках заложен определенный ритм, который успокаивает ребенка, создает чувство психологического комфорта и защищенности, делает такой огромный и непонятный мир близким ребенку, помогает ему найти место для своего маленького образа самого себя, образа – я- в таком большом мире взрослых. Это ощущение сопричастности миру будет сопровождать ребенка, воспитанного на материале, правильно и своевременно подобранных для чтения сказок, всю его взрослую жизнь.

Значение фольклора

в том, что мы учимся, не подозревая об этом, и не можем не научиться на уровне подсознания, непроизвольно, это обучение пронизывает все виды народного фольклора : былины, сказки, песни, потешки —край – в колыбельных —это граница, за которую переступать не стоит. Граница добра и зла, личного пространства, своей люльки, своего дома, двора, деревни, в который мы должны входить постепенно, не раньше, чем разрешат взрослые. Это мир, который защищал ребенка и давал представление об устройстве и быте своей семьи и народа, через рукоделие приходит мир души).

Значение колыбельных.

«Колыбельные – самые древние песни человека, обладающие огромной жизненной силой. Это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие к нему проникновения зла. Это поэтическое выражение любви матери, ее желание оберечь дитя и подготовить его к жизни и к труду.

Есть колыбельные, написанные специально для мальчиков и для девочек с большой смысловой нагрузкой и своеобразным руководством к действию. Есть еще колыбельные для капризных детей.

Психолог: «дети, которым пели колыбельные, не только более спокойны и послушны, но и более интеллектуальны, повторяющиеся фразы развивает свойства памяти, благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка. Слушая песни мамы, ребенок чувствует, что он любим и ценен. Его окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царит и побеждают любовь, добро и согласие. Ритмика колыбельных служит профилактическим средством двигательных и речевых расстройств, заикания, нарушения координации движений и др.

Значение танцев.

Происхождение коллективных танцев, игр, связанных с народным фольклором и традициями, танцев разных народов идет из глубины веков. Здесь нет зрителей и исполнителей, все являются участниками и создателями игрового действия.

Это снимает механизм оценивания, раскрепощает, создает общий ритм, заряжение эмоциями веселья. Гипервозбудимого или агрессивного человека общий ритм танца заставляет сдержать эмоции, действуя в общем темпе, а медлительного побуждает к действию. В этом психотерапевтическое значение танцев.

Значение бисероплетения.

Мнение психолога: в бисероплетении были отражены чаще растительные мотивы и картина мира, особое отношение мастеров того времени к природе. Когда человек смотрит на сочетание острых линий растительного орнамента или на живые растения, у него возникает интерес к жизни, чувства радости, что положительно влияет на лечение многих нервных расстройств и дефектов речи : дизартрии, заикания, лечит депрессию. Детям- вселяет уверенность в своих силах, избавляет от беспомощности в мире взрослых.

Лоскутная техника.

Развивает лоскутная техника художественный вкус. Когда дети подбирают по цвету ткани, а также при соприкосновении с натуральными материалами, в отличии от пластмассовых игрушек, ребенок успокаивается, расслабляется, исчезают мышечные зажимы, появляется тонкость восприятия, пальчики становятся тонко чувствующими сенсорно развитыми.

Читайте также:  Развитие ребенка в нутри этапы

Вязание.

Вязание -очень древнее мастерство. Оно пользовалось популярностью еще до нашей эры. Это творческий процесс самовыражения через вязанные изделия. Врачи считают вязание настоящим лекарством, нормализующим работу нервной системы, помогающим расслабляться после тяжелого дня. Наши руки совершают размеренные ритмичные движения, не требующие больших усилий. Эта творческая работа не утомляющая, а спокойная,способствует хорошему настроению, т. к. происходит стимуляция многочисленных рецепторов на наших ладонях. Снимается усталость,внутреннее напряжение, улучшается память,речь, внимание, нормализуется гормональный фон, что способствует похудению.

               Консультация подготовлена  с использованием материалов курса: «Социокультурные истоки» Мурманского института развития образования.

Источник

Влияние художественной культуры на развитие

 личности дошкольника

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы влияния культуры на становление личности ребенка-дошкольника.

Исследования Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Е.Б. Горловой, Л.С. Колмогоровой, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и других показывают, что содержанием педагогических и социально психологических образований в структуре личности ребенка являются следующие компоненты культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, трудовой, экологический, ценностно-ориентировочный, художественно-эстетический, психологический, исторический, досуговый, информационный, а также компонент «Я — сам».

На современном этапе развития общества художественная культура каждого народа играет особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества.

Одним из главных показателей становления личности будущего школьника является сформированность основ художественной культуры, которые включают в себя две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности.

Данные компоненты интегрируются в определенные качества личности, и от уровня культурного развития личности зависят:

  1. оперирование знаниями и умениями в области искусства;
  2. ценностные представления об искусстве в целом и его отдельных видах;
  3. умение делать эстетические суждения и оценки на основе развитой монологической речи с богатым словарным запасом;
  4. владение различными видами художественной деятельности, в том числе и творческой;
  5. сформированность личностных предпочтений, мотивов, побуждающих к активному участию в том или ином виде художественно-творческой деятельности; желание преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  6. владение умениями коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).

Художественная культура личности является интегральной характеристикой личности, оказывающей определяющее влияние на предпочтение и содержательные аспекты активности личности в сфере потребления культуры. Как и взрослые люди, дети с различным уровнем художественной культуры нуждаются в различных подходах для того, чтобы общение с искусством выступило для них как фактор развития личности.

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. В дошкольной педагогике сложился достаточно широкий арсенал средств приобщения ребенка к эстетической и художественной культуре. В разных видах творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической, игровой) ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты. Следует отметить, что приобщение ребенка к миру искусства — изобразительного искусства, музыки и театра — может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Задача педагогов и родителей — создать необходимые условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной деятельности. Искусство в своей зрелой и развитой форме не может быть освоено ребенком. Однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка.

Формирование художественной культуры необходимо активно начинать как можно раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и развить многие психические качества, мыслительные и творческие процессы: восприятие, воображение, память, анализ, синтез, внимание, наблюдательность, эмоциональность и т. д.

Таким образом, развитие художественной культуры личности это, прежде всего, процесс окультуривания человека, поскольку в приобщении к самой культуре, представленной в произведениях искусства, памятниках прошлого и предметах настоящего, происходит приобретение, усвоение культурных норм, понимание специфики отражения в художественных образах окружающего мира, познание культуры: ценностей, традиций, обычаев разных народов.

Источник